Вдовина Ксения
Педагогические условия адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые члены государственной
аттестационной комиссии!
1 слайд Вашему вниманию представляется выпускная квалификационная работа на тему «Педагогические условия адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к Дошкольной Образовательной Организации».
Руководитель: Путенихина Наталья Александровна.
2 слайд
Публикация «Педагогические условия адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к ДОУ» размещена в разделах
Одной из базовых ценностей Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) дошкольного образования является охрана и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения.
Правильно организованная деятельность педагога с детьми может стать залогом эффективной адаптации детей к условиям детского сада, которая может помочь ребенку легче перенести разлуку с привычным окружением, снизить тревожность, повысить эмоциональное состояние.
3 слайд
Проблема нашего исследования связана с тем, чтоб определить комплекс педагогических условий, при выполнении этих условий адаптация детей раннего и младшего дошкольного возраста к ДОО будет эффективной.
Актуальность проблемы нашего исследования связана с разрешением противоречия между современным подходом и недостаточным уровнем их реализации в практической деятельности ДОО.
4 слайд
Цель нашего исследования – теоретическое обоснование и практическая реализация педагогических условий адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к ДОО.
Так же в работе определены объект и предмет исследования, представленные на слайде.
5 слайд
Для достижения цели в работе определенны задачи исследования.
Результатом решением всех задач разработка методические рекомендации по вопросу исследования. Представленные на слайде.
6 слайд
Методологической основой исследования являются: личностно-ориентированный подход в обучении дошкольников; психолого-педагогические концепции адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к детскому саду; методические разработки по организации адаптационного периода дошкольников к ДОО.
7 слайд
Для реализации задач исследования мы использовали разнообразные методы, представленные на слайде. ( Если спросят какие: Анализ литературы, анкетирование родителей, наблюдение за детьми, конструирование методических рекомендаций.)
8 слайд
В процессе исследования нами выделена теоретическая и практическая значимость работы.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении литературных источников по изучаемой проблеме и определение их положения для разработки практической части.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные методические рекомендации могут быть использованы в практической деятельности воспитателей для повышения эффективности процесса адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к детскому саду. ( если вопрос: какие методические рекомендации вы разработали? 1) согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду; 2) создание благоприятной развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада; 3) использование игровой деятельности в организации адаптационного периода детей раннего и младшего дошкольного возраста к детскому саду).
9 слайд
В соответствии с задачами мы изучили теоретические основы исследования педагогических условий адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к ДОО. Разработанные вопросы представлены на слайде.
( Если спросят какие: 1.1 Сущность понятия «адаптация» детей к детскому саду 1.2 Психолого-педагогические особенности адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к детскому саду 1.3 Описание психолого-педагогических условий адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к детскому саду)
10 слайд
Анализ теории и практики свидетельствует о том, что существует множество определений адаптации, как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих сущность адаптационного процесса к явлениям одного из множества уровней - от биохимического до социального.
Под адаптацией понимается естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.
При этом критерием адаптации служит достижение внутреннего комфорта (эмоциональной удовлетворенности) и внешняя адекватность поведения (способность легко взаимодействовать с окружающей средой). Состояние здоровья ребенка, умение общаться со взрослыми и сверстниками, сформированность предметной и игровой деятельности – основные критерии, по которым можно судить о степени его готовности к поступлению в детский сад и благополучного пребывания в них.
11 слайд
Для того, чтобы адаптация детей раннего и младшего дошкольного возраста к детскому саду осуществлялась эффективнее, необходимо организовать ее таким образом, чтобы в ней было создано максимум условий, позволяющих реализовать ее возможности.
Нами выявлен и обусловлен следующий комплекс педагогических условий :
1) согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду;
2) создание благоприятной развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада;
3) использование игровой деятельности в организации адаптационного периода детей раннего и младшего дошкольного возраста к детскому саду.
Для изучения состояния данной проблемы мы обратились не только к теории, но и практике.
12 слайд
Практическое исследование проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад № 127» города Магнитогорска (Если спросят с 18.04.22 по 14.05.222).
Цель: изучение опыта работы детского сада по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к ДОО.
Для решения данной цели нами поставлены и решены следующие задачи:
1. Проведена диагностика на определение степени адаптированности детей раннего и младшего дошкольного возраста к детскому саду.
2. Проведено анкетирование родителей по изучению готовности поступления ребенка в детский сад.
3. Проведено анкетирование родителей об особенностях подготовки ребенка к ДОО.
4. Проанализированы результаты адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к ДОО.
13 слайд
Для решения первой задачи нами было проведено наблюдение за детьми раннего и младшего дошкольного возраста.
В исследовании приняли участие 10 детей в возрасте от 2,5 до 3 лет.
Из полученных результатов наблюдения было отмечено, что тяжёлое течение адаптации у 40 % детей. Среднее течение адаптации у 40 % детей экспериментальной группы и лёгкое течение адаптации у 20 % детей.
14 слайд
Для решения второй задачи было проведено анкетирование родителей. Нами было использована методика «Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольную организацию (автор К. Л. Печора).
Исходя из анализа ответов родителей, были сделаны выводы об уровне готовности ребёнка к поступлению в детский сад.
Так, успешная адаптация детей к условиям дошкольной организации наблюдается только у 20 % детей экспериментальной группы (высокий уровень). Эти дети готовы к поступлению в детский сад.
Средний уровень готовности ребёнка к поступлению в детскую дошкольную организацию наблюдается у 60 % детей экспериментальной группы. Данные дети условно готовы к поступлению в детский сад.
Низкий уровень готовности ребёнка к поступлению в детскую дошкольную организацию наблюдается у 20 % детей экспериментальной группы. Эти дети не готовы к поступлению в детский сад.
Для решения третьей задачи было проведено анкетирование родителей об особенностях подготовки ребенка к ДОО, в ходе которого было отмечено, что 50 % родителей выделяют те или иные проблемы адаптации своего ребенка к условиям детского сада. Эти данные совпадают с полученными на первом этапе исследования данными о психоэмоциональном состоянии детей.
Решение четвёртой задачи позволило нам провести анализ результатов адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к ДОО и вывести причины тяжёлой адаптации к детскому саду.
15 слайд
На основе полученных результатов разработаны методические рекомендации по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к ДОО, которые содержат рекомендации по работе с родителями в адаптационный период их детей; разработаны рекомендации для воспитателей по организации деятельности в данный период с детьми; разработана картотека игр с природным материалом для организации адаптационного периода детей к детскому саду.
16 слайд
Содержание картотеки игр с природным материалом для организации адаптационного периода детей к детскому саду приводится на слайде.
17 слайд
На основе проведенной работы можно сделать следующие выводы:
В ходе решения первой задачи нами была изучена психолого-педагогическая литература Е. Е. Алексеевой, Л. Б. Баряевой, Л. В. Белкиной, О. И. Давыдовой, О. Г. Заводчиковой, Н. В. Кирюхиной.
Решение второй задачи позволило нам рассмотреть понятие «адаптация» детей к детскому саду. Анализ теории и практики свидетельствует о том, что существует множество определений адаптации, как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих сущность адаптационного процесса к явлениям одного из множества уровней - от биохимического до социального.
В процессе решения третьей задачи нами был проанализирован опыт работы Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад № 127»города Магнитогорска по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к детскому саду.
В ходе выполнения поставленной задачи нами была проведена диагностика на определение степени адаптированности детей раннего и младшего дошкольного возраста к детскому саду; проведено анкетирование родителей по изучению готовности поступления ребенка в детский сад; проведено анкетирование родителей об особенностях подготовки ребенка к ДОО; проанализированы результаты адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к ДОО.
Слайд 18. Доклад окончен. Спасибо за внимание!
педагогические условия : 1) согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду; 2) создание благоприятной развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада; 3) использование игровой деятельности в организации адаптационного периода детей раннего и младшего дошкольного возраста к детскому саду
Под адаптацией понимается естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.
Степени адаптации Тяжелое-Слёзы, плач; Среднее-Неуравновешен., заплачет, если рядом нет взрослого; Легкое-Спокойное, уравновешенное.
Откачка маятника очень подвижные и эмоциональные днем в детском саду, дома затихают
Что за методика была проведена при анкетировании родителей - Нами было использована методика «Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольную организацию (автор К. Л. Печора).
Под психолого-педагогическими условиями мы будем понимать комплекс условий, компонентов образовательного и воспитательного процесса, совокупность психологических механизмов и факторов, способствующих адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к детскому саду.