Мартиросян Ирина
Экологическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте ребенок учится сочувствовать, переживать, заботиться о животных, ухаживать за растениями, т. е. все воспринимает всей душой и сердцем. Необходимо научить ребенка правильно относиться к природе - радоваться всему, что вызывает добрые чувства, и возмущаться, встречаясь с тем, что губительно отражается на природе. А это длительный процесс, поэтому закладывать основы экологического образования нужно как можно раньше.
Дети усваивают только ту информацию, которая их чем-то привлекла, как-то обратила на себя внимание. Поэтому любые знания нужно давать детям незаметно. Ненавязчиво, как бы играя.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
Природных явлений очень много, и для детей знакомство с природными явлениями будет интересно только тогда, когда рассказ о них будет понятным. Например, для ребенка 3-х лет достаточно будет, что солнышко пошло спать, а дождик плачет, потому что ему грустно. С детьми постарше изложение темы должно быть правдивым, обретающим реальность. На прогулке учу детей замечать изменения, происходящие в природе весной, зимой, летом и осенью. Таким образом, дети наблюдают сезонные изменения в естественной обстановке. Подчеркиваю, что есть такие явления, которые происходят только зимой-снегопад, метель ; осенью-листопад; летом-жара ; весной-половодье. Задаю вопросы: «Какая сегодня погода?», «А какое сегодня небо?» и т. д. Организуя наблюдение в природе, стремлюсь к тому, чтобы дети не только получали полное описание предмета или явления, но и могли сами выразит это словами (объекты природы- существительными, признаки-прилагательными).Зимой вместе рассматриваем снег. Объясняю, что снег-это много-много снежинок. Предлагаю поймать снежинку на варежку и рассмотреть ее. Потом подышать на нее. Если пошел дождь, предлагаю подставить ладошки и почувствовать, какой дождь (летом теплый, а осенью холодный). При наблюдение детей за животными направляю детское внимание на поведение животного: что делает, как передвигается, что ест? Затем внешние признаки: чем покрыто тело, какие ноги - длинные или короткие, какие глаза и т. д. Помогаю замечать интересные особенности в поведении и внешнем виде.
Так как наша детская площадка огорожена и на ней нет растений, некоторые природные материалы приношу с собой. Собираю их в парке, в лесу (шишки, листья, камни, кору и т. д.). Осенью наблюдаем за листопадом, рассматриваем листья, различаем их по форме (круглые, удлиненные, похожие на звезду, по размеру, по фактуре (гладкие или шершавые).На улице во время наблюдения за деревьями обследуем кору, и они узнают о том, что она бывает разная: шершавая и гладкая, теплая или холодная, твердая и даже имеет запах. На прогулке даю небольшие трудовые поручения. Осенью-собрать листья, зимой- убрать снег. При этом подчеркиваю важность и необходимость работы, которую выполняют дети. Вместе с детьми создаем огород на подоконнике, сажаем семена, поливаем ростки.
Например, проведя несложный опыт, можно показать детям, как дышит растение. Взять свежесорванную веточку с листочками и оставить ее на некоторое время без воды. Когда листья немного увянут, рассмотреть веточки с детьми. Предложить поставить веточки в стакан с водой на подоконник. Через некоторое время ветви оживут и листочки поднимутся, могут даже дать корни.
Подвожу детей к мысли, что растения нужно поливать, животных кормить. Так же и природу нужно беречь и заботиться о ней. Объясняю, что если забыть полить растение или покормить животное, они могут погибнуть. Если оборвать бутоны, растение не будет цвести. Если заглядывать в птичьи гнезда, мама-птица может испугаться и покинуть гнездо. Птенцы останутся без материнской заботы и погибнут. Как альтернативу, можно предложить посмотреть на птицу в бинокль. Или подкормить птиц, изготовив кормушку, тем самым проявив свою заботу.
Можно даже объяснить, как образуется тень. Рассмотреть тени на улице-от фонаря вечером, от солнца -днем. Показать в группе на примере стекла или прозрачной пленки, что прозрачные предметы не дают тень, т. к. они пропускают свет. А непрозрачные свет не пропускают - вот и образуется темный силуэт - тень.
После полученных впечатлений можно садиться рисовать, лепит, делать аппликацию. Работа с природным материалом одна из самых любимых у детей. Даю потрогать фасолинки, листочки, шишки, каштаны. Потом предлагаю сделать ежика из осенних листьев, сову из шишки. После наблюдения за солнцем рисуем солнышко лучистое. Если рассматривали снежинки,можно нарисовать их на листе бумаги. После наблюдения за кошкой дети радостно слепят котенка. И даже пластилиновую радугу.
Многие растения, животных и даже явления природы мы не можем наблюдать в ближайшем природном окружении,и они не могут быть изучены через наблюдение. Поэтому, чтобы было интересно, использую презентации,диафильмы,мультфильмы. Темами могут быть животные тайги или жарких стран, обитатели морей и океанов, и т. д. Иногда невозможно рассмотреть явления природы в непосредственном наблюдении в силу изменчивости природы,и тогда на помощь приходят картины,они дают возможность подробно рассмотреть явления природы (молния, ураган, метель и т. д.) .
В работе с детьми я убеждаюсь, что они очень любят сказки, рассказы, стихи. Художественная литература глубоко воздействует на чувства детей. Сначала я читаю произведение, потом провожу с детьми беседу,задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Часто дети сами задают вопросы: «А волк их не съел?», «А зайчик успел убежать?» Стараюсь донести до детей смысл произведения, объясняю, если непонятно. Если тема недели «Зимующие птицы», то произведения подбираю о снегирях, дятлах и т. д. Прежде всего. использую литературу,рекомендованную программой детского сада. Это произведения В. Бианки, А. С. Пушкина, Н. Некрасова, К. Д. Ушинского и т. д.
Так же в саду в течении год проводятся развлечения для детей по ознакомлению с произведениями о природе и временах года. Во время подготовки ребята разучивают песни, стихи, отгадывают загадки.
В своей работе придаю большое значение играм. В дошкольном возрасте актуальны игры природоведческого характера-подражание животным, их повадкам, образу жизни. Во время подвижных игр предлагаю детям сложить ладони и подвигать ими как рыбка хвостиком. Повторить движение крыльев птиц во время полета. Попрыгать как зайчик, поджав ушки, покружиться как снежинка. Использую настольно-печатные игры «Зоологическое лото», лото «Ягоды и фрукты», пазлы «Животные и их детеныши» и т. д. Детям нравятся словесные игры. Эти игры обогащают словарный запас, улучшают память, помогают подбирать нужные слова при описании предметов или явлений. («Угадай по описанию», «Назови ласково», «Кто чей? и т д). При изучении обитателей нашей планеты (животные, птицы, рыбы) даю детям потрогать руками игрушку-аналог, рассмотреть ее.
Моя задача-вырастить отзывчивых, добрых, милосердных детей. Научить экологически грамотному поведению в природе, гуманному отношению ко всему живому. ЧТОБЫ каждый ребенок с интересом и любовью относился к каждой травинке, к насекомым, к природе и к людям.