гулидова ольгьга
Доклад «Содержание РППС в физкультурно — оздоровительной работе ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание Рппс в физкультурно — оздоровительной работе ДОУ
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении»
Ж. Ж. Руссо
Готовясь к данному выступлению, я опиралась на методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении по физическому развитию детей в соответствии с ФГОС ДО, а также на небольшой, но опыт своей работы.
Публикация «Доклад „Содержание Рппс в физкультурно — оздоровительной работе ДОУ“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» декабрь 2019
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей и современный детский сад – это место, где ребенок получает жизненный опыт в наиболее важных для его развития сферах жизни, взаимодействуя с окружающей средой.
Основной задачей дошкольных учреждений является, прежде всего, сохранение и укрепление здоровья детей, обучения и привитие навыков здорового образа жизни.
Для создания целостной системы физкультурно– оздоровительной работы очень важным является организация развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ.
Предметно-развивающая среда ДОУ - это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в детском саду, состояние его физического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех сторон образовательного процесса в ДОУ.
Что включает в себя РППС по физическому развитию?
1. РППС спортивного зала.
Образовательное пространство физкультурного зала должно быть обеспечено спортивным оборудованием, подбор которого определяется задачами как физического, так и всестороннего воспитания детей. Многообразие оборудования и пособий дает возможность
продуктивно его использовать в разных видах занятий по физической культуре, при
этом создавая их вариативное содержание для развития произвольности движений
детей, их самостоятельности и творческих замыслов.
Пространство зала в нашем ДОУ оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
При оснащении физкультурного зала следует опираться на Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении по физическому развитию детей в соответствии с ФГОС ДО.
2. РППС спортивной площадки : мягкое покрытие, гимнастическое стационарное бревно, лабиринт, ракета для лазанья, мишени для отрабатывания меткости и т. д.
3. РППС групповых площадок : барьерчики для лазания, дуги для лазанья, лабиринт для детской площадки и другие атрибуты для подвижных игр и самостоятельной деятельности детей.
4. Физкультурные уголки в групповых комнатах.
К физкультурному уголку и его оборудованию предъявляются следующие требования: Прежде всего, в групповой комнате нужно правильно выбрать место для расположения физкультурного уголка.
1. В целях безопасности спортивный уголок не следует размещать рядом с окнами, центром науки и природы, центром песка и воды, центром театра и музыки. Он может быть размещен: в приемной, групповой или спальной комнате.
2. Отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям, а расположение - принципу целесообразности.
3. Уголок должен логично вписываться в интерьер комнаты и быть эстетически оформлен.
4. Уголок должен соответствовать возрасту детей и требованиям программы, обеспечивать свободный выбор и доступ детей.
5. При оформлении уголка необходимо учитывать взаимосочетание отдельных снарядов по форме, цвету, величине.
6. Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными.
При создании РППС мы должны руководствоваться следующими принципами, определенными в ФГОС дошкольного образования:
1. Полифункциональность материалов - возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и др., не обладающих жестко закреплённым способом употребления предметов. Полифункциональность материалов помогает изменить его в зависимости от образовательной ситуации, например, те же мягкие модули могут быть строительным материалом, служить ориентирами, или препятствиями в эстафете и подвижных играх.
2. Трансформируемость предметно-пространственной среды спортивного зала подразумевает возможность её изменения в зависимости от образовательной ситуации.
Спортивное оборудование зала размещено по периметру помещения благодаря этому остается максимальное пространство для активной двигательной деятельности и проведения НОД. В теплое время года зарядка и непосредственно образовательная деятельность провидится на спортивной площадке, так же используется и асфальтированная территория детского сада для проведения спортивных эстафет и кроссов для детей старшего дошкольного возраста. Во время проведения непосредственно образовательной деятельности дети могут легко пользоваться любым спортивным инвентарем и пособиями, которые располагаются на открытых полках и стеллажах находящихся в свободном доступе детей разных возрастных групп. Инвентарь можно перемещать, переставлять с одного места на другое в зависимости от образовательной ситуации, и поставленной задачи. Использование мягких красочных модулей помогает трансформировать пространство.
Вариативности предметная развивающая среда предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную активность детей;
Насыщенность предметно-пространственной среды должна обеспечивать:
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики,
участие в подвижных играх и соревнованиях;
- наличие атрибутов: для подвижных игр (маски, полумаски);
- игр с прыжками (скакалки, обручи);
- игр с бросанием, ловлей метанием (кегли, кольцеброс, мячи);
- спортивных игр (бадминтон, теннис, настольный хоккей);
- дидактические игрушки;
- мягкие крупногабаритные модули;
- наличие иллюстративного материала для ознакомления детей с разными видами
спорта (иллюстрации, фото, альбом.);
- эстетика в оформлении оборудования и самого уголка;
- креативность (творчество) педагогов в дизайне физкультурного уголка.
Безопасность -среда предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности.
РППС должна быть разнообразна и динамична.
Еще хотелось бы уделить внимание нестандартному оборудованию, которое позволяет внести элементы новизны, необычности. Яркий цвет спортивного инвентаря способствует повышению интереса детей к играм и упражнениям, придаёт необходимую эмоциональную окраску, стимулирует их двигательное творчество. Использование таких пособий увеличивает количество упражнений для разных групп мышц, повышает мышечный тонус, улучшает работу организма и приобщает детей к здоровому образу жизни.
Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Можно без особых затрат обновить игровой инвентарь если есть желание и немного фантазии. Применение нестандартного оборудования и пособий вносит разнообразие в подвижные игры и физкультурные мероприятия, позволяет шире использовать различные упражнения, варьировать задания, вносить изменения, разнообразить праздники и развлечения.
Также, для изготовления нетрадиционного оборудования можно привлекать родителей и самих дошколят.
При создании и совершенствовании РППС следует учитывать и еще один момент – это конечно интеграция образовательных областей:
• Социально-коммуникативное развитие - в среде физкультурного зала представлен материал (атрибуты для подвижных игр, иллюстрированный материал, фотоальбомы) для развития навыков и умений игровой деятельности, приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формированию гендерной, семейной, гражданской принадлежности, формированию патриотических чувств, безопасности жизнедеятельности;
• Познавательное развитие - в среде представлен материал (наборы картинок спортивной тематике, иллюстрации, спортивный инвентарь и др.) для развития познавательно-исследовательской деятельности, презентации на темы: «Олимпиада», «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта», «Неделя здоровья», «Праздник танца», «Мы со спортом крепко дружим»;
• Речевое развитие - в среде представлен материал (игры на развитие мелкой моторики, картотеки считалок, подвижных игр, алгоритмы (схемы) выполнения упражнений, мнемотаблицы, картинки, иллюстрированный материал и др.) для развития свободного общения со взрослыми и детьми, развития всех компонентов устной речи детей;
• Художественно-эстетическое развитие - в среде представлен материал (музыкальный центр, аудиозаписи, иллюстративный материал и др.) для развития навыков и умений музыкально-художественной деятельности, развития детского творчества;
• Физическое развитие - в среде представлен материал (ленты, султанчики, картотека подвижных игр, эстафет, считалок, комплексы утренней гимнастики под музыку, иллюстративный материал и др.) для формирования потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании, сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей.
Физическая культура в ДОУ с применением соответствующего оборудования благотворно сказывается на двигательной активности детей, повышает иммунитет и активизирует умственные способности. Она позволяет не только закреплять и развивать основные движения правильно формировать костно-мышечную систему, но и доставляет детям массу положительных эмоций, укрепляя их психику. Правильно организованная РППС является залогом крепкого здоровья наших детей, а значит и нации в целом.