Татьяна Жукова
Доклад на тему «Права ребенка. Повышение правовой культуры родителей»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребятау давайте жить дружно!
Слова Кота Леопольда, сказанные им по прочтении Всеобщей декларации прав человека.
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.
Одновременно с ними появились Главные Вопросы:
Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
И так далее.
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.
Публикация «Доклад на тему „Права ребенка, Повышение правовой культуры родителей“» размещена в разделах
- Права ребенка. Консультации для родителей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках.
И, конечно же, поиск ответов на Главные Вопросы не мог оставить в стороне искусство и литературу.
Буратино и Царевна-лягушка, Гулливер и Дон-Кихот, князь Гвидон и Том Сойер занялись решением вопросов о Правах Человека.
И вместе с ними тысячи и тысячи других литературных героев.
И правильно сделали! Без этого они были бы нам совершенно неинтересны!
В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.
Если в точности соблюдать всё, что в ней записано, то кошмар и неразбериха на Земле немедленно прекратятся.
Правда, только в том случае, если соблюдать.
А чтобы соблюдать, нужно, по крайней мере, познакомиться со всеми тридцатью её статьями.
Именно в этом вам и поможет данная книга.
После того как вы её прочитаете, советуем взять любую сказку, любой рассказ, роман или повесть, посмотреть любой фильм или спектакль и поразмышлять, о нарушении или торжестве каких Прав Человека в них идёт речь.
Заверяем вас — нет ни одной книги на свете, ни одного художественного произведения, в которых так или иначе не затрагивались бы Права Человека!
А теперь познакомьтесь с нашим вариантом прочтения Всеобщей декларации прав человека. Начнём знакомство с конца, с тридцатой её статьи. Потому что именно в ней сказано, как нужно понимать остальные двадцать девять статей и пользоваться ими.
Помните: ни "тридцать витязей прекрасных" из сказки Пушкина о Царе Салтане, ни даже тридцать тысяч витязей не обеспечат выполнения всех статей Декларации.
ВЫПОЛНИМОЙ ДЕКЛАРАЦИЮ СДЕЛАЕТ ТОЛЬКО
РАБОТА НАШИХ С ВАМИ ДУШ И УМА! ЧИТАЙТЕ КНИГИ И
ЧИТАЙТЕ ИХ ВНИМАТЕЛЬНО!
Е. Шабелъниъ
Ребенок приходит в мир беззащитным и доверчивым. Он держит за руку взрослого, делает первые шаги по траве, видит небо над головой и верит, что земля прекрасна, люди добры, а жизнь - это счастье.
Его жизнь, здоровье и будущее целиком зависят от родителей, от действий других незнакомых ему взрослых. Малыш еще не знает, что влажный аромат травы, красоту цветов и деревьев можно утратить навсегда, если не беречь, не охранять их. Малыш еще не знает, что на земном шаре не прекращаются войны и люди убивают друг друга и способны равнодушно пройти мимо голодных, бездомных, обездоленных. Малыш верит в любовь, силу и доброту окружающих его взрослых и очень надеются на их защиту.
Чувство доверия у ребенка появляется очень рано, в том нежном возрасте, о котором человек еще ничего не помнит. Но именно в раннем и дошкольном детстве у малыша складывается доверие к себе, людям, миру, формируется характер, возникает и укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности в себе.
Ребенок еще не знает, что детям еще приходится испытывать голод, насилие и унижения. Их запугивают, используя телесные наказания, угрозы, проявляют чрезмерную строгость. Но не менее опасным для ребенка являются действия взрослых, унижающие его достоинство.
К счастью, человечество не осталось равнодушным к бедам детей. В 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка. Это происходило так.
«В июне 1989 г. от побережья Бретани курсом Дакар-Фор-де-Франс-Нью- Иорк отошло трехмачтовое судно «Посланец города Нанта». На борту его находилось около десятка молодых людей разных национальностей в возрасте от 12 до 16 лет. На острове Горе близ Дакара к ним присоединились еще пять-десять юношей и девушек, а на островах Вест- Индии корабль принял на борт еще одну группу молодежи.
Подростки представляли пять континентов, главным образом, южные районы рланеты. Они отправились в путешествие с двумя символическими целями: пройти маршрутами работорговли из Африки в Америку и общими усилиями поразмышлять над основными статьями проекта Конвенции о правах ребенка. В конце пути молодые люди посетили штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке, где вручили Генеральному секретарю Хавьеру Пересу де Куэльяру петицию с требованием ратифицировать наконец, Конвенцию, обсуждение которой началось еще в 1959 г.»
Педагоги всех времен и народов единодушны во мнении, что в жизни ребенка дошкольника именно семье принадлежит особая роль в становлении его личности, физическом и психическом благополучии. И если между ребенком и родителями возникает отчуждение, и дети ощущают себя нелюбимыми, то очень страдают от этого. Врачи-психиатры считают, что чаще всего их пациентами становятся люди, пережившие хронический недостаток любви, особенно в детстве. Специалисты отмечают, что в нашей жизни мы недооцениваем роль детских переживаний не только в формировании личности, но и в том, каким прибежищем они могут стать
для взрослого человека. Так, например, С. В. Ковалевская, выдающийся математик, первая женщина, ставшая членом-корреспондентом Академии наук, в своих воспоминаниях пишет:
«Во мне рано развилось убеждение, что я нелюбимая, и это отразилось на всем моем характере. Иногда я испытывала желание приласкаться к маме, взобраться к ней на колени, но эти попытки как-то всегда оканчиваются тем, что я, по неловкости, то сделаю маме больно, то разорву ей платье и потом убегу со стыдом и спрячусь в угол.
Всего счастливее я бывала, когда оставалась наедине с няней. Я садилась рядом с няней на диване, прижималась к ней совсем близко, и она начинала рассказывать мне сказки».
Аналогичные рассуждения мы находим в воспоминаниях писателей, поэтов, деятелей науки и культуры всех стран и народов.
Уильям Глассер в своей работе «Школа без неудачников» очень точно описал это:
«Ребенок, у которого все складывается достаточно удачно в первые пять лет жизни, не сомневается, что и дальше все будет в порядке. Школьные педагоги знают, что уверенность эта может ослабеть, но не исчезнуть в течение примерно еще пяти лет, даже если опыт обучения в школе не принесет удовлетворения. Тем не менее, если ребенок то и дело терпит неудачи в течение первых пяти лет обучения, то есть от 5 до 10 лет, к десятилетнему возрасту от его уверенности в себе не останется и следа, мотивация пропадает, и ребенок свыкается с неудачами. Он все больше отходит от поиска любви и самоуважения, на ощупь пробираясь единственными, как ему кажется, оставшимися открытыми для него путями
- правонарушениями и уходя в себя».
Об этом свидетельствует изучение сотрудниками ВНИИ МВД СССР большой группы лиц, осужденных за тяжкие преступления, которое
показало, что 80-85% преступников не имели эмоциональных контактов, т. е. нормальных теплых отношений со своими родителями.
Приведенные нами научные и автобиографические данные
свидетельствуют о той огромной роли, которую играет семья в развитии личности.
Поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся!
Специалисты считают: надо, чтобы ребенок ощущал, был уверен, что его любят, какие бы сложности, столкновения и конфликты ни возникали в его отношениях с родителями или в отношениях супругов.
Это значит, что педагоги и родители должны в процессе общения
обеспечить ребенку :
- чувство психологической защищенности;
- доверие к миру;
- эмоциональное благополучие;
- формирование базиса личностной культуры;
- развитие его индивидуальности.
Очевидно, что в ближайшем будущем государство не сможет обеспечить помощь детям России путем создания ряда специальных служб. Поэтому единственной надеждой семьи, детей являются педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений, которые уже сейчас могут встать на защиту прав и достоинства маленького ребенка. Но для этого нужна систематическая и целенаправленная работа вначале с сотрудниками детского сада, а затем педагогов с родителями. В общем виде это может быть представлено так.
- Организация работы по изучению текста Конвенции о правах ребенка.
- Разъяснение руководителем дошкольного образовательного учреждения главной цели Конвенции как правового документа высочайшего социальнонравственного и педагогического значения.
- проведение старшим воспитателем специальной работы с педагогами и специалистами по изучению содержания и требований Конвенции. Рассмотрение возможности разъяснения идей Конвенции среди родителей и детей дошкольного возраста. Определение диапазона методов и приемов ее использования.