Катерина Кремер
Культура педагога (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему: «Культура педагога»
Педагогическая культура — это часть общей культуры, в которой в наибольшей степени отразились духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые человечеству для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации личности.
Публикация «Культура педагога (из опыта работы)» размещена в разделах
Педагогическая культура преподавателя предполагает возрождение и самореализацию творчества педагога и воспитанников. Методологической основой педагогической культуры является философская теория диалога культур (B.C. Библер). Феномен культуры определяется через диалог и взаимопроникновение культур прошлых, настоящих, будущих. Педагогическую культуру можно рассматривать как общение двух индивидов в различные моменты передачи человеческой культуры :(слайд 2)
1. Феномен педагогической культуры в диалоге рассматривается как «Я» в «них» и «ты» в «Я» (взаимопроникновение).
2. Создание педагогического мира как среды духовного, эстетического и интеллектуального развития субъектов педагогического взаимодействия.
3. Открытие личности для себя в другой личности.
Педагогическую культуру можно рассматривать как динамическую систему педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения преподавателя, это тот уровень образованности, с помощью которого передают профессиональные знания
В первую группу компонентов педагогической культуры входят педагогическая позиция и профессионально-личностные качества педагога — это личное отношение к определенным сторонам действительности, проявляющейся в соответствующем поведении. Педагогическая позиция — это некоторый моральный выбор, который делает преподаватель. Для педагогической позиции характерны две стороны: мировоззренческая (выражается в осознании общественной значимости профессии, убежденности в правильности выбора, ориентации на гуманистические принципы); поведенческая (выражается в способности педагога принимать решения, нести за них ответственность и создавать условия для самореализации личности ребенка).(слайд 3)
Педагогическая позиция реализуется через личностно-профес-сиональные качества педагога, его интересы и духовные потребности. Она включает в себя: (Слайд 4) направленность личности, которая выражается в убеждениях, социальной активности, гражданственности личности; нравственные качества, гуманизм, объективизм, интеллигентность; отношение к педагогическому труду.
Согласно И. Я. Лернеру, знания бывают следующими: методологические — дают представления о путях познания педагогических явлений; теоретические — объясняют и ориентируют педагогов в совершении педагогической теории; общепедагогические, прикладные — знания в отдельных областях педагогического процесса; частноприкладные — знания по отдельным дисциплинам. (слайд 5)
Культура педагога выполняет ряд функций, включающих:
• передачу знаний, умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения;
• развитие интеллектуальных сил и способностей, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер его психики;
• обеспечение сознательного усвоения обучаемыми нравственных принципов и навыков поведения в обществе;
• формирование эстетического отношения к действительности;
• укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способностей.
Педагогическая культура предполагает наличие:
• педагогической направленности в личности педагога (воспитателя, отражающей его предрасположенность к учебно-воспитательной деятельности и способность достигать в ее ходе значимых и высоких результатов;
• широкого кругозора, психолого-педагогической эрудиции и компетентности педагога (воспитателя, т. е. таких его профессиональных качеств, которые позволяют ему достаточно хорошо и результативно разбираться в учебно-воспитательной деятельности;
• совокупности важных в учебно-воспитательной работе личностных качеств педагога (воспитателя, т. е. таких его особенностей, как любовь к людям, стремление уважать их личное достоинство, добропорядочность в действии и поведении, высокая работоспособность, выдержка, спокойствие и целеустремленность;
• умения сочетать учебно-воспитательную работу с поиском путей ее совершенствования, позволяющего педагогу постоянно совершенствоваться в своей собственной деятельности и улучшать саму учебно-воспитательную работу;
• гармонии развитых интеллектуальных и организаторских качеств педагога (воспитателя, т. е. особого сочетания сформировавшихся у него высоких интеллектуально-познавательных особенностей (развитость всех форм и способов мышления, широта воображения и т. д., организационных качеств (умение побуждать людей к действию, влиять на них, сплотить их и т. д.) и способности проявлять эти характеристики во благо организации и для повышения эффективности учебно-воспитательной деятельности;
299
• педагогического мастерства педагога (воспитателя, предполагающего синтез высокоразвитого педагогического мышления, профессионально-педагогических знаний, навыков, умений и эмоционально-волевых средств выразительности, которые во взаимосвязи с высокоразвитыми качествами личности педагога и воспитателя позволят им эффективно решать учебно-воспитательные задачи. (слайд 7-9)
Педагогическое мастерство является важнейшим и структурообразующим компонентом педагогической культуры. Оно выражается в устойчивых психолого-педагогических знаниях, педагогической требовательности и педагогическом такте педагога и воспитателя.