Данилова Валентина
Ритмопластика в театральной деятельности
«РИТМОПЛАСТИКА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
«Театр – это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а играя, познает окружающее…» О. П. Радынова
Один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в ФГОС - «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».
Публикация «Ритмопластика в театральной деятельности» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Ритмика и ритмопластика
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.
Одной из составных частей театрализованной деятельности является ритмопластика – выполнение под определенную музыку образно танцевальных движений.
Все мы знаем, что если на сцену выйдет актер и просто произнесет свои слова, то образ будет не полным и не реалистичным. Слова еще не все говорят. Необходим рисунок движений на сцене, так как слова – для слуха, а пластика – для глаз.
70% информации человек получает через зрение. В театре этот закон сохраняется. Зритель знакомится с героем через внешние проявления, главным образом через пластику движений.
Что дает занятие римопластикой?
• Психологическое раскрепощение ребенка, снятие зажимов.
Ритмопластика помогает справиться со многими проблемами и эмоционально-личностными особенностями детей. Робкому ребёнку поможет стать более смелым и решительным, застенчивому – преодолеть неуверенность в себе
• Обогащение эмоциональной сферы.
Для создания образа необходимо подумать и представить этого героя, включить фантазию, воображение, эмоциональную память, и самое главное – поверить в правду вымысла и передать (в том числе и с помощью движений) свои чувства и переживания.
• Совершенствование физических качеств. При подражании движениям зверей, птиц, явлениям природы движения могут быть плавными (крылья лебедя) или резкими (как роботы, быстрыми (полет шмеля)или медленными, простыми (движения деревьев при ветре) и координационно сложными (вальс цветов, и т. д.
• Совершенствование коммуникативных способностей – в процессе театрализованной деятельности происходит взаимодействие детей друг с другом, детей с педагогом.
Задачи, которые ставит педагог на занятиях ритмопластикой:
• Обучающие – учить детей выполнять движения эмоционально, выражая себя в соответствии с образом, заложенном в музыке.
• Развивающие – развивать чувство ритма, темпа, пластики движений.
• Воспитательные – воспитывать стремление выразительно выполнять движения, развивать артистические способности, внимание, сосредоточенность
Разучивание каждой роли делится на несколько этапов (от простого - к сложному)
Этапы освоения ролей:
1- Выполнение простых гимнастических оздоровительных/коррекционных упражнений – это предварительная работа. Как правило это подражание движениям животных, птиц и т. д.
2- Создание танцевального образа – комбинация движений, которые соответствуют выбранной роли. Важно, что на этом этапе происходит эмоциональное наполнение движений.
3- Отработка отдельных движений
4- Отработка фрагментов танца
5- Танец
Использование ритмопластических театрализованных игр не должно сводиться только к подготовке выступления, показа того или того спектакля или драматизации. Они рассчитаны на активность детей, на их импровизацию и творческое взаимодействие друг с другом и педагогом, ведь от игры к игре активность детей и творческие проявления их будут возрастать, они быстрее и свободнее станут перевоплощаться, проявлять большую самостоятельность при выборе выразительных средств художественной выразительности передачи образа.
Главное, чтобы ребёнок не чувствовал, что его обучают, а занят был интересной для него деятельностью, был увлечён сказкой, общением, музыкой, игрой. Только это поможет развить творческое начало в каждом ребёнке.
Предлагаем вам посмотреть видео занятия по ритмопластике в средней группе на тему «Добрый доктор Айболит».
А теперь я предлагаю вам (воспитателям, педагогам ДО) самим прочувствовать на себе положительный эмоциональный и физический эффект ритмопластики.
Под песню «Лесная зарядка» воспитатели и педагоги выполняют движения, подражая движениям животных и птиц.