Венера Осман
Доклад на тему: Ориентиры развития воспитания школьников в Социальном контексте
▼ Скачать + Заказать документы
Центр детского и юношеского технического творчества – это образовательное учреждение дополнительного образования детей. Само слово «дополнительное» подразумевает то, без чего как бы можно обойтись. Хочу обратить ваше внимание на высказывание из журнала «Дополнительное образование» : «Школьное образование – это мозг, а внешкольное – душа». Это высказывание наиболее точно характеризует дополнительное образование детей.
Ценность дополнительного образования детей в том, что оно органично сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.
Публикация «Доклад на тему: Ориентиры развития воспитания школьников в Социальном контексте» размещена в разделах
Это - самостоятельный и самоценный вид образования.
Социальная ценность дополнительного образования заключается в том, что личностно-ориентированные подходы, положенные в основу образовательной деятельности, позволяют удовлетворять образовательные и культурные запросы различных категорий детей разного возраста, используя потенциал свободного времени.
Одним из приоритетных направлений и главных задач любого государства является гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения, как основа всей воспитательной работы.
Патриотическое и нравственное воспитание личности не могут рассматриваться в отрыве от социальных ожиданий человека и возможностей его самореализации. Здесь в полной мере действует формула: каково сегодняшнее общество – такова и молодежь, какова сегодняшняя молодежь – таково и завтрашнее общество.
Поэтому именно на гражданско-патриотическое воспитание школьников направлена деятельность нашего Центра.
На сегодняшний день муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского и юношеского технического творчества» - это центр образовательной и культурно-досуговой работы, который предоставляет детям возможность для разностороннего развития, укрепления здоровья и самоопределения.
Деятельность Центра направлена на формирование и популяризацию общечеловеческих ценностей, воспитание любви к своему Отечеству, привитие высоких патриотических чувств, ответственности за свое будущее, а также профессиональную ориентацию детей.
Немаловажное значение в патриотическом воспитании молодёжи играет роль тесного сотрудничества нашего учреждения с военным комиссариатом, городским спортивно-техническим клубом «ДОСААФ», советами ветеранов г. Севастополя, п. Октябрьское, Новофедоровка и др.
Центр является координатором муниципальных мероприятий патриотической и туристско-краеведческой направленностей.
Ежегодно на базе Учреждения проводятся патриотические мероприятия: «А ну-ка, парни», муниципальный отборочный этап республиканского конкурса «Наш поиск и творчество – тебе, Родина!», муниципальный и зональный этапы военно-спортивной игры «Победа», патриотических краеведческих конференций и конкурсов «Отечество», «Крым – наш общий дом», «Экскурсионная мозаика Крыма», «Конкурс музеев» и др.
С целью воспитания любви к своему Отечеству, возрождения героического прошлого летчиков-гвардейцев бывшего гарнизона Веселое в Центре создан музей 5-го Гвардейского Констанцского минно-торпедного авиационного полка, базировавшегося на территории поселка Вольное, в котором организовываются экскурсии для обучающихся образовательных учреждений района, ветеранов полка и жителей поселка, также проводятся мероприятия военно-патриотического направления. На базе музея неоднократно проводились семинары и семинары-практикумы для педагогов-организаторов и ответственных за музейную работу муниципальных учреждений образования.
Работа в Центре ведё тся по 5 направленностям деятельности: техническая, туристско-краеведческая, физкультурно-спортивная, социально-педагогическая, художественная.
Образовательными услугами центра охвачены обучающиеся общеобразовательных учреждений района.
Это взаимодействие способствует созданию условий для интеграции дополнительного и общего образования и практического осуществления непрерывного образования детей и подростков, а также расширению поля их творческого самовыражения.
Немаловажную роль в воспитательной системе ЦДЮТТ играет организация, проведение и участие в культурно-массовых мероприятиях как внутри учреждения, так и на муниципальном, республиканском и Всероссийском уровнях.
Образовательными услугами центра были охвачены обучающиеся общеобразовательных учреждений района.
Это взаимодействие способствует созданию условий для интеграции дополнительного и общего образования и практического осуществления непрерывного образования детей и подростков, а также расширению поля их творческого самовыражения.
Немаловажную роль в воспитательной системе ЦДЮТТ играет организация, проведение и участие в культурно-массовых мероприятиях как внутри учреждения, так и на муниципальном, республиканском и Всероссийском уровнях.
О результатах можно говорить очень много, но не только в них суть нашей деятельности. Центр ставит перед собой задачу привлечения к работе всех детей, независимо от их успеваемости, особенно трудных подростков, требующих к себе повышенного педагогического внимания.
Еще одна немаловажная задача учреждений дополнительного образования – это организация досуга детей. Мы должны заинтересовать, привлечь их к нашей работе, отвлечь от негативного влияния улицы.
Есть кружки, которые не дают центру «звездочек», как например, «Картинг», но каждые выходные дни группы ребят, далеко не блещущих знаниями и поведением в школе, приходят на занятия, разбирают, собирают, ремонтируют эти детские автомобили – карты, ездят по картодрому;
- обучающиеся кружка «Юный инспектор движения» проводят разъяснительную и агитационную работу по правилам дорожного движения с воспитанниками детского сада «Ивушка».
НЕ В ЭТОМ ЛИ НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ!
И не только в этом – профориентационная работа.
Ежегодно выпускники центра продолжают обучение по направленностям кружковой работы, благодаря знаниям, полученным на занятиях и дипломам призеров и победителей. За последние годы это 5 выпускников кружка «Радиоэлектронное конструирование», 7 выпускников кружков художественной направленности, 2 выпускника историко-краеведческого кружка «Поиск».
НЕ В ЭТОМ ЛИ НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ!
Необходимым условием успешного развития системы дополнительного образования детей является обеспечение высокого уровня кадрового потенциала и материально-техническое оснащение.
А ведь хороший педагог особенно важен для учреждения дополнительного образования. Если в школе ребенок обязан слушать учителя, даже если последний его не очень увлекает, то в наши учреждения дети к плохому педагогу не придут. Авторитетный руководитель кружка — единственный аргумент для ребенка. Он друг, советник, наставник, мама и папа вместе взятые. Кроме того, педагог должен суметь найти индивидуальный подход к каждому ребенку.
Педагоги учреждений дополнительного образования района именно такие – мы можем судить по их результатам.
Но в то же время в работе центра имеется ряд проблем.
Проблема финансирования тянет за собой проблему материально-технического обеспечения. Чтобы учреждение было интересно ребенку, а особенно «трудному», в нем должно быть собрано все самое новое и современное.
Несмотря на материально-техническое оснащение, явно не соответствующее современным требованиям, весь педагогический процесс держится на энтузиазме руководителя и педагогов, любящих свое дело и готовых ради него преодолевать любые трудности и продолжать достигать больших высот.
В нашем районе 4 учреждения дополнительного образования и мы все разные, у каждого учреждения своя направленность, свои конкурсы, свои соревнования. Нас нельзя сравнивать, но цель наша одна – совместно со школами воспитать достойного гражданина общества, нашедшего свое место в нем.
В заключении хочу вернуться к словам, с которых начала свое выступление: «Школьное образование – это мозг, а внешкольное – душа». Хотелось бы, чтобы эти слова стали нашим лозунгом и помогали в достижении общегосударственной цели.
Осман В. И., заместитель директора МОУДОД «ЦДЮТТ»