Жанна Тетерина
Доклад из опыта работы «Организация системы развивающего взаимодействия сверстников между собой»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему:
Организация системы развивающего взаимодействия
сверстников между собой (из опыта работ
ы).[/b]
В условиях современного дошкольного образовательного учреждения немало внимания уделяется развивающим занятиям с детьми. Однако вопрос организации взаимодействия дошкольников с ровесниками на таких занятиях, особенно в младшем дошкольном возрасте, разработан недостаточно полно, что на практике приводит к тенденции монолога взрослого, дающего знания в «готовом» виде. Такой способ работы препятствует развитию самостоятельных действий детей по освоению окружающего мира. Поэтому закономерно встает вопрос о формировании начальных формах объединения на занятиях уже у младших дошкольников.
Публикация «Доклад из опыта работы „Организация системы развивающего взаимодействия сверстников между собой“» размещена в разделах
Примерно к четырем годам складывается ситуативно-деловая форма общения детей, то есть сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать все большее место в их жизни. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество.
При этом, наблюдения за детьми позволили выделить следующее противоречие. Оказалось, что у ребенка 3-5 лет, с одной стороны, выражено стремление к разнообразному взаимодействию со сверстником, с другой, - нередко наблюдается дефицит соответствующих способов и средств сотрудничества, что приводит к разрушению совместных действий.
Учитывая вышесказанное, я поставила перед собой цель:
Создание условий для освоения детьми способов продуктивного взаимодействия детей друг с другом в разных формах организации педагогического процесса.
Моей главной задачей стало: научить детей способам развивающего взаимодействия через организацию различного рода специальных образовательных ситуаций.
Свою работу я начала со второй младшей группы.
На первом этапе (2-я младшая группа) дети овладевали новыми способами взаимодействия со сверстниками в условиях развивающего занятия. В качестве материала использовались задания по сенсорному воспитанию с использованием развивающих игр Воскобовича, блоков Дъенеша, палочек Кюизенера и т. п. Данный выбор был обусловлен рядом причин. Во-первых, из исследований Л. А. Венгера и его сотрудников известно, что именно в младшем дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для развития восприятия ребенка. Во-вторых, при выполнении сенсорных заданий дети включены в интересные игровую или практическую деятельности, что делает занятия эмоционально привлекательными для младших дошкольников.
Были разработаны сценарии занятий, на которых дошкольники попеременно осваивали два вида сотрудничества: действия по правилу (разделение материала) и по роли (разделение функций). Особо отметим, что способы взаимодействия предъявлялись детям не в прямой, учебной форме, а усваивались ими самостоятельно в процессе инсценировки взаимодействия кукольных персонажей. На занятиях создавались специальные условия, в которых ребенок мог выбрать сверстника по своему желанию. При непосредственном взаимодействии дети действовали от имени кукольных персонажей в точном соответствии с теми героями, которые использовались при демонстрации способов сотрудничества.
Для совместной работы предоставлялся материал, аналогичный применявшемуся для демонстрации с кукольными персонажами. Организация образовательного процесса, в ходе которого ребенок включался в новые для него условия взаимодействия, переключало его внимание на партнера по совместной деятельности. Одновременно создавались возможности взаимного обогащения и, тем самым, развития.
Результаты первого этапа работы показали, что у детей произошли существенные изменения в характере взаимодействия друг с другом:
1. Увеличилась продолжительность совместных действий в парах. Исчезли случаи отказа от объединения или ухода от деятельности до завершения задания.
2. Изменилась структура занятия в плане перераспределения по времени его частей: на начальном этапе основное время уделялось первой и второй частям занятия - демонстрации нормативных способов сотрудничества и объединению дошкольников в пары. Собственно взаимодействие детей друг с другом (третья часть занятия) было очень непродолжительным по времени.
3. Значительно сократилось время организации подготовительной работы перед непосредственным сотрудничеством детей, исчезла необходимость демонстрации образцов способов объединения,
4. Появился интерес к работам сверстников.
На втором этапе (средняя группа) дети активно использовали усвоенные способы взаимодействия в творческой продуктивной деятельности, гибко меняя и сочетая их в зависимости от условий задания. Работа проходила на математическом, природоведческом содержании. Нами была разработаны занятия, на которых дети осуществляли совместную деятельность, связанную с выполнением различных заданий на природоведческую тематику, по математике и по другим разделам программы.
В процессе наблюдений за детьми мы пришли к твердой уверенности, что коллективное создание замысла, обсуждение путей его реализации, способствует активизации творческого процесса и влияет на качественный уровень выполнения дошкольниками заданий как в совместной, так и индивидуальной деятельности.
Каждое последующее занятие усложнялось по сравнению с предыдущим и в плане предлагавшегося детям содержания работы, и по линии создания условий для возникновения коллективного замысла будущего продукта. Условия успешного выполнения задания зависели от планирования совместных действий, направленности на конечный продукт. Детям предоставлялся максимум самостоятельности в высказывании идей, выборе материала, проговаривании хода совместной работы, реализации поставленной цели. Занятия завершались по-разному: организацией выставок детских работ, игрой-драматизацией и т. д.
Анализ результатов второго этапа показал значительное продвижение детей как в использовании нормативных способов взаимодействия друг с другом, так и в творческом решении различных задач. Помимо этого, детьми успешно применялись усвоенные средства сотрудничества в новых условиях творческой деятельности. Произошел выход на взаимодействие в подгруппы по 2-3-4 человека. Причем объединение происходило самостоятельно. Одновременно их объединения к середине учебного года стали иметь более устойчивый характер.
Условия занятий, сочетавшие включенность сверстников в совместное обсуждение идей, их реализацию, оценку конечного продукта и специфику предлагаемого материала, способствовали активизации творческого потенциала каждого дошкольника. Оказалось, что успешность продвижения ребенка в овладении творческой деятельностью зависит не столько от тренировки его технических умений, сколько от совместного обсуждения идей и планирования своих действий в кругу сверстников.
Мы планируем, что к концу второго этапа (конец среднего, начало старшего возраста) дети овладеют способами предварительного планирования совместных действий при решении поставленных взрослым творческих задач и самостоятельного создания коллективного замысла будущего продукта.
Таким образом, мы пришли к следующим выводам:
1. Для возникновения и развития отношений сотрудничества у детей 3-5 лет нужна специальная организация взрослым педагогических ситуаций, в которых дети приобретают опыт взаимодействия. Этому способствует совместная продуктивная деятельность, где у ребенка появляется необходимость вступать в отношения сотрудничества - согласования и соподчинения действий.
2. Оптимальными формами предъявления нормативных способов сотрудничества и разрешения конфликтных ситуаций являются инсценировки «положительных» и «отрицательных» способов взаимодействия с последующим их обсуждением. В результате этого ребенок, оказавшись в проблемной ситуации сотрудничества, самостоятельно присваивает и использует нормативные правила. В трехлетнем возрасте дошкольники могут успешно сотрудничать друг с другом на знакомом материале, с которым они ранее действовали индивидуально.
3. Выделяются два основных вида организации сотрудничества детей трех-пяти лет на занятиях: распределение деятельности по роли (разделение функций) и подчинение действий правилу (разделение материала). Овладев этими видами сотрудничества в отдельности, дети в дальнейшем применяют их одновременно при выполнении более сложных заданий. К пятилетнему возрасту становятся возможными использование дошкольниками нового, незнакомого материала при выполнении задач творческого характера, а также гибкая смена и сочетание усвоенных способов в зависимости от условий задания. Возраст 4-5 четырех лет может быть рассмотрен как сензитивный период для развития содержательного взаимодействия дошкольников в образовательном процессе.