Татьяна Паршина
Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды для осуществления сюжетно-игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД СТ. ПЛАВИЦА ДОБРИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ,
ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Принципы построения развивающей предметно – пространственной среды для осуществления сюжетно – игровой деятельности».
Подготовила
Воспитатель: Паршина Т. А.
Плавица 2020 г.
Организация сюжетно–ролевой игры дошкольников в средней группе.
Темочки:
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности.
Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, биологов. Игру с двух точек зрения:
1. Игра - деятельность, в которой ребенок развивается целостно, гармонично, всесторонне.
2. Игра – средство приобретение и проработки знаний.
Развивающий характер игры заключается в том, что она выдвигает ряд требований к ребенку:
Действие в воображаемом плане, ведущее к развитию у детей символической функции мышления, формированию плана представлений, построению воображаемой ситуации.
Умение ребенка ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений.
Формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми.
Игра – отображение жизни взрослых людей: играя, ребенок подражает им, моделирует разнообразные социокультурные ситуации и отношения. Но игре невозможно научить иначе чем, играя вместе с ребенком. Педагогам необходимо умело и грамотно руководить детской игрой.
Целью педагогических воздействий по отношению к игре должна быть не «коллективная проработка знаний» (или «тем» - «Стройка», «Космос», «Магазин» и т. п., а формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, собственно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших объединениях.
Первый принцип организации сюжетной игры в детском саду : для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно игрой для ребенка (а не занятием или действием по инструкции, если он почувствует в этой деятельности не давление воспитателя – взрослого, которому в любом случае надо подчиниться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнера.
Второй принцип воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый более
1
сложный способ ее построения
Третий принцип для развития игровой деятельности необходимо создать предметно - развивающую среду, соответствующую возрасту детей и тематике планируемых сюжетно – ролевых игр.
Задачи воспитателя:
- в совместных с детьми играх, содержащих несколько ролей, совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом;
- учить детей готовить обстановку для игры – подбирать предметы и атрибуты, выбирать удобное место;
- развивать у детей умение создавать и использовать атрибуты для игры из строительного материала, пластмассовых и деревянных конструкторов;
- развивать умение использовать предметы заместители.
В соответствии с задачами педагогической работы здесь уже не нужны такие четко выраженные игровые зоны, как в младших группах. Границы игровых зон размыты, одни и те же атрибуты могут быть использованы для игры «Аптека» и «Больница». Важно учить детей взаимопроникновению сюжетов. Например при игре в больницу можно ввести в сюжет роль водителя «Скорой помощи». При игре «Семья» можно запланировать поход по магазинам для покупки продуктов и вещей. Содержание игровых зон значительно обогащается. Например, если во второй младшей группе у нас был продуктивный магазин то в средней добавляются магазин одежды, обуви и др.
Сюжетно-ролевая игра продолжает развиваться и занимает ведущее место в жизни детей 4–5 лет. Ребенок с увлечением выстраивает сюжеты, стремится к проигрыванию самых разнообразных ролей, становится более инициативным. Возросшие возможности позволяют ему выбирать тему и намечать замысел игры, обустраивать игровое пространство при помощи предметов, использовать в игре различные атрибуты. Педагог направляет свои усилия на обогащение ролевого поведения и взаимоотношений детей в игре, которые проявляются через диалог и игровое действие.
Воспитатель побуждает детей к планированию, то есть к созданию элементарного замысла, который будет воплощен в игре; учит их описывать сюжетные события, называть круг действующих лиц (персонажей) в игре, раскрывать их взаимодействие.
Вызывая речевую активность ребенка, воспитатель направляет ее на сверстника, учит вступать с ним в диалог, понимать его намерения в игре. Для обозначения игровой ситуации и для облегчения принятия роли ребенком воспитатель помогает малышу обустроить игру при помощи необходимых атрибутов (пилотки для военного, повязки с красным крестом для медсестры и т. п., а также сюжетных игрушек и различного полифункционального материала (модулей, шишек, кубиков, брусков,
2
колесиков и других деталей). Одновременное использование в игре предметов-заместителей и игрушек, с одной стороны, способствует адекватному восприятию ситуации и развитию замысла, а с другой стороны – развитию символической функции сознания.
По мнению исследователей, в средней группе было бы целесообразно отказаться от принципа зонирования игрового пространства, так как это начинает тормозить воображение детей. Воспитатель создает такую творческую предметно-развивающую среду, которая может вариативно использоваться детьми: легкие переносные ширмы, полифункциональные атрибуты (например, белый халат пригодится для игр на разные темы, удобные ящики для мелкого игрового материала, столики и диваны, модульная мебель.
Своеобразие процесса самостоятельной игры у детей пятого года жизни заключается в том, что сюжетно-ролевая игра в этом возрасте, по мнению Н. Я. Михайленко, еще носит хаотичный характер: роли, начавшись, не доводятся до логического конца; одни роли сменяются другими, сюжеты прерываются, заменяясь новыми. Вместе с тем этот видимый хаос в игре в действительности закономерен для данного возраста, так как свидетельствует о некоторой свободе выбора и проявлении динамичности ситуаций в игре, что является признаком установления в ней разнообразных ролевых связей (с игрушками-партнерами, с партнерами-сверстниками, с партнером-воспитателем).
Воспитатель может применять в игре методы как прямого, так и косвенного педагогического руководства, стараясь дать детям больше самостоятельности. Вступая в ролевой диалог с ребятами, он может брать на себя как главную, так и дополнительную роль, то есть становится играющим партнером. Выступая в главной (основной) роли в игре, воспитатель показывает ребенку образец взаимодействия с партнером, вызывает его на активное ролевое поведение (ребенок-клиент рассказывает педагогу-парикмахеру, какая ему нужна прическа, какие образцы причесок он хочет выбрать в журнале). Предлагая ребенку главную роль, воспитатель берет на себя дополнительную роль, и с этой позиции пробуждает его активность с помощью наводящих вопросов (спрашивает у ребенка-продавца, какой есть в наличии ассортимент товаров, просит продемонстрировать действие технического устройства и т. п.). Выступая в роли советчика, воспитатель отходит от непосредственного участия в игре, но время от времени ненавязчиво вмешивается в нее, помогая ребенку словом, советом.
Педагог может выправить ситуацию «пробуксовывания» (торможения) сюжета (например, шоферам, увлекшимся ремонтом машины, советует быстрее поставить запасное колесо, так как их дети ждут своих пап-мастеров у дверей квартиры – они забыли ключи и т. п., что выводит игру на новый виток, дает ей другое направление и позволяет ввести дополнительные персонажи (мамы, дети) или сменить одни роли на другие (например, один из
3
шоферов становится ребенком, ждущим папу).
Наиболее востребованными сюжетами у детей средней группы становятся игры : см. таблицу
Куклы и все атрибуты для игры в кукол
Набор одежды и обуви, мебель для кухни – столы и стулья, диван, кресла, шкафы для одежды, кроватки, коляски, санки и качели для кукол.
Посуда кухонная, столовая и чайная. Различные кухонные приборы и приспособления, например игрушечная мясорубка, кухонный комбайн, тостер и др.
«Магазин»
Прилавок «Продуктивный магазин» : в корзинах или на лотках – различные имитаторы продуктов (пластиковые, деревянные наборы овощей и фруктов, гастрономических продуктов, бакалеи; вылепленные из соленого теста и раскрашенные хлебобулочные и кондитерские изделия, колбасы и др.) Необходимо обратить внимание на размеры атрибутов – они должны быть небольшими. Модно сделать несколько магазинов – «Булочная»,
«Кондитерский», «Овощи – фрукты», «Молочные продукты», «Мясо» и т. д. Это также могут быть отделы одного большого супермаркете. «Магазин одежды и обуви» : различные кукольные одежки, которые модно достать из шкафа для кукольной одежды и разложить на прилавке. «Магазин игрушек».
«Парикмахерская»
Самодельные альбомы с образцами причесок, кукольные расчески, фены, бигуди, щипцы для завивки; небольшие небьющиеся флаконы из-под духов, шампуней (оформленные в виде фруктов, овощей, забавных фигурок людей) и др.
«Ателье»
«Рулоны» ткани, выкройки одежды, самодельные журналы мод. Здесь же может стоять небольшая коробка с лоскутами тканей, которые дети могут использовать для создания различных атрибутов. Например, из кубика делается столик для кукол, он накрывается лоскутком – скатертью.
«Больница» или «Аптека» обратите внимание на то, что нив коем случае в атрибутах не должно быть баночек или коробочек от лекарственных форм, которыми мы пользуемся в повседневной жизни. Все этикетки смываются, надписи заклеиваются, пузырьки (только пластиковые) и коробки обклеиваются яркой бумагой. В качестве упаковок таблеток используется картон, на котором нарисованы (или наклеены) поролоновые кружочки, имитирующие таблетки. Так же можно использовать игровые наборы «Доктор Айболит» - стетоскопы, пластиковые градусники, шприцы, банки и др.
4
«Транспорт»
Грузовые и легковые автомобили; автомобили специального назначения; автобусы; лодочки и катера разных размеров; самолеты и вертолеты. Можно вырезать рули из картона или фанеры и сделать таблички с изображением разных видов транспорта.
Игрушки – животные
Наборы домашних и диких животных средней полосы России, сделанные из разных материалов и разного размера.
Центр конструирования
В данном центре широко представлении интересы мальчиков (машины разных модификаций и размеров, набор инструментов, конструкторы «Лего», «Мой город», «Деревянная история» и др. ;железная дорога, автодорога, модуль «Автосервис», строительный материал «Архитектор». В данном центре дети играют в следующие игры «Шоферы», «Автосервис», «Строительство», «Ремонтная мастерская» и т. д.
Большой напольный конструктор – строитель; настольный строительный материал; различные пластиковые конструкторы; мелкие игрушки для обыгрывания построек.
Игрушки для мальчиков
Роботы, трансформеры, солдатики.
Важно что бы у детей был бросовый материал, из которого они самостоятельно могли бы создать атрибуты для сюжетных игр. Он хранится в отдельной коробке (лотке, сундучке, которую дети хорошо знают и к которой имеют свободный доступ. Воспитатель учит детей, как использовать материалы этого «Волшебного сундучка», при организации игр предлагает подумать, какие игрушки и атрибуты нужны детям и из чего им можно смастерить.
5
Обязательно!
1. Кукольное приданое! В гардеробе кукол должно быть много разносезонной одежды. Она должна легко одеваться: платья с глубокой планкой - разрезом сзади.
2. Уголки ряженья. В средней группе лучше иметь сундуки, в которых будут находиться элементы ряженья в свободном доступе. Пусть дети не испытывают дискомфорт от необходимости постоянно аккуратно складывать одежду. Этот сундук будет своеобразной отдушиной «психологической разгрузки» от прилежности и аккуратности.
3. Комплекты постельного белья или просто лоскуты ткани для «стирок и глажения».
Список использованной литературы
1. Акулова О. В., Солнцева О. В. Образовательная область «Социализация. Игра» Как работать по программе «Детство» : Учебно-методическое пособие/научн. ред. : А. Г. Гогоберидзе – Спб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 176с.
2. Программа ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с. ;
3 Н. Ф. Губанова, Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада. 4. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова – Ростов н/ Д: Феникс, 2006 – 251с. – (Школа развития).