Белокопытова Ольга Ивановна
Дошкольное воспитание: проблемы и перспективы
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на семинаре
" Дошкольное воспитание : проблемы и перспективы"
Воспитатель МБДОУ д/с № 101
Белокопытова О. И., ВКК
Воронеж
2019
" Дошкольное воспитание : проблемы и перспективы"
Дошкольное воспитание - первая ступень образования, на которой закладываются основы социальной личности, важнейший институт поддержки семьи.
Публикация «Дошкольное воспитание: проблемы и перспективы» размещена в разделах
Как показывают многолетние исследования, полноценное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку личностные взаимоотношения, формирование чувства защищенности, доверия и открытости миру.
Современные проблемы дошкольного образования
1. Учитывая постепенно улучшающуюся демографическую ситуацию в стране, спрос на услуги детских садов постоянно растёт. В крупных городах России отмечается дефицит дошкольных образовательных учреждений. Мест в дошкольных образовательных учреждениях не хватает. Родители записывают ребёнка в детский сад сразу после рождения, и не всегда это является гарантией того, что он туда попадёт. В настоящее время в России 400 тыс. детей ожидают своей очереди на устройство в детский сад. Перед государством, в первую очередь, стоит задача доступности дошкольного образования для всех слоев населения.
2. Потребность ДОУ в квалифицированных педагогических кадрах. Администрация ДОУ вынуждена идти на снижение требований к персоналу в плане их профессиональной подготовки и опыта работы с детьми.
3. В настоящее время в Российской Федерации фиксируется увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья : в два раза по сравнению с 2002 г. «дети с особыми образовательными потребностями» не должны быть изолированы в социуме, отсюда необходимость инклюзивного образования.
4. Меняются особенности социокультурной среды современного общества - это поликультурность, многонациональность, полиэтничность. Следовательно необходимо построение поликультурной образовательной среды ДОУ, создание мультикультурного образовательного пространства; необходимо искать новые технологии воспитание и развитие детей, в том числе и у детей, недостаточно владеющих русским языком.
5. Необходимость достаточного разнообразия типов и видов учреждений, образовательных услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения разнообразных и разносторонних запросов участников образовательного процесса в ДОУ.
6. Переход большинства ДОУ из режима функционирования в режиме поиска и в режим развития. Потребность повышения методической компетентности педагогов дошкольного учреждения, студентов педагогических учебных заведений.
7. В настоящее время меняется социальный заказ родителей, их требования к услугам, предоставляемым дошкольными учреждениями. Если в течение многих десятилетий охрана здоровья и присмотр за детьми для многих родителей рассматривались как основные направления работы детских садов, то сегодня все больше требований предъявляется к образовательным программам основного и дополнительного образования.
8. Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом часто определяется наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Это ведет к раннему обучению детей. Надо признать, что именно такой подход - его можно условно обозначить как узко-прагматический, сориентированный на нужды системы, а не самого ребенка.
9. Педагогов смущает отсутствие жесткой предметности, необходимость интеграции образовательных областей. Но только в интегрированном содержании дети дошкольного возраста свободны делать широкий выбор ипроявлять свои пока еще не структурированные интересы и творческие способности.
10. В отечественной педагогике сильный акцент обычно делался именно на игровых формах и методах обучения детей, а не на свободной игре. Однако для развития очень важно, чтобы играл именно ребенок, а не взрослый. Чтобы это была именно игра, а не ее имитация.
11. Информатизация дошкольного образования-- процесс объективный и неизбежный. В детских садах формируется новая образовательная среда, появляются высокотехнологичные информационные средства обучения и развития дошкольников, растет интерес педагогов и специалистов дошкольного образования к этим технологиям и возможностям использования в своей профессиональной деятельности. Однако не все педагоги владеют ИКТ. Это затрудняет использование ИКТ в работе с детьми или делает невозможным современный канал общения с родителями и с другими членами педагогического сообщества.
Тенденции развития дошкольного образования на современном этапе
Развитие дошкольного образования - одна из приоритетных целей развития Российского образования на современном этапе. Для выстраивания вариативного образования необходимо, в первую очередь, определить содержание образования. В его качестве выступают стандарты.
