МААМ-картинки

Доклад из опыта работы «Организация системы развивающего взаимодействия сверстников между собой»

Жанна Тетерина
Доклад из опыта работы «Организация системы развивающего взаимодействия сверстников между собой»
▼ Скачать + Заказать документы

Доклад на тему:

Организация системы развивающего взаимодействия

сверстников между собой (из опыта работ

ы).[/b]

В условиях современного дошкольного образовательного учреждения немало внимания уделяется развивающим занятиям с детьми. Однако вопрос организации взаимодействия дошкольников с ровесниками на таких занятиях, особенно в младшем дошкольном возрасте, разработан недостаточно полно, что на практике приводит к тенденции монолога взрослого, дающего знания в «готовом» виде. Такой способ работы препятствует развитию самостоятельных действий детей по освоению окружающего мира. Поэтому закономерно встает вопрос о формировании начальных формах объединения на занятиях уже у младших дошкольников.

Публикация «Доклад из опыта работы „Организация системы развивающего взаимодействия сверстников между собой“» размещена в разделах

Примерно к четырем годам складывается ситуативно-деловая форма общения детей, то есть сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать все большее место в их жизни. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество.

При этом, наблюдения за детьми позволили выделить следующее противоречие. Оказалось, что у ребенка 3-5 лет, с одной стороны, выражено стремление к разнообразному взаимодействию со сверстником, с другой, - нередко наблюдается дефицит соответствующих способов и средств сотрудничества, что приводит к разрушению совместных действий.

Учитывая вышесказанное, я поставила перед собой цель:

Создание условий для освоения детьми способов продуктивного взаимодействия детей друг с другом в разных формах организации педагогического процесса.

Моей главной задачей стало: научить детей способам развивающего взаимодействия через организацию различного рода специальных образовательных ситуаций.

Свою работу я начала со второй младшей группы.

На первом этапе (2-я младшая группа) дети овладевали новыми способами взаимодействия со сверстниками в условиях развивающего занятия. В качестве материала использовались задания по сенсорному воспитанию с использованием развивающих игр Воскобовича, блоков Дъенеша, палочек Кюизенера и т. п. Данный выбор был обусловлен рядом причин. Во-первых, из исследований Л. А. Венгера и его сотрудников известно, что именно в младшем дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для развития восприятия ребенка. Во-вторых, при выполнении сенсорных заданий дети включены в интересные игровую или практическую деятельности, что делает занятия эмоционально привлекательными для младших дошкольников.

Были разработаны сценарии занятий, на которых дошкольники попеременно осваивали два вида сотрудничества: действия по правилу (разделение материала) и по роли (разделение функций). Особо отметим, что способы взаимодействия предъявлялись детям не в прямой, учебной форме, а усваивались ими самостоятельно в процессе инсценировки взаимодействия кукольных персонажей. На занятиях создавались специальные условия, в которых ребенок мог выбрать сверстника по своему желанию. При непосредственном взаимодействии дети действовали от имени кукольных персонажей в точном соответствии с теми героями, которые использовались при демонстрации способов сотрудничества.

Для совместной работы предоставлялся материал, аналогичный применявшемуся для демонстрации с кукольными персонажами. Организация образовательного процесса, в ходе которого ребенок включался в новые для него условия взаимодействия, переключало его внимание на партнера по совместной деятельности. Одновременно создавались возможности взаимного обогащения и, тем самым, развития.

Результаты первого этапа работы показали, что у детей произошли существенные изменения в характере взаимодействия друг с другом:

1. Увеличилась продолжительность совместных действий в парах. Исчезли случаи отказа от объединения или ухода от деятельности до завершения задания.

2. Изменилась структура занятия в плане перераспределения по времени его частей: на начальном этапе основное время уделялось первой и второй частям занятия - демонстрации нормативных способов сотрудничества и объединению дошкольников в пары. Собственно взаимодействие детей друг с другом (третья часть занятия) было очень непродолжительным по времени.

3. Значительно сократилось время организации подготовительной работы перед непосредственным сотрудничеством детей, исчезла необходимость демонстрации образцов способов объединения,

4. Появился интерес к работам сверстников.

На втором этапе (средняя группа) дети активно использовали усвоенные способы взаимодействия в творческой продуктивной деятельности, гибко меняя и сочетая их в зависимости от условий задания. Работа проходила на математическом, природоведческом содержании. Нами была разработаны занятия, на которых дети осуществляли совместную деятельность, связанную с выполнением различных заданий на природоведческую тематику, по математике и по другим разделам программы.

В процессе наблюдений за детьми мы пришли к твердой уверенности, что коллективное создание замысла, обсуждение путей его реализации, способствует активизации творческого процесса и влияет на качественный уровень выполнения дошкольниками заданий как в совместной, так и индивидуальной деятельности.

Каждое последующее занятие усложнялось по сравнению с предыдущим и в плане предлагавшегося детям содержания работы, и по линии создания условий для возникновения коллективного замысла будущего продукта. Условия успешного выполнения задания зависели от планирования совместных действий, направленности на конечный продукт. Детям предоставлялся максимум самостоятельности в высказывании идей, выборе материала, проговаривании хода совместной работы, реализации поставленной цели. Занятия завершались по-разному: организацией выставок детских работ, игрой-драматизацией и т. д.

Анализ результатов второго этапа показал значительное продвижение детей как в использовании нормативных способов взаимодействия друг с другом, так и в творческом решении различных задач. Помимо этого, детьми успешно применялись усвоенные средства сотрудничества в новых условиях творческой деятельности. Произошел выход на взаимодействие в подгруппы по 2-3-4 человека. Причем объединение происходило самостоятельно. Одновременно их объединения к середине учебного года стали иметь более устойчивый характер.

Условия занятий, сочетавшие включенность сверстников в совместное обсуждение идей, их реализацию, оценку конечного продукта и специфику предлагаемого материала, способствовали активизации творческого потенциала каждого дошкольника. Оказалось, что успешность продвижения ребенка в овладении творческой деятельностью зависит не столько от тренировки его технических умений, сколько от совместного обсуждения идей и планирования своих действий в кругу сверстников.

Мы планируем, что к концу второго этапа (конец среднего, начало старшего возраста) дети овладеют способами предварительного планирования совместных действий при решении поставленных взрослым творческих задач и самостоятельного создания коллективного замысла будущего продукта.

Таким образом, мы пришли к следующим выводам:

1. Для возникновения и развития отношений сотрудничества у детей 3-5 лет нужна специальная организация взрослым педагогических ситуаций, в которых дети приобретают опыт взаимодействия. Этому способствует совместная продуктивная деятельность, где у ребенка появляется необходимость вступать в отношения сотрудничества - согласования и соподчинения действий.

2. Оптимальными формами предъявления нормативных способов сотрудничества и разрешения конфликтных ситуаций являются инсценировки «положительных» и «отрицательных» способов взаимодействия с последующим их обсуждением. В результате этого ребенок, оказавшись в проблемной ситуации сотрудничества, самостоятельно присваивает и использует нормативные правила. В трехлетнем возрасте дошкольники могут успешно сотрудничать друг с другом на знакомом материале, с которым они ранее действовали индивидуально.

3. Выделяются два основных вида организации сотрудничества детей трех-пяти лет на занятиях: распределение деятельности по роли (разделение функций) и подчинение действий правилу (разделение материала). Овладев этими видами сотрудничества в отдельности, дети в дальнейшем применяют их одновременно при выполнении более сложных заданий. К пятилетнему возрасту становятся возможными использование дошкольниками нового, незнакомого материала при выполнении задач творческого характера, а также гибкая смена и сочетание усвоенных способов в зависимости от условий задания. Возраст 4-5 четырех лет может быть рассмотрен как сензитивный период для развития содержательного взаимодействия дошкольников в образовательном процессе.

Публикации по теме:

Организация физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками с нарушением интеллекта. Из опыта работы Нарушение интеллекта у детей (в педагогике еще называют умственной отсталостью) – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности,.

Организация работы с родителям для повышения их компетентности в области дорожной безопасности (из опыта работы) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.

Доклад из опыта работы Решение задач по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей через физкультурно - оздоровительные процессы. Доклад.

Доклад из опыта работы «Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников» Закружится мой день неугомонный, И я люблю всю эту чехарду. В нём колокольчик радости бездонной В нём детский смех, вопросы «Почему? Зачем.

Доклад из опыта работы «Сенсорное воспитание детей 2–3 лет» «Сенсорное воспитание детей 2-3 лет» Появившись на свет, ребенок способен воспринимать бесконечное разнообразие окружающей среды (видит,.

Доклад из опыта работы «Социально нравственное воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста» Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «МБДОУ № 36 комбинированного вида» Доклад из опыта работы по теме.

Доклад «Русская народная сказка в системе духовно-нравственного воспитания» из опыта работы Тема: «Русская народная сказка в системе духовно-нравственного воспитания»Духовно – нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших.

Из опыта работы «Использование цветовой системы в обучении нотной грамоте»Из опыта работы «Использование цветовой системы в обучении нотной грамоте» Цветовая система обучения началам нотной грамоты активно используется педагогами - дошкольниками. Радуга - семь цветов. Музыка - семь нот.

Обобщение опыта работы «Организация работы семейного клуба «Игралочка»Обобщение опыта работы «Организация работы семейного клуба «Игралочка» Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования указывает на одно из условий, которое необходимо для создания.

Описание опыта работы по системе взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ Описание опыта работы по системе взаимодействия с семьями воспитанников МДОУ. Одним из участников образовательного процесса являются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад из опыта работы «Организация системы развивающего взаимодействия сверстников между собой»
Опубликовано: 8 января 2019 в 19:13
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доклад из опыта работы «Организация системы развивающего взаимодействия сверстников между собой»» (включая файлы) размещена пользователем Жанна Тетерина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД