Надежда Салиева
Новые формы работы воспитателей и использование информационных технологий в воспитательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление Салиевой Надежды Сергеевны.
«Первейшая задача образовательной политики на современном этапе – достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности общества и государства»
21 век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Меняется роль педагога в информационной культуре- он должен стать координатором информационного потока. Педагог, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап занятия можно оживить внедрением новых технических средств. Включение ИКТ в воспитательный процесс позволяет воспитателю организовать разные формы воспитательно-познавательной деятельности на занятиях, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу воспитанника. Компьютер может использоваться на всех этапах : как при подготовке занятия, так и в процессе обучения : при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, воспитательных занятиях.
Публикация «Новые формы работы воспитателей и использование информационных технологий в воспитательном процессе» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации. Использование ИКТ в учебном и воспитательном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты. Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации. Более удачным термином для технологий обучения и воспитания, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. В практике информационными технологиями обучения называют все специальные технические технологии, использующие информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).
При подготовке к занятиям с использованием ИКТ воспитатель не должен забывать, что это занятие, а значит, составлять ход занятия исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет воспитателя, а только дополняет его. Применение ИКТ в процессе воспитания детей повышают общий уровень учебного процесса, усиливают познавательную активность воспитанников. Для этого воспитателю необходимо овладеть рядом умений. Основными являются:
-технические, т. е умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения;
-методические, т. е. умения, необходимые для грамотного обучения воспитанников;
-технологические, т. е умения, необходимые для грамотного использования информационных средств обучения на разных занятиях. Использование ИКТ на занятиях помогает воспитанникам ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Применение ИКТ на занятиях усиливает :
- положительную мотивацию обучения
- активизирует познавательную деятельность обучающихся. Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Самыми часто применяемыми являются:
• понятийный аппарат и фотографии (репродукции)
• электронной энциклопедии «Кирилл и Мефодий»,
• видеоролики, клипы песен, мелодии,
• презентации по определенной теме,
• различные тесты, задания, развивающего характера,
• кинофрагменты.
Использование ИКТ на занятии позволяют в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:
1. Принцип доверительности.
2. Принцип обратной связи.
3. Принцип занятия исследовательской позиции.
Реализация этих принципов просматривается на всех занятиях, где применяется ИКТ. Использование ИКТ позволяет воспитателям проводить занятия уже в младшей группе:
-на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка) - сделать занятие наиболее наглядным;
-привлекает большое количество дидактического материала;
-повышает объём выполняемой работы на занятии в 1,5 – 2 раза.
Применение ИКТ:
- расширяет возможность самостоятельной деятельности;
- формирует навык исследовательской деятельности обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
- а в общем, способствует повышению качества образования и воспитания.
Основной целью применения ИКТ является:
-развитие мышления
-формирование приемов мыслительной деятельности.
Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать как воспитателю, так и воспитанникам, различные воспитательные и демонстрационные программы, модели, игры. презентации воспитанникам. При подготовке к занятиям воспитатель использует электронные ресурсы учебного назначения:
- мультимедийные курсы
- презентации к занятиям
- логические игры
- тестовые работы
- ресурсы Интернет
- электронные энциклопедии.
При разработке занятии с использованием ИКТ уделяется особое внимание на здоровье воспитанников. На занятие включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий. Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях: продвигает ребенка в общем развитии помогает преодолеть трудности вносит радость в жизнь ребенка. Компьютер дает воспитателю новые возможности, позволяя вместе с воспитанником получать удовольствие от увлекательного процесса познания.
Таким образом, применение ИКТ в воспитательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний и воспитания. Воспитатели, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу, что они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, современный педагог, соответствует требованиям века грядущего.