Светлана кузьменкова
Доклад на тему «Приобщение младших дошкольников к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми»
▼ Скачать + Заказать документы
Материал для педагогического совета «Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства»
Доклад на тему :
«Приобщение младших дошкольников к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми».
В младшем дошкольном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии расширение круга общения. Помимо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя мир сверстников.
Публикация «Доклад на тему „Приобщение младших дошкольников к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми“» размещена в разделах
Решая одну из задач образовательной программы, большое внимание уделяется формированию у детей навыков и выполнению ими правил вежливого общения, организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Планируя работу, педагог обращает внимание на формирование таких качеств личности, как чуткость, внимательность, предупредительность, тактичность, которые помогут ребенку видеть и различать состояние человека, решить, как следует поступить в каждом конкретном случае, чтобы не причинить окружающим неприятностей.
Основной целью для педагогов является создание условий для успешного приобщения и воспитания у детей значительного уровня культуры общения, что является основой для дальнейшего развития личности, формирование у детей потребности в новых формах общения со взрослыми : сотрудничестве, инициативном общении на познавательные
темы и инициативном общении со сверстниками.
При этом решаются следующие задачи:
1. Формировать представления об элементарных моральных нормах и правилах, поддерживать их проявления детьми.
2. Способствовать развитию коммуникативных навыков через игры и игровые упражнения.
3. Использовать индивидуальный подход к детям с различными особенностями в развитии эмоциональной сферы.
4. Создавать условия для партнёрского общения со взрослыми.
5. Создавать основу для формирования позитивного образа «Я».
6. Содействовать развитию представлений о человеке: его внешних особенностях, психическом состоянии (эмоции, настроение).
В работе с детьми используются следующие формы работы:
1. Создание проблемных ситуаций с сюжетно-дидактическими игрушками.
2. Совместная со взрослым игра.
3. Индивидуальная игра.
4. Чтение.
5. Беседа.
6. Наблюдение.
Игры с детьми способствуют развитию основных умений общаться. Игровые упражнения подбираются по принципу от простого к сложному, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.
Развивающую среду для малышей следует оформить так, чтобы им было комфортно и интересно в группе. У вновь поступивших детей в детский сад нет никаких навыков общения со сверстниками. Чтобы познакомить детей друг с другом и обратить внимание на соседа, хорошо обратиться к фольклорным произведениям - это русские народные песни, стихи, прибаутки, колыбельные, потешки.
Разучиваются русские народные пословицы и поговорки о дружбе и взаимоотношениях. («Маленькая дружба лучше большой ссоры», «Дерево держится корнями, а человек друзьями», «Знал дружка в радости, не оставляй в горести» т. д.)
Художественное слово очень положительно влияет на поведение детей. Дети, разучивая стихотворения с большим удовольствием рассказывают их в детском саду, дома, друзьям, знакомым.
Дети очень любят слушать и смотреть русские народные сказки: «Теремок», «Заюшкина - избушка», «Репка» и другие. В них показаны взаимоотношения сказочных героев друг с другом, которые дети переносят в свою игровую действительность. Дети сами ищут выход из конфликтной ситуации, основываясь на поведение героев сказки.
В этом возрасте часто дети отбирают игрушки друг у друга, не могут её поделить, затем следует плач и на помощь снова приходит фольклор. Можно начать приговаривать: «Кто у нас хороший.». В итоге все дети хотят, чтобы про них пропели, что они хорошие, а про игрушку просто забывают.
Для формирования у детей желания общения друг с другом можно использовать следующий приём. За столик, на котором находятся игрушки, сажают детей, наблюдают за игрой сверстников, выражают своё одобрение, хвалят за инициативу по отношению к сверстнику помочь достать кубик, одобряют, если дети вместе строят заборчик для собачки и т. д. Учат детей не только взаимодействовать с игрушками, но и друг с другом. Специальные систематические занятия по организации взаимодействия детей (в играх, труде, на занятиях) помогают, малышам хорошо узнать своих сверстников, реже ссориться, между ними царит атмосфера доброжелательности. Дети умеют играть друг с другом. Приходя в детский сад, дети учатся здороваться сначала с игрушкой, а затем со сверстниками и воспитателями. Вскоре дети без затруднений и стеснений здороваются со всеми.
Широко применяются игры с дидактической куклой. Эти игры вызывают непосредственный интерес ребенка к взрослому. Создаю игровые ситуации «Кукла плачет», дети жалеют её, зовут играть с собой, дарят свои игрушки, вытирают слёзы. Этим можно вызывать у детей эмоциональную отзывчивость. Другие игровые ситуации формируют у детей первые навыки общения друг с другом, воспитывают доброжелательность к персонажам и к сверстникам.
В младшей группе дети учатся речевому этикету при разрешении конфликтных ситуаций:
- Прости меня, пожалуйста!
- Я больше так не буду!
- Извини!