Важнейшим нововведением основополагающего характера является создание Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) - документа, не имеющего аналогов в отечественной истории. Разработка стандарта велась с 30 января 2013 года рабочей группой ведущих экспертов в сфере дошкольного образования под руководством директора Федерального института развития образования Александра Асмолова.
В июне 2013года проект ФГОС дошкольного образования был представлен на широкое общественное обсуждение. Свыше 300 замечаний и предложений, поступивших на проект стандарта, были рассмотрены на заседании Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам 3 июля 2013 года. В соответствии с решением Совета проект ФГОС дошкольного образования был доработан и внесён на повторное рассмотрение. На основе заключений экспертных организаций и рекомендации рабочей группы общего образования Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам 28 августа 2013 года принял решение утвердить ФГОС дошкольного образования. дошкольный образование общество реформирование
Введение ФГОС ДО в практику требовало реализации целого ряда мероприятий, определения их характера и последовательности.
Направления реформирования дошкольного образования
Дальнейшие перспективы развития системы дошкольного образования предусматриваются в рамках реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Наиболее значимым мероприятием является разработка региональных программ развития системы дошкольного образования как составной части образовательной системы субъектов Российской Федерации. Минобрнауки России разработало и направило в субъекты Российской Федерации методические рекомендации по развитию региональных систем дошкольного образования.
Следует отметить, что с целью более полного удовлетворения потребностей населения в услугах дошкольного образования у субъектов Российской Федерации в настоящее время есть достаточные нормативно закрепленные полномочия для внедрения новых организационных форм дошкольного образования. Так называемые «семейные детские сады», надомные или гувернерские группы, семейные клубы, социальные игровые комнаты могут в настоящее время быть организованы как структурные подразделения муниципальных или государственных ДОУ, которые должны будут обеспечивать указанные формы квалифицированными кадрами, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение их деятельности контроль за нею с целью обеспечения достаточно высокого качества предоставляемых услуг. Особым направлением развития дошкольного образования в Российской Федерации в ближайшее время станет создание системы раннего развития детей в возрасте от рождения до 3 лет. Важность именно этого направления развития дошкольного образования вызвана несколькими причинами:
1. большая часть детей, нуждается в местах в ДОУ, это дети в возрасте до 3 лет (62,9 % в целом по Российской Федерации).
2. квалифицированный штат педагогов.
Наибольший спрос сейчас существует на группы для детей от 1,5 лет. Однако родители заинтересованы в том, чтобы ребенок постепенно привыкал к детскому саду, чтобы адаптация проходила менее болезненно. В связи с этим есть необходимость более активного развития групп адаптации на основе кратковременного пребывания, куда мама могла бы приводить малыша на 2-2,5 часа 2-3 раза в неделю. Опыт организации клубных форм работы, где дети играют в присутствии или под присмотром матерей, а также групп кратковременного пребывания, в которых квалифицированные педагоги работают совместно с детьми раннего возраста и их родителями. Такие группы получили название «Открытая дверца».
В перспективе необходимо обеспечить нормативное сопровождение создания в субъектах Российской Федерации моделей учета детей дошкольного возраста, не охваченных услугами дошкольного образования, с тем, чтобы определить наиболее целесообразные для них формы получения дошкольного образования.
Список литературы
1. Бордовская, Н. Педагогика [Текст] / Н. Бордовская. - СПб. : Питер, 2003.- 450с.
2. Качество дошкольного образования : состояние, проблемы, перспективы / М-во образования Рос. Федерации. - М. : ГНОМ и Д, 2004. - 239 с.
3. Ерофеева Т. И. Изучение подходов к организации вариативного обучения детей дошкольного возраста // Проблемы дошкольного образования : матер. науч. конф. М., 1994. С. 34-37.
4. Воловик И. В. Модернизация российского образования и тенденции развития мировой системы образования // Вестник Ижевского государственного технического университета. 2008. № 4. С. 82-85
5. Иванкина Л. И. Тенденции современного образования и проблема целостного развития личности // Известия Томского политехнического университета. 2008. Т. 306. № 3. С. 132-140.
6. Иванова И. Н. О тенденциях развития современного образования // Инновации в образовании. 2008. № 3. С. 5-23.