МААМ-картинки

Доклад на тему «Приобщение младших дошкольников к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми»

Светлана кузьменкова
Доклад на тему «Приобщение младших дошкольников к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми»
▼ Скачать + Заказать документы

Материал для педагогического совета «Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства»

Доклад на тему :

«Приобщение младших дошкольников к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми».

В младшем дошкольном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии расширение круга общения. Помимо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя мир сверстников.

Публикация «Доклад на тему „Приобщение младших дошкольников к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми“» размещена в разделах

Решая одну из задач образовательной программы, большое внимание уделяется формированию у детей навыков и выполнению ими правил вежливого общения, организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Планируя работу, педагог обращает внимание на формирование таких качеств личности, как чуткость, внимательность, предупредительность, тактичность, которые помогут ребенку видеть и различать состояние человека, решить, как следует поступить в каждом конкретном случае, чтобы не причинить окружающим неприятностей.

Основной целью для педагогов является создание условий для успешного приобщения и воспитания у детей значительного уровня культуры общения, что является основой для дальнейшего развития личности, формирование у детей потребности в новых формах общения со взрослыми : сотрудничестве, инициативном общении на познавательные

темы и инициативном общении со сверстниками.

При этом решаются следующие задачи:

1. Формировать представления об элементарных моральных нормах и правилах, поддерживать их проявления детьми.

2. Способствовать развитию коммуникативных навыков через игры и игровые упражнения.

3. Использовать индивидуальный подход к детям с различными особенностями в развитии эмоциональной сферы.

4. Создавать условия для партнёрского общения со взрослыми.

5. Создавать основу для формирования позитивного образа «Я».

6. Содействовать развитию представлений о человеке: его внешних особенностях, психическом состоянии (эмоции, настроение).

В работе с детьми используются следующие формы работы:

1. Создание проблемных ситуаций с сюжетно-дидактическими игрушками.

2. Совместная со взрослым игра.

3. Индивидуальная игра.

4. Чтение.

5. Беседа.

6. Наблюдение.

Игры с детьми способствуют развитию основных умений общаться. Игровые упражнения подбираются по принципу от простого к сложному, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.

Развивающую среду для малышей следует оформить так, чтобы им было комфортно и интересно в группе. У вновь поступивших детей в детский сад нет никаких навыков общения со сверстниками. Чтобы познакомить детей друг с другом и обратить внимание на соседа, хорошо обратиться к фольклорным произведениям - это русские народные песни, стихи, прибаутки, колыбельные, потешки.

Разучиваются русские народные пословицы и поговорки о дружбе и взаимоотношениях. («Маленькая дружба лучше большой ссоры», «Дерево держится корнями, а человек друзьями», «Знал дружка в радости, не оставляй в горести» т. д.)

Художественное слово очень положительно влияет на поведение детей. Дети, разучивая стихотворения с большим удовольствием рассказывают их в детском саду, дома, друзьям, знакомым.

Дети очень любят слушать и смотреть русские народные сказки: «Теремок», «Заюшкина - избушка», «Репка» и другие. В них показаны взаимоотношения сказочных героев друг с другом, которые дети переносят в свою игровую действительность. Дети сами ищут выход из конфликтной ситуации, основываясь на поведение героев сказки.

В этом возрасте часто дети отбирают игрушки друг у друга, не могут её поделить, затем следует плач и на помощь снова приходит фольклор. Можно начать приговаривать: «Кто у нас хороший.». В итоге все дети хотят, чтобы про них пропели, что они хорошие, а про игрушку просто забывают.

Для формирования у детей желания общения друг с другом можно использовать следующий приём. За столик, на котором находятся игрушки, сажают детей, наблюдают за игрой сверстников, выражают своё одобрение, хвалят за инициативу по отношению к сверстнику помочь достать кубик, одобряют, если дети вместе строят заборчик для собачки и т. д. Учат детей не только взаимодействовать с игрушками, но и друг с другом. Специальные систематические занятия по организации взаимодействия детей (в играх, труде, на занятиях) помогают, малышам хорошо узнать своих сверстников, реже ссориться, между ними царит атмосфера доброжелательности. Дети умеют играть друг с другом. Приходя в детский сад, дети учатся здороваться сначала с игрушкой, а затем со сверстниками и воспитателями. Вскоре дети без затруднений и стеснений здороваются со всеми.