Но настоящий положительный эффект получается, когда детей учат шуточным способом примирения - «мирилки». Дети с большим удовольствием берутся за мизинчики и начинают «обряд», в итоге все остаются довольны и счастливы.
При формировании у младших дошкольников доброжелательного отношения к сверстникам используются положительная предвосхищающая оценка. Например, Вика плачет и не может достать мяч из-под стола. Обращается внимание детей на девочку: «Почему Вика плачет? Как ей можно помочь?» Дети не всегда знают, как помочь, только пожимают плечами. Можно, например, сказать, что Дима у нас добрый, всегда поможет найти затерявшуюся игрушку. Мальчик в ответ кивает головой. «Дима, принеси, пожалуйста, Вике вон тот мяч» - и указать на закатившийся под стол мяч. Диму похвалили, и он идёт и достаёт мяч, но ему не хочется его отдавать, потому что самому понравился. «Дима добрый, пожалеет Вику и конечно, ему не жалко отдать ей мяч». Мальчику ничего не остаётся, как подать девочке мяч, у которой слёзы вмиг пропадают.
Таким образом, сообщают ребёнку знания о формах и способах проявления доброжелательности к сверстнице. При этом воспитатель не выступает в форме авторитарного «управления» ребёнком, а приближается к сотрудничеству с ним. Очень хороший результат достижения, когда предвосхищающая оценка используется с вербальным общением.
Для формирования добрых взаимоотношений между детьми можно провести ряд 00Д, например: «Поездка в гости к бабушке», «Наши хорошие поступки», «Поиграем вместе с Хрюшей». С помощью ООД по формированию целостной картины мира «Мой друг», «На поезде дружбы», «Урок вежливости», «Отмечаем день рождения» расширяются представления о дружбе. У детей проявляется радость за сверстника. Рассматривая сюжетные картинки о взаимоотношениях со взрослыми («Мамины помощники», «Встретим бабушку», «Вместе с папой» и т. д.) и беседуя с детьми, воспитатель дает представление воспитанникам, как нужно относиться к пожилым людям, проявлять любовь и заботу к родителям, бабушкам и дедушкам.
Возможно использование игр, которые направлены на формирование доброжелательных взаимоотношений в коллективе сверстников и со взрослыми. Например, дидактическая игра «Хорошо - плохо». В этой игре ребенок должен сделать правильный выбор : карточки с хорошими
поступками нужно сложить возле зеленого кружочка, а плохие - к красному кружочку. Играя в эту игру, дети познают, что хорошо (уступить место старику в автобусе, дать игрушку плачущему ребенку) и что плохо (включать громко музыку, отбирать игрушки, драться и т. д.)
Игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущей. Мы должны научить детей добрым взаимоотношениям, играть без конфликтных ситуаций, решать их при необходимости.
Остановимся на одной из игр «Комплименты». Вначале словарный запас детей скуден: хороший, красивый, умный. Но ребёнку будет очень приятно слушать комплименты в свой адрес. Со временем словарный запас у детей расширится. Аналогично этой игре организовываются такие игры, как: «Волшебный стульчик», «Нам без тебя не интересно, потому что.», «Пирамида любви».
Во время бесед нужно объяснять детям, что девочкам необходимо помогать, уступать. Можно использовать пальчиковый театр, где персонажи девочки и мальчики. Куклы в перчатках постоянно общаются с детьми, решают различные проблемные ситуации
В общении с детьми нужно придерживаться следующих принципов:
- Отсутствие психологического давления на ребенка.
- Спокойный доброжелательный тон.
-Введение традиций, повышающих общий эмоциональный фон и улучшающих психологический климат;
- Учет конкретных интересов детей в совместной деятельности.
Формируем у детей доброжелательное отношение не только к сверстникам, но и к взрослым. Можно поиграть с детьми в игру «Мамины помощники», «Повяжи бабушке платочек», сделать подарки родителям к праздникам, что способствует проявлению внимания, заботливого отношения к окружающим.
Всю работу в данном направлении необходимо организовывать в тесном взаимодействии с родителями. Активное участие родителей в совместной деятельности с детьми способствует развитию инициативного общения ребенка с взрослыми (не только близкими). С целью привлечения всех участников воспитательного, образовательного процесса, используются разнообразные формы работы с родителями (наглядная информация, консультации, родительские собрания, дискуссии, анкетирование, индивидуальные беседы).
Заключение.
Воспитатели - творческие люди. И хотелось бы, чтобы они проделывали как можно больше работы по приобщению дошкольников к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Ведь для детей так важна потребность в общении друг с другом, уметь самостоятельно организовывать игру со сверстниками, распределять между собой роли и договариваться об игре. Дети должны соблюдать элементарные общепринятые нормы поведения в детском саду, в повседневной жизни самостоятельно, без напоминания со стороны взрослого, пользоваться «вежливыми» словами.
Для написания доклада использовались интернет ресурсы.