Приложение МААМ

Применение здоровьесберегающих методик Ф. В. Базарного на занятиях с детьми дошкольного возраста. Опыт работы

Воропаева Мария
Применение здоровьесберегающих методик Ф. В. Базарного на занятиях с детьми дошкольного возраста. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы

Владимир Филиппович Базарный

Уч ный, врач, музыкант и педагог-новатор, руководитель Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования Администрации Московской области (г. Сергиев Посад, доктор медицинских наук, действительный член Академии творческой педагогики, Поч тный работник общего образования Российской Федерации. Основатель нового направления в науке – здоровьеразвивающей педагогики. Совместно со своими учениками создал теорию «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения».

ЦЕЛИ:

1. Создать условия для профессионального самосовершенствования, взаимообогащения воспитателей по данной теме;

Темочки:

2. Показать практические упражнения предлагаемые в технологии В. Ф. Базарного с детьми дошкольного возраста.

Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей. Мне хотелось бы рассказать о здоровьесберегающей технологии Владимира Филипповича Базарного. В чём же суть данной системы обучения и воспитания?

На этот вопрос так отвечает автор этой методики, руководитель отдела сенсорных систем Института медицинских проблем Севера Сибирского НИИ профессор В. Ф. Базарный: «Наша задача: сохранить и преумножить здоровье детей в детских садах и школах. Для её решения мы возвращаем многообразный цветной, движущийся мир в эти учреждения. Вместо традиционной сгорбленной сидячей позы - режим меняющихся поз; вместо близорукого обучения - поиск необходимой информации на большом расстоянии».

Мне бы хотелось, чтобы в своей работе с детьми мы использовали элементы этой технологии. Через физические усилия, активность чувств формируется человек, его здоровье, нравственное и физическое: «Ребёнок нормально растёт, когда он на ногах. Глаза его будут зоркими только в условиях постоянного зрительного поиска на просторе».

В. Ф. Базарный предлагает «технологию раскрепощённого развития» Отличительной особенностью этой технологии является то, что занятия проводятся в режиме «динамических поз». На занятиях там, где это возможно, меняем позу детей: за столами - сидя, стоя; на ковре – сидя, стоя, лёжа.

Подвижный образ обучения позволяет увеличивать двигательную активность, реально снижать утомляемость детей. Этому способствуют и различные дидактические игры с использованием всего пространства в группе, например: «Найди лишнюю фигуру, игрушку…», «Найди отгадку». Учеными доказано, что дети запоминают образы. В сочетании с движением - это сто процентное усвоение материала. Во время занятий дети то садятся, то работают стоя, тем самым укрепляется позвоночник - основа энергетики организма. Данный режим оказывает благоприятное влияние на: повышение иммунной системы, улучшение ростовых процессов, развитие координации всех органов.

Следующее, что предлагает профессор Базарный это тренаж со зрительными метками. Этот приём предполагает организацию работы в условиях зрительно пространственной активности. В различных участках группы фиксируем привлекающие внимание яркие объекты - зрительные метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки, аппликация. Метки располагаем в равноудаленных участках группы (в центре, по углам, у фронтальной стены). Игрушки, картинки, подбираем с таким расчётом, чтобы вместе они составляли единый зрительно-игровой сюжет; например : на обучении грамоте с подготовительной подгруппой берём карточку с изображением кота, располагаем её у центральной стены, букву «К» слева на стене, слово «кот» справа на фланелеграфе, и на доске карточка с котёнком. Под каждой картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из цифр. Упражнения выполняются стоя, под счёт 1. 2.3.4 дети быстро поочерёдно фиксируют взгляд на указанных зрительных метках, сочетая с движением головой, глазами туловищем. Общая продолжительность тренажа 1,5 минуты. Данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве. Дети становятся более внимательными.

Можно использовать в своей работе и метки на стекле, которые позволяют тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика, способствуют профилактике близорукости. Ребёнку предлагается рассмотреть круг, наклеенный на стекле. Затем перевести взгляд на самую удалённую точку за окном и рассказать, что он там видит, при этом совершенствуется развитие речи и воображение.