Широко применяются игры с дидактической куклой. Эти игры вызывают непосредственный интерес ребенка к взрослому. Создаю игровые ситуации «Кукла плачет», дети жалеют её, зовут играть с собой, дарят свои игрушки, вытирают слёзы. Этим можно вызывать у детей эмоциональную отзывчивость. Другие игровые ситуации формируют у детей первые навыки общения друг с другом, воспитывают доброжелательность к персонажам и к сверстникам.

В младшей группе дети учатся речевому этикету при разрешении конфликтных ситуаций:

- Прости меня, пожалуйста!

- Я больше так не буду!

- Извини!

Но настоящий положительный эффект получается, когда детей учат шуточным способом примирения - «мирилки». Дети с большим удовольствием берутся за мизинчики и начинают «обряд», в итоге все остаются довольны и счастливы.

При формировании у младших дошкольников доброжелательного отношения к сверстникам используются положительная предвосхищающая оценка. Например, Вика плачет и не может достать мяч из-под стола. Обращается внимание детей на девочку: «Почему Вика плачет? Как ей можно помочь?» Дети не всегда знают, как помочь, только пожимают плечами. Можно, например, сказать, что Дима у нас добрый, всегда поможет найти затерявшуюся игрушку. Мальчик в ответ кивает головой. «Дима, принеси, пожалуйста, Вике вон тот мяч» - и указать на закатившийся под стол мяч. Диму похвалили, и он идёт и достаёт мяч, но ему не хочется его отдавать, потому что самому понравился. «Дима добрый, пожалеет Вику и конечно, ему не жалко отдать ей мяч». Мальчику ничего не остаётся, как подать девочке мяч, у которой слёзы вмиг пропадают.

Таким образом, сообщают ребёнку знания о формах и способах проявления доброжелательности к сверстнице. При этом воспитатель не выступает в форме авторитарного «управления» ребёнком, а приближается к сотрудничеству с ним. Очень хороший результат достижения, когда предвосхищающая оценка используется с вербальным общением.

Для формирования добрых взаимоотношений между детьми можно провести ряд 00Д, например: «Поездка в гости к бабушке», «Наши хорошие поступки», «Поиграем вместе с Хрюшей». С помощью ООД по формированию целостной картины мира «Мой друг», «На поезде дружбы», «Урок вежливости», «Отмечаем день рождения» расширяются представления о дружбе. У детей проявляется радость за сверстника. Рассматривая сюжетные картинки о взаимоотношениях со взрослыми («Мамины помощники», «Встретим бабушку», «Вместе с папой» и т. д.) и беседуя с детьми, воспитатель дает представление воспитанникам, как нужно относиться к пожилым людям, проявлять любовь и заботу к родителям, бабушкам и дедушкам.

Возможно использование игр, которые направлены на формирование доброжелательных взаимоотношений в коллективе сверстников и со взрослыми. Например, дидактическая игра «Хорошо - плохо». В этой игре ребенок должен сделать правильный выбор : карточки с хорошими

поступками нужно сложить возле зеленого кружочка, а плохие - к красному кружочку. Играя в эту игру, дети познают, что хорошо (уступить место старику в автобусе, дать игрушку плачущему ребенку) и что плохо (включать громко музыку, отбирать игрушки, драться и т. д.)

Игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущей. Мы должны научить детей добрым взаимоотношениям, играть без конфликтных ситуаций, решать их при необходимости.

Остановимся на одной из игр «Комплименты». Вначале словарный запас детей скуден: хороший, красивый, умный. Но ребёнку будет очень приятно слушать комплименты в свой адрес. Со временем словарный запас у детей расширится. Аналогично этой игре организовываются такие игры, как: «Волшебный стульчик», «Нам без тебя не интересно, потому что.», «Пирамида любви».

