Валентина Дыдыкина
Доклад «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги. Хочу предоставить Вашему вниманию опыт работы нашего ДОУ и моего в частности над нравственно – патриотическим воспитанием старших дошкольников.
Какая притягательная сила заключается в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой? В этом выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, его природа, каким трудом заняты люди, взрослые передают детям. Это чрезвычайно важно для воспитания подрастающего поколения. И в этом вопросе не последнюю роль должны сыграть педагоги дошкольных учреждений.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
воспитание нравственных эстетических ценностей ребенка, любви к родной культуре это сложный педагогический процесс и формируется он очень рано. Это чувство начинается у ребенка с отношения к семье, самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением
Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в детском возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, но современные дети мало знают о культурных традициях своего народа, города. Часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам. Чтобы ребенок действительно чтил память предков, уважал Отечество, его надо таким воспитать. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал.
В системе дошкольного образования проблема нравственно-патриотического воспитания обозначена как никогда остро. Только благодаря системной целенаправленной работе в детском саду, а затем в школе и в вузе, возможно формирование правильного, уважительного гражданского отношения к своей Родине, терпимости друг к другу, любви и уважению к своим родителям. В процессе такого разностороннего воспитания и зарождается фундамент, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к Родине.
Наш детский сад на протяжение пяти лет работает над инновационным проектом на тему: «Приобщение дошкольников к истории и культуре народов родного края, посредством интеграции разных видов деятельности», в рамках данного проекта, были обозначены задачи, одна из которых: формирование патриотических чувств у подрастающего поколения. Для реализации поставленной задачи в нашем ДОО используются разнообразные методы и формы работы с учётом возрастного мировосприятия воспитанников.
Работа начинается со второй младшей группы, с детьми 3 – 4 лет. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на инициативу, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. С детьми данного возраста проводятся развлечения, досуги, беседы о достопримечательностях нашего города, наблюдения, рассказы, выполняются совместные тематические рисунки со взрослыми в традиционной и нетрадиционной техниках.
С каждым годом важно привносить в работу над патриотическим воспитанием дошкольников что - то новое, что-то незабываемое для детей. Так со старшей группы начинается цикл занятий по ознакомлению с малой Родиной. Творческим коллективом нашего детского сада, было разработано многофункциональное дидактическое пособие пазл «Карта России», с помощью этого пособия дети в игровой форме знакомятся:
-с символикой республики Мордовии;
- округами нашей страны;
- с ближайшими соседями нашего города Саранска;
- с различными национальностями и их традициями.
Занятия с использованием пособия пазл "Карта - России", проходит наряду с просмотром циклов мультипликационного фильма "Мульти - Россия". Это цикл мультфильмов о разных регионах, городах и народностях России, в том числе есть республика Мордовия, город Саранск. Цель этих мультфильмов — в доступной форме познакомить детей с географическим и национальным разнообразием, экономическими особенностями разных регионов, богатым культурным наследием страны в целом, способствовать воспитанию толерантности у маленьких граждан России. Вот так играючи мы приобщаем наших детей, не только к национальной культуре родного края, но и знакомим их с культурой разных городов России. А сейчас небольшой фрагмент мультфильма со звуком. Мультфильмов про Мордовию в этом цикле – 2.
Так же со старшей группы, мы начинаем говорить с воспитанниками, о том, о чем говорить бывает очень тяжело, о героях и подвигах Второй мировой войны. Еще в дошкольном возрасте необходимо сформировать у детей первоначальные представления о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне
«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего» – гласит народная мудрость.
Именно поэтому мы должны, знакомить детей с истории своей страны, чтить тех людей, которые не только дали нам жизнь, но и привели страну к сегодняшнему уровню развития. О таких людях нельзя забывать и с грустью приходит понимание, того, что наши воспитанники это, скорее всего последнее поколение детей, которым посчастливится увидеть воочию ветеранов Великой Отечественной войны. И конечно же задача нас - взрослых, использовать все возможные усилия и не упустить сказать лично слова благодарности ветеранам.
Так в нашем детском саду благодаря фонду «Старость в радость», на протяжение уже двух лет проходит акция "Письмо ветерану». В этой акции принимают участие воспитанники старших и подготовительных к школе групп. Воспитанники вместе с воспитателями пишут слова благодарности ветеранам с разных городов России, так мои воспитанники, отправили письмо благодарности ветеранам Алтайского края, которые находятся в доме - интернате. Ведь самое главное, чтобы слова благодарности услышали все ветераны еще при жизни - важно никого не забыть!
Так же ежегодно, воспитанники нашего детского сада, посещают ветеранов Великой Отечественной войны, что дают такие походы нашим детям? Дети не только с интересом слушают рассказы о войне из первых уст участников, рассматривают ордена, медали и благодарности, они видят неподдельные эмоции ветеранов, при таких живых общениях у детей формируются настоящие представления о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне.
честь великого праздника – День Победы, ежегодно в нашем саду проводится концерт, на котором воспитанники исполняют песни и танцы военных лет - далее пойдет видео фрагмент концерта на 8 сек. - вы в это время молчите.
Так же дети активно участвуют в различных конкурсах и один из любимых конкурсов нашего детского сада, является республиканский конкурс «Влюбленные в чтение», так в прошлом году Нуждина Варя участвовала в этом конкурсе с моим авторским стихотворением «Есть такая профессия, защищать Родину».
В заключении можно отметить, что воспитание нравственно – патриотических чувств у подрастающего поколения не реализуются само по себе – необходима целенаправленная, систематическая деятельность педагогов и семьи. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников поможет вырастить поколение людей, небезразличных к истории родной страны, её культуре, традициям и идеалам. Ведь только вглядываясь пристально в прошлое, можно найти верные и надежные пути в грядущее…
спасибо большое за внимание.