С целью смягчения неблагоприятных последствий воздействия фактора закрытых помещений и ограниченных пространств используем зрительно- координаторные тренажеры. Это «диаграммы» для разгрузки зрения. В группах у нас такую «диаграмму» можно расположить на мольберте, интерактивной доске. Дети старательно прослеживают глазами путь бабочки, которая прилетела на разноцветную полянку и. т. д.

Предлагается сделать следующие упражнения:

1. Упражнение с помощью траекторий на плакате (методика В. Ф. Базарного)

Для выполнения этого упражнения используется плакат размером примерно 1 м2, на котором изображена схема зрительно-двигательных траекторий. Различные по форме траектории окрашены в разные цвета. Стрелками указано направление, по которому должен двигаться взгляд ребенка.

Методика выполнения упражнения

1. Дети выстраиваются напротив плаката на расстоянии не менее 2 м от него.

2. Дается инструктаж, в каком направлении должен двигаться взгляд ребенка, по траектории какого цвета, как должен выполнять ребенок это упражнение (следить за движением указки, не поворачивая головы, следить одними глазами).

3. Исходное положение: указка преподавателя в центре плаката.

4. Выполняется в следующем порядке:

- влево - вправо;

- вверх - вниз;

- по часовой стрелке и против часовой стрелки;

- по восьмерке.

5. Каждая траектория прослеживается на счет 1-5.

6. Продолжительность упражнения - 1 минута.

2. Зрительная схема

Например: Посмотри на треугольник, посмотри на овал, посмотри на красный прямоугольник, посмотри на голубой ромб т. д.

А теперь составьте сами зрительную схему (спросить несколько человек)

3. Мелкие сюжетные картинки.

Большой эффект получается при работе с мелкими сюжетными картинками. При этом даю задание: внимательно рассмотреть рисунки, сравнить их, найти общее и отличия. Богатый материал для этой работы имеется в детских журналах «Веселые картинки», «Мурзилка». В своей работе можно использовать коврик из геометрических фигур.

Дети получают задание:

- Из каких геометрических фигур состоит коврик?

- Сколько треугольников? (квадратов, кружков)

- Какие фигуры одинакового цвета?

На занятиях математики часто используют карточки.

4. Специально-тренирующие зрительные игры «Поймай зайку». Играть целесообразно на тех занятиях, где зрительная нагрузка наиболее высокая. Дети стоят в колоннах, руки на поясе, плечи отведены назад, спина прямая, взгляд устремлен вперед вверх. Педагог располагается впереди сбоку. Он включает электрический фонарик и «выпускает зайку» на прогулку. «Зайка» бегает в разных направлениях по стенам и потолку группы. Дети, поймав глазами «зайку», сопровождают его, стремясь не выпустить из поля зрения, не поворачивая при этом головы. Педагог отмечает самых старательных «охотников».

В заключении мне хочется отметить, что сочетание здоровьеукрепляющих и здоровьесберегающих технологий Базарного позволит нам улучшить физическое, психическое, нравственное здоровье детей, повысить работоспособность, внимательность и активность дошкольников.

Список литературы:

1. Базарный В. Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и дома. – М., 2005. – 176с.

2. Базарный В. Ф. «Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде». Сергиев Посад, 1995.

3. Информация о методике В. Ф. Базарного http://www.deti.websib.ru/p76aa1.html

4. Кругликова О. А. «Педагогическое сопровождение здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного» http://www.hrono.info/proekty

Публикации по теме:

Опыт работы «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста»Опыт работы «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста» 1-ый слайд. Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста».

Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС»Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС» «Применение инновационных технологий в работе с детьми ОВЗ (ЗПР, рас)» Профстандарт педагога включает в себя требования: владеть профессиональной.

Опыт работы «Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»Опыт работы «Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» Опыт работы «Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» «Прежде чем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение здоровьесберегающих методик Ф. В. Базарного на занятиях с детьми дошкольного возраста. Опыт работы
Опубликовано: 28 января 2025 в 16:38
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение здоровьесберегающих методик Ф. В. Базарного на занятиях с детьми дошкольного возраста. Опыт работы» (включая файлы) размещена пользователем Воропаева Мария (УИ 1897863) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД