Солозобова Ирина
Патриотическое воспитание детей c ОВЗ. Опыт и перспективы
▼ Скачать + Заказать документы
Как у маленького деревца, еле
поднявшегося над землей, заботливый
садовник укрепляет корень от мощности
которого зависит жизнь растения на
протяжении нескольких десятилетий,
так учитель должен заботиться о
воспитании у своих детей чувства
безграничной любви к Родине.
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Патриотическое воспитание детей c ОВЗ, Опыт и перспективы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», является логическим продолжением в развивающихся социально-экономических и политических условиях второго десятилетия XXI века, ранее принятых государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
Базовым вектором Программы является направленность на процессы интеграции различных институтов социализации в патриотическом воспитании граждан Российской Федерации и её новизна заключается в том, что она закладывает основы взаимодействия государственных структур и гражданского общества в решении широкого спектра проблем реализации исторической миссии современного российского патриотизма.
Программа имеет государственный статус и ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан Российской Федерации при сохранении приоритета патриотического воспитания подрастающего поколения – детей и молодёжи.
Важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса в ТОГБОУ "Инжавинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально – гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Для её эффективного решения в школе создана целостная система по формированию гражданско-патриотических ориентиров у учащихся.
На данном этапе педагогический коллектив работает над реализацией «Программы духовно-нравственного воспитания на 2018-2021 годы».
Общие задачи программы воспитания систематизированы по основным направлениям воспитания и социализации школьников:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и
обязанностям человека;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
(экологическое воспитание);
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое
воспитание).
Не первый год школа работает над выполнением поставленных задач и имеет свои результаты:
выполняются исследовательские работы по краеведению;
организована поисковая работа;
волонтерская и «тимуровская» работа;
проводятся встречи с известными людьми, героями;
организовано изучение и анализ исторических событий в России, истории Отечества, своего края, рода, семьи;
организовано участие детей в творческих конкурсах различного уровня.
Российская земля - край щедрой природы, незыблемых традиций и богатой событиями истории.
Отечество требует от своих сынов и дочерей, чтобы каждый из них почувствовал великую ответственность за судьбу государства и ясно понял, что благополучие нации зависит от нас самих, от нашей самоотверженности, организованности, готовности к труду, высокой работоспособности. Время бессильна ослабить память человечества о неизменной стойкости и мужестве нашего народа, о славе тех, кто насмерть стоял у истоков этого ратного и трудового подвига.
С чего начинается патриотическое воспитание? Станет ли патриотизм личностно значимым качеством для наших детей? Или они будут цинично улыбаться, произнося такие понятия, как Отчизна, гражданин, чувство долга?
Давайте на минуточку задумаемся: какой станет наша жизнь, если из русского языка, из нашего сознания исчезнут эти понятия, дорогие сердцу подавляющего большинства? Кто-то, возможно, скажет: «Ну и что?» А кто-то глубоко задумается. Что ж, раздумья о Родине — самые важные минуты в становлении гражданина, в поиске своего места в жизни.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в нашей школе стало воспитание патриотизма. Это, на мой взгляд, основа социально-гражданского, духовного развития личности. Только на основе возвышающего чувства патриотизма и корневых национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется ответственность за её могущество, честь и независимость.
В соответствии с вышеперечисленными тезисами в нашем классе составлен план воспитательной работы, который включает мероприятия гражданско-патриотической направленности.
Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Россиянам были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.
Самая важная цель, которую мы ставим: патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле.
Патриотическое воспитание, как и нравственное, невозможно осуществить по инструкциям и добровольно-принудительным играм, которые уместны в военном училище и чужеродны в общеобразовательной школе. Для того чтобы в случае опасности человек, не задумываясь, встал на защиту своей Родины, он должен чувствовать к этой Родине пронизывающую до боли в сердце любовь.
Именно краеведение я считаю одной из самых эффективных форм патриотического воспитания в наше мирное время.
Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия - наша общая, большая, единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть еще и свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место - город или деревня - несравнимо ни с чем другим. Это наш порог жизни, Малая Родина.
Я считаю, что, патриотическое воспитание учащихся начинается с познания Малой Родины, с познания запахов пряных степных трав, таинственного дыхания морских глубин, пения жаворонка в поднебесье. От любви к понятному и близкому, реально осязаемому и дорогому с рождения приходит любовь к Отечеству – России. Чувство патриотизма становится глубже, когда дети больше узнают об истории своей малой родины, о традициях и памятных местах родной земли, о знаменитых земляках, об известных личностях, которые многократно бывали здесь, черпали силы для вдохновения, творчества, самоотверженной общественной деятельности на благо народа.
Знакомство учащихся с бытом жителей родного края формирует понимание взаимосвязи и взаимозависимости природы и человека, создает благоприятные условия для воспитания бережного к ней отношения.
Внеклассные мероприятия по региональной тематике всегда интересны. Ребята с удовольствием принимают участие в таких мероприятиях, активно включаются в работу по поиску интересных фактов, необычных историй из прошлого края.
Проводимые мною «Часы общения» по темам: «Природа нашего края», «Наш край на глобусе и карте», «Отражение жизни коренного населения края в устном народном творчестве», «Наш край в древности», «Первые школы на территории поселка Инжавино» и «История нашей школы» направлены на формирование уважительного отношения к природе, истории, культуре и традициям родного края.
На классных часах часто ставлю перед детьми вопросы, которые направляют детей на самостоятельный поиск ответа, проявление наблюдательности. Например: «Какие редкие животные и растения известны в нашей местности?», «Что дает наш край стране?», «Как в нашем посёлке охраняют воды от загрязнения?» и другие. Размышления над такими вопросами в свою очередь не может не сказаться на развитии ценных нравственных качеств личности - самостоятельности и активности.
Интересна и такая форма работы, как экологические викторины и уроки-путешествия. Приведу пример проведенных в начале этого учебного года экологических викторин под названием: «Береги свою планету», «Интересные факты о животных», «Правила друзей природы» (Презентация).
Важным источником накопления знаний считаю знакомство школьников с окружающей средой: туризм, экскурсии в природу, на производство.
Экскурсии с учащимися провожу в течение всего учебного года. Этот вид работы ценен тем, что убирает чувство изолированности ученика интернатного учреждения. Для того, чтобы экскурсия была нравственно-ценной, создаю в коллективе эмоциональный настрой. Распределяю между школьниками задания, которые следует выполнить при подготовке к экскурсии и во время ее проведения.
Не первый год мы коллективно намечаем «Действия ради Планеты», пытаясь подвести их к осознанно-бережному отношению к окружающему. Нужно отметить, что ребята более ответственно относятся к обеспечению сохранности воды в школе и дома, принимают активное участие в очистке окружающей среды (Акции «Живи родник», «Озеленение школы и пришкольного участка», в ежемесячном обновлении классного стенда «ЭкоПлюс», достигли хороших результатов в разведении комнатных растений в классе.
Своеобразной школой бережного отношения к природе является работа с просветительским центром заповедника «Воронинский», расположенным на территории нашего поселка:
- ежегодные целевые походы «Экологической тропой», которые провожу совместно с сотрудниками заповедника;
- участие нашего класса в ежегодной экологической акции «Укрась живую елку»;
- участие в акции «Марш парков» - 2018г.
Все это позволяет сформировать у школьников чувство хозяина Родины, бережного отношения к ее достоянию - природе.
Таким образом, опыт работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления с родным краем дает положительный результат.
Формированию гражданственности и патриотизма у учащихся во многом способствуют воспитательные мероприятия, посвященные Дню воина-интернационалиста, Дню защитника Отечества, Дню Победы и Дню независимости.
Успешно прошли тематические часы по военно- патриотическому воспитанию :
«Героями не рождаются – героями становятся»,
«Великие полководцы России»,
«Инжавинские парни - солдаты».
Воспитанники приняли участие в праздниках:
«К 30-летию вывода войск из Афганистана»,
«Славные сыны России»,
где получили знания об Инжавинцах – участниках ВОВ и войн в Афганистане и Чечне.
Я верю в педагогику авторитета – это антипод педагогики авторитарной. Стараюсь, чтобы на уроках мужества, учащиеся имели возможность встретиться с непосредственными участниками реальных событий: ветеранами ВОВ, локальных конфликтов; молодыми воинами-односельчанами Российской армии! Во время такой встречи можно получить ответ на любой интересующий тебя вопрос, а потом вместе с этими людьми поразмышлять: «А что такое Родина? Кто такой патриот?»
Стало традиционным в нашем классе ежегодное оформление папки-передвижки «Страницы мужества», где ребята самостоятельно стараются подобрать материал и соответствующе его оформить.
Также ученики нашего класса приняли участие в общешкольных мероприятиях:
в акции, посвященной Дню пожилых людей;
дискуссии «Герои и подвиги» (участники 5-9 классы);
месячнике гражданско - патриотического воспитания.
Не мало мероприятий намечено на конец года, подготовка к ним уже ведется:
акция «Адрес ветерана»;
кросс, посвященный Дню Победы;
неделя Памяти «Солдаты Победы»;
праздник «Никто не забыт, ничто не забыто!» для 5-9 классов;
урок мужества «Набат войны нам стучится в сердце» (подготовку к которому ведем с 6 классом);
класный час «О мужестве, доблести, славе».
Именно в школьном возрасте наиболее целесообразно приобщение детей к патриотизму и гражданственности.
Особенную гордость у ребят нашего класса вызывает, собранный ими (с помощью взрослых, архив интереснейшей информации о родственниках и односельчанах, свидетелях грозного военного времени; и оформленный в презентации, папки, видео. Эта большая и многолетняя работа вызвала устойчивый интерес у учащихся.
В заключение хочется сказать следующее:
Воспитание - работа творческая. Она не знает универсальных средств на все случаи жизни, требует постоянного поиска, умения поспевать за жизнью. Внутренний мир молодых людей психологически необычайно сложен и в такой же мере подвижен, изменчив. Добиться, чтобы каждый понял, что не только нужно брать от жизни, но и уметь отдавать другим, - это трудное и довольно тонкое дело. Пожалуй, только школа остаётся единственным островком, где пытаются воспитать подрастающее поколение в духе любви к Родине, используя при этом преемственность традиционных форм и методов.
Вместе с тем, нельзя не отметить, что реализация задач патриотического воспитания в современной России сталкивается с определенными проблемами. Реальная жизнь и, во многом, средства массовой коммуникации ориентируют молодежь на иные идеалы и морально-нравственные ценности. Это существенно осложняет работу школы в данном направлении.
Список литературы.
Военно-патриотическое воспитание молодежи : проблемы и перспективы (обращение к Министерству образования и науки РФ, Министерству обороны, администрациям регионов и учебным заведениям) - https://niitt.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=153&itemid=0
Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения российский путь развития//Воспитание школьников. - 2002. -№7. - С, 8-10.
Караковский В. А. Патриотическое воспитание в школе. М. 2004 год.