Во время бесед нужно объяснять детям, что девочкам необходимо помогать, уступать. Можно использовать пальчиковый театр, где персонажи девочки и мальчики. Куклы в перчатках постоянно общаются с детьми, решают различные проблемные ситуации

В общении с детьми нужно придерживаться следующих принципов:

- Отсутствие психологического давления на ребенка.

- Спокойный доброжелательный тон.

-Введение традиций, повышающих общий эмоциональный фон и улучшающих психологический климат;

- Учет конкретных интересов детей в совместной деятельности.

Формируем у детей доброжелательное отношение не только к сверстникам, но и к взрослым. Можно поиграть с детьми в игру «Мамины помощники», «Повяжи бабушке платочек», сделать подарки родителям к праздникам, что способствует проявлению внимания, заботливого отношения к окружающим.

Всю работу в данном направлении необходимо организовывать в тесном взаимодействии с родителями. Активное участие родителей в совместной деятельности с детьми способствует развитию инициативного общения ребенка с взрослыми (не только близкими). С целью привлечения всех участников воспитательного, образовательного процесса, используются разнообразные формы работы с родителями (наглядная информация, консультации, родительские собрания, дискуссии, анкетирование, индивидуальные беседы).

Заключение.

Воспитатели - творческие люди. И хотелось бы, чтобы они проделывали как можно больше работы по приобщению дошкольников к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Ведь для детей так важна потребность в общении друг с другом, уметь самостоятельно организовывать игру со сверстниками, распределять между собой роли и договариваться об игре. Дети должны соблюдать элементарные общепринятые нормы поведения в детском саду, в повседневной жизни самостоятельно, без напоминания со стороны взрослого, пользоваться «вежливыми» словами.

Для написания доклада использовались интернет ресурсы.

Публикации по теме:

Приобщение детей к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми через игровую деятельность Доклад. Выполнила Логачева Светлана. Приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Формирование у детей культуры речевого общения со взрослыми и сверстникамиФормирование у детей культуры речевого общения со взрослыми и сверстниками С развитием речи у детей возникает потребность в общении. Расширяется круг людей, с которыми контактирует ребенок. Дети осваивают новые.

Как помочь ребенку с нарушениями речи устанавливать взаимоотношения со сверстниками. Презентация В детском саду "Розочка" с. Крымская Роза с 02.04.18 по 06.04.18 проходила "Неделя инклюзивного образования". В рамках этой недели была.

Консультация для родителей «Влияние типа нервной деятельности детей на их взаимоотношения со взрослыми» Темперамент - совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих эмоциональную и динамическую стороны ее деятельности и.

Консультация для воспитателей «Подвижные игры, направленные на развитие общения младших дошкольников со сверстниками» Игры-забавы и детские хороводы. Они созданы по образцу народных и несут в себе элементы фольклора и народной культуры. Привлекают малышей.

Круглый стол «Культура общения детей с взрослыми и сверстниками. Азбука общения» Основная часть Тема: «Культура общения детей с взрослыми и сверстниками»Азбука общения Цели: привлечь внимание родителей к проблеме общения.

Культура общения детей с взрослыми и сверстниками — составляющая основа культуры поведения. Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные,.

Мастер-класс на тему «Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» МБДОУ Детский сад №34»Чиполлино» р. п. Выездное Мастер-класс на тему «Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Приобщение дошкольников к правилам дорожного движенияПриобщение дошкольников к правилам дорожного движения С каждым годом все сложнее становится обстановка на улицах города, возрастает опасность дорожно-транспортных происшествий. В связи с этим.

Социальное развитие детей дошкольного возраста в процессе общения со взрослыми и сверстниками Социальное развитие детей дошкольного возраста в процессе общения со взрослыми и сверстниками Термин «социализация» в целом определяется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад на тему «Приобщение младших дошкольников к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми»
Опубликовано: 28 октября 2018 в 14:46
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доклад на тему «Приобщение младших дошкольников к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана кузьменкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД