Воропаева Мария
Применение здоровьесберегающих методик Ф. В. Базарного на занятиях с детьми дошкольного возраста. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Владимир Филиппович Базарный
Уч ный, врач, музыкант и педагог-новатор, руководитель Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования Администрации Московской области (г. Сергиев Посад, доктор медицинских наук, действительный член Академии творческой педагогики, Поч тный работник общего образования Российской Федерации. Основатель нового направления в науке – здоровьеразвивающей педагогики. Совместно со своими учениками создал теорию «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения».
ЦЕЛИ:
1. Создать условия для профессионального самосовершенствования, взаимообогащения воспитателей по данной теме;
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Методические материалы
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
2. Показать практические упражнения предлагаемые в технологии В. Ф. Базарного с детьми дошкольного возраста.
Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей. Мне хотелось бы рассказать о здоровьесберегающей технологии Владимира Филипповича Базарного. В чём же суть данной системы обучения и воспитания?
На этот вопрос так отвечает автор этой методики, руководитель отдела сенсорных систем Института медицинских проблем Севера Сибирского НИИ профессор В. Ф. Базарный: «Наша задача: сохранить и преумножить здоровье детей в детских садах и школах. Для её решения мы возвращаем многообразный цветной, движущийся мир в эти учреждения. Вместо традиционной сгорбленной сидячей позы - режим меняющихся поз; вместо близорукого обучения - поиск необходимой информации на большом расстоянии».
Мне бы хотелось, чтобы в своей работе с детьми мы использовали элементы этой технологии. Через физические усилия, активность чувств формируется человек, его здоровье, нравственное и физическое: «Ребёнок нормально растёт, когда он на ногах. Глаза его будут зоркими только в условиях постоянного зрительного поиска на просторе».
В. Ф. Базарный предлагает «технологию раскрепощённого развития» Отличительной особенностью этой технологии является то, что занятия проводятся в режиме «динамических поз». На занятиях там, где это возможно, меняем позу детей: за столами - сидя, стоя; на ковре – сидя, стоя, лёжа.
Подвижный образ обучения позволяет увеличивать двигательную активность, реально снижать утомляемость детей. Этому способствуют и различные дидактические игры с использованием всего пространства в группе, например: «Найди лишнюю фигуру, игрушку…», «Найди отгадку». Учеными доказано, что дети запоминают образы. В сочетании с движением - это сто процентное усвоение материала. Во время занятий дети то садятся, то работают стоя, тем самым укрепляется позвоночник - основа энергетики организма. Данный режим оказывает благоприятное влияние на: повышение иммунной системы, улучшение ростовых процессов, развитие координации всех органов.
Следующее, что предлагает профессор Базарный это тренаж со зрительными метками. Этот приём предполагает организацию работы в условиях зрительно пространственной активности. В различных участках группы фиксируем привлекающие внимание яркие объекты - зрительные метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки, аппликация. Метки располагаем в равноудаленных участках группы (в центре, по углам, у фронтальной стены). Игрушки, картинки, подбираем с таким расчётом, чтобы вместе они составляли единый зрительно-игровой сюжет; например : на обучении грамоте с подготовительной подгруппой берём карточку с изображением кота, располагаем её у центральной стены, букву «К» слева на стене, слово «кот» справа на фланелеграфе, и на доске карточка с котёнком. Под каждой картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из цифр. Упражнения выполняются стоя, под счёт 1. 2.3.4 дети быстро поочерёдно фиксируют взгляд на указанных зрительных метках, сочетая с движением головой, глазами туловищем. Общая продолжительность тренажа 1,5 минуты. Данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве. Дети становятся более внимательными.
Можно использовать в своей работе и метки на стекле, которые позволяют тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика, способствуют профилактике близорукости. Ребёнку предлагается рассмотреть круг, наклеенный на стекле. Затем перевести взгляд на самую удалённую точку за окном и рассказать, что он там видит, при этом совершенствуется развитие речи и воображение.
С целью смягчения неблагоприятных последствий воздействия фактора закрытых помещений и ограниченных пространств используем зрительно- координаторные тренажеры. Это «диаграммы» для разгрузки зрения. В группах у нас такую «диаграмму» можно расположить на мольберте, интерактивной доске. Дети старательно прослеживают глазами путь бабочки, которая прилетела на разноцветную полянку и. т. д.
Предлагается сделать следующие упражнения:
1. Упражнение с помощью траекторий на плакате (методика В. Ф. Базарного)
Для выполнения этого упражнения используется плакат размером примерно 1 м2, на котором изображена схема зрительно-двигательных траекторий. Различные по форме траектории окрашены в разные цвета. Стрелками указано направление, по которому должен двигаться взгляд ребенка.
Методика выполнения упражнения
1. Дети выстраиваются напротив плаката на расстоянии не менее 2 м от него.
2. Дается инструктаж, в каком направлении должен двигаться взгляд ребенка, по траектории какого цвета, как должен выполнять ребенок это упражнение (следить за движением указки, не поворачивая головы, следить одними глазами).
3. Исходное положение: указка преподавателя в центре плаката.
4. Выполняется в следующем порядке:
- влево - вправо;
- вверх - вниз;
- по часовой стрелке и против часовой стрелки;
- по восьмерке.
5. Каждая траектория прослеживается на счет 1-5.
6. Продолжительность упражнения - 1 минута.
2. Зрительная схема
Например: Посмотри на треугольник, посмотри на овал, посмотри на красный прямоугольник, посмотри на голубой ромб т. д.
А теперь составьте сами зрительную схему (спросить несколько человек)
3. Мелкие сюжетные картинки.
Большой эффект получается при работе с мелкими сюжетными картинками. При этом даю задание: внимательно рассмотреть рисунки, сравнить их, найти общее и отличия. Богатый материал для этой работы имеется в детских журналах «Веселые картинки», «Мурзилка». В своей работе можно использовать коврик из геометрических фигур.
Дети получают задание:
- Из каких геометрических фигур состоит коврик?
- Сколько треугольников? (квадратов, кружков)
- Какие фигуры одинакового цвета?
На занятиях математики часто используют карточки.
4. Специально-тренирующие зрительные игры «Поймай зайку». Играть целесообразно на тех занятиях, где зрительная нагрузка наиболее высокая. Дети стоят в колоннах, руки на поясе, плечи отведены назад, спина прямая, взгляд устремлен вперед вверх. Педагог располагается впереди сбоку. Он включает электрический фонарик и «выпускает зайку» на прогулку. «Зайка» бегает в разных направлениях по стенам и потолку группы. Дети, поймав глазами «зайку», сопровождают его, стремясь не выпустить из поля зрения, не поворачивая при этом головы. Педагог отмечает самых старательных «охотников».
В заключении мне хочется отметить, что сочетание здоровьеукрепляющих и здоровьесберегающих технологий Базарного позволит нам улучшить физическое, психическое, нравственное здоровье детей, повысить работоспособность, внимательность и активность дошкольников.
Список литературы:
1. Базарный В. Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и дома. – М., 2005. – 176с.
2. Базарный В. Ф. «Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде». Сергиев Посад, 1995.
3. Информация о методике В. Ф. Базарного http://www.deti.websib.ru/p76aa1.html
4. Кругликова О. А. «Педагогическое сопровождение здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного» http://www.hrono.info/proekty