Получи документы

Патриотическое воспитание детей c ОВЗ. Опыт и перспективы

Солозобова Ирина
Патриотическое воспитание детей c ОВЗ. Опыт и перспективы

Как у маленького деревца, еле

поднявшегося над землей, заботливый

садовник укрепляет корень от мощности

которого зависит жизнь растения на

протяжении нескольких десятилетий,

так учитель должен заботиться о

воспитании у своих детей чувства

безграничной любви к Родине.

В. А. Сухомлинский.

Публикация «Патриотическое воспитание детей c ОВЗ, Опыт и перспективы» размещена в разделах

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», является логическим продолжением в развивающихся социально-экономических и политических условиях второго десятилетия XXI века, ранее принятых государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

Базовым вектором Программы является направленность на процессы интеграции различных институтов социализации в патриотическом воспитании граждан Российской Федерации и её новизна заключается в том, что она закладывает основы взаимодействия государственных структур и гражданского общества в решении широкого спектра проблем реализации исторической миссии современного российского патриотизма.

Программа имеет государственный статус и ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан Российской Федерации при сохранении приоритета патриотического воспитания подрастающего поколения – детей и молодёжи.

Важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса в ТОГБОУ "Инжавинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально – гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Для её эффективного решения в школе создана целостная система по формированию гражданско-патриотических ориентиров у учащихся.

На данном этапе педагогический коллектив работает над реализацией «Программы духовно-нравственного воспитания на 2018-2021 годы».

Общие задачи программы воспитания систематизированы по основным направлениям воспитания и социализации школьников:

- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и

обязанностям человека;

- воспитание нравственных чувств и этического сознания;

- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

(экологическое воспитание);

- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование

представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое

воспитание).

Не первый год школа работает над выполнением поставленных задач и имеет свои результаты:

выполняются исследовательские работы по краеведению;

организована поисковая работа;

волонтерская и «тимуровская» работа;

проводятся встречи с известными людьми, героями;

организовано изучение и анализ исторических событий в России, истории Отечества, своего края, рода, семьи;

организовано участие детей в творческих конкурсах различного уровня.

Российская земля - край щедрой природы, незыблемых традиций и богатой событиями истории.

Отечество требует от своих сынов и дочерей, чтобы каждый из них почувствовал великую ответственность за судьбу государства и ясно понял, что благополучие нации зависит от нас самих, от нашей самоотверженности, организованности, готовности к труду, высокой работоспособности. Время бессильна ослабить память человечества о неизменной стойкости и мужестве нашего народа, о славе тех, кто насмерть стоял у истоков этого ратного и трудового подвига.

С чего начинается патриотическое воспита­ние? Станет ли патриотизм личностно значимым качеством для наших детей? Или они будут цинично улыбаться, произнося такие понятия, как Отчизна, гражданин, чувство долга?

Давайте на минуточку задумаемся: какой станет наша жизнь, если из русского языка, из нашего сознания исчезнут эти понятия, дорогие сердцу подавляющего большинства? Кто-то, возможно, скажет: «Ну и что?» А кто-то глубоко задумается. Что ж, раздумья о Родине — самые важные минуты в становлении гражданина, в поис­ке своего места в жизни.

Важнейшей составной частью воспитательно­го процесса в нашей школе стало воспитание патриотизма. Это, на мой взгляд, основа социально-гражданского, духовного развития личности. Только на основе возвышающего чувства патриотизма и корневых национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется ответственность за её могущество, честь и независимость.

В соответствии с вышеперечисленными тезисами в нашем классе составлен план воспитательной работы, который включает мероприятия гражданско-патриотической направленности.

Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Россиянам были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

Самая важная цель, которую мы ставим: патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле.

Патриотическое воспитание, как и нравственное, невозможно осуществить по инструкциям и добровольно-принудительным играм, которые уместны в военном училище и чужеродны в общеобразовательной школе. Для того чтобы в случае опасности человек, не задумываясь, встал на защиту своей Родины, он должен чувствовать к этой Родине пронизывающую до боли в сердце любовь.

Именно краеведение я считаю одной из самых эффективных форм патриотического воспитания в наше мирное время.

Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия - наша общая, большая, единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть еще и свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место - город или деревня - несравнимо ни с чем другим. Это наш порог жизни, Малая Родина.

Я считаю, что, патриотическое воспитание учащихся начинается с познания Малой Родины, с познания запахов пряных степных трав, таинственного дыхания морских глубин, пения жаворонка в поднебесье. От любви к понятному и близкому, реально осязаемому и дорогому с рождения приходит любовь к Отечеству – России. Чувство патриотизма становится глубже, когда дети больше узнают об истории своей малой родины, о традициях и памятных местах родной земли, о знаменитых земляках, об известных личностях, которые многократно бывали здесь, черпали силы для вдохновения, творчества, самоотверженной общественной деятельности на благо народа.

Знакомство учащихся с бытом жителей родного края формирует понимание взаимосвязи и взаимозависимости природы и человека, создает благоприятные условия для воспитания бережного к ней отношения.

Внеклассные мероприятия по региональной тематике всегда интересны. Ребята с удовольствием принимают участие в таких мероприятиях, активно включаются в работу по поиску интересных фактов, необычных историй из прошлого края.

Проводимые мною «Часы общения» по темам: «Природа нашего края», «Наш край на глобусе и карте», «Отражение жизни коренного населения края в устном народном творчестве», «Наш край в древности», «Первые школы на территории поселка Инжавино» и «История нашей школы» направлены на формирование уважительного отношения к природе, истории, культуре и традициям родного края.

На классных часах часто ставлю перед детьми вопросы, которые направляют детей на самостоятельный поиск ответа, проявление наблюдательности. Например: «Какие редкие животные и растения известны в нашей местности?», «Что дает наш край стране?», «Как в нашем посёлке охраняют воды от загрязнения?» и другие. Размышления над такими вопросами в свою очередь не может не сказаться на развитии ценных нравственных качеств личности - самостоятельности и активности.

Интересна и такая форма работы, как экологические викторины и уроки-путешествия. Приведу пример проведенных в начале этого учебного года экологических викторин под названием: «Береги свою планету», «Интересные факты о животных», «Правила друзей природы» (Презентация).

Важным источником накопления знаний считаю знакомство школьников с окружающей средой: туризм, экскурсии в природу, на производство.

Экскурсии с учащимися провожу в течение всего учебного года. Этот вид работы ценен тем, что убирает чувство изолированности ученика интернатного учреждения. Для того, чтобы экскурсия была нравственно-ценной, создаю в коллективе эмоциональный настрой. Распределяю между школьниками задания, которые следует выполнить при подготовке к экскурсии и во время ее проведения.

Не первый год мы коллективно намечаем «Действия ради Планеты», пытаясь подвести их к осознанно-бережному отношению к окружающему. Нужно отметить, что ребята более ответственно относятся к обеспечению сохранности воды в школе и дома, принимают активное участие в очистке окружающей среды (Акции «Живи родник», «Озеленение школы и пришкольного участка», в ежемесячном обновлении классного стенда «ЭкоПлюс», достигли хороших результатов в разведении комнатных растений в классе.

Своеобразной школой бережного отношения к природе является работа с просветительским центром заповедника «Воронинский», расположенным на территории нашего поселка:

- ежегодные целевые походы «Экологической тропой», которые провожу совместно с сотрудниками заповедника;

- участие нашего класса в ежегодной экологической акции «Укрась живую елку»;

- участие в акции «Марш парков» - 2018г.

Все это позволяет сформировать у школьников чувство хозяина Родины, бережного отношения к ее достоянию - природе.

Таким образом, опыт работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления с родным краем дает положительный результат.

Формированию гражданственности и патриотизма у учащихся во многом способствуют воспитательные мероприятия, посвященные Дню воина-интернационалиста, Дню защитника Отечества, Дню Победы и Дню независимости.

Успешно прошли тематические часы по военно- патриотическому воспитанию :

«Героями не рождаются – героями становятся»,

«Великие полководцы России»,

«Инжавинские парни - солдаты».

Воспитанники приняли участие в праздниках:

«К 30-летию вывода войск из Афганистана»,

«Славные сыны России»,

где получили знания об Инжавинцах – участниках ВОВ и войн в Афганистане и Чечне.

Я верю в педагогику авторитета – это антипод педагогики авторитарной. Стараюсь, чтобы на уроках мужества, учащиеся имели возможность встретиться с непосредственными участниками реальных событий: ветеранами ВОВ, локальных конфликтов; молодыми воинами-односельчанами Российской армии! Во время такой встречи можно получить ответ на любой интересующий тебя вопрос, а потом вместе с этими людьми поразмышлять: «А что такое Родина? Кто такой патриот

Стало традиционным в нашем классе ежегодное оформление папки-передвижки «Страницы мужества», где ребята самостоятельно стараются подобрать материал и соответствующе его оформить.

Также ученики нашего класса приняли участие в общешкольных мероприятиях:

в акции, посвященной Дню пожилых людей;

дискуссии «Герои и подвиги» (участники 5-9 классы);

месячнике гражданско - патриотического воспитания.

Не мало мероприятий намечено на конец года, подготовка к ним уже ведется:

акция «Адрес ветерана»;

кросс, посвященный Дню Победы;

неделя Памяти «Солдаты Победы»;

праздник «Никто не забыт, ничто не забыто!» для 5-9 классов;

урок мужества «Набат войны нам стучится в сердце» (подготовку к которому ведем с 6 классом);

класный час «О мужестве, доблести, славе».

Именно в школьном возрасте наиболее целесообразно приобщение детей к патриотизму и гражданственности.

Особенную гордость у ребят нашего класса вызывает, собранный ими (с помощью взрослых, архив интереснейшей информации о родственниках и односельчанах, свидетелях грозного военного времени; и оформленный в презентации, папки, видео. Эта большая и многолетняя работа вызвала устойчивый интерес у учащихся.

В заключение хочется сказать следующее:

Воспитание - работа творческая. Она не знает универсальных средств на все случаи жизни, требует постоянного поиска, умения поспевать за жизнью. Внутренний мир молодых людей психологически необычайно сложен и в такой же мере подвижен, изменчив. Добиться, чтобы каждый понял, что не только нужно брать от жизни, но и уметь отдавать другим, - это трудное и довольно тонкое дело. Пожалуй, только школа остаётся единственным островком, где пытаются воспитать подрастающее поколение в духе любви к Родине, используя при этом преемственность традиционных форм и методов.

Вместе с тем, нельзя не отметить, что реализация задач патриотического воспитания в современной России сталкивается с определенными проблемами. Реальная жизнь и, во многом, средства массовой коммуникации ориентируют молодежь на иные идеалы и морально-нравственные ценности. Это существенно осложняет работу школы в данном направлении.

Список литературы.

Военно-патриотическое воспитание молодежи : проблемы и перспективы (обращение к Министерству образования и науки РФ, Министерству обороны, администрациям регионов и учебным заведениям) - https://niitt.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=153&itemid=0

Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения российский путь развития//Воспитание школьников. - 2002. -№7. - С, 8-10.

Караковский В. А. Патриотическое воспитание в школе. М. 2004 год.

Публикации по теме:

Опыт работы в школе-интернате 4 вида «Патриотическое воспитание в условиях коррекционной школы» Конспект доклада на ШМО воспитателей в школе-интернате 4 вида «Патриотическое воспитание в условиях коррекционной школы» Подготовила: воспитатель.

Консультация «Патриотическое воспитание детей» Мы, воспитатели, призваны воспитывать патриотов России. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку.

Опыт работы музыкального руководителя «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»Опыт работы музыкального руководителя «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. (Из опыта работы музыкального руководителя Харитоновой М. С. МАДОУ №10.

Опыт работы музыкального руководителя «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»Опыт работы музыкального руководителя «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки» Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ в условиях введения ФГОС» В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее,.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать. Д. С. Лихачев Актуальность. События последнего.

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание детей»Консультация для родителей «Патриотическое воспитание детей» Консультация для родителей «Патриотическое воспитание детей» Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Инновационный опыт «Влияние национальной культуры на нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Воспитатель МДОУ «Детский сад №116 комбинированного вида» Балакирева Т. М. «Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал».

Дошкольное воспитание: проблемы и перспективы Выступление на семинаре " Дошкольное воспитание: проблемы и перспективы" Воспитатель МБДОУ д/с № 101 Белокопытова О. И., ВКК.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое воспитание детей c ОВЗ. Опыт и перспективы
Опубликовано: 10 декабря 2019 в 19:15
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Патриотическое воспитание детей c ОВЗ. Опыт и перспективы» (включая файлы) размещена пользователем Солозобова Ирина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД