Жанна Рамазановна Магомедова
Использование карт Проппа для развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему: «Использование карт Проппа для развития речи
дошкольников»
МБДОУ №41
Воспитатель: Магомедова Ж. Р.
Использование карт Проппа
для развития речи дошкольников
Воспитатель Магомедова Ж. Р.
Высшая квалификационная категория
Публикация «Использование карт Проппа для развития речи дошкольников» размещена в разделах
- Карты Проппа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Основной вид деятельности дошкольника – игра. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образцов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».
Джанни Родари написал наиболее интересную работу по речевому развитию, она называется «Грамматика фантазии». Эту книгу можно назвать детской библией, - это введение в искусство придумывания историй. Он так же отмечал работу фольклориста Владимира Яковлевича Проппа, который, изучая народные сказки, проанализировал их структуру и выделил постоянные функции. Этих функций – 31. Но не каждая сказка содержит их в полном объёме. Основных, главных функций, Пропп выделил – 20. Именно они и используются в работе с детьми при составлении сказок.
В начале работы ознакомления с картами нужно использовать 6 карт (рекомендация преподавателей г. Санкт - Петербурга). Затем, постепенно, рассматривая каждую функцию в сказке, вводить остальные карты.
Джанни Родари отмечал: «…что преимущество карт Проппа очевидно, каждая из них целый срез сказочного мира. Каждая из функций изобилует перекличками с собственным миром ребёнка. Каждая из представленных в сказке функций помогает малышу разобраться в самом себе, и в окружающем его мире людей. Целесообразность карт Проппа состоит в том, что: ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений.
Так как Пропп был фольклорист, то он рекомендовал работать с волшебными народными сказками.
Именно в народных сказках сохраняются все функции, и соблюдается схема. В авторских сказках этого нет.
Прежде чем приступить к сочинению сказок по картам, следует организовать подготовительные игры, в процессе которых ребята познакомятся, и освоят все сказочные функции.
Вот какую работу проводила.
На первом занятии мы вспомнили название основных карт – это верхний ряд. Дети всё назвали сами.
Игра «Чудеса в решете» – вспомнили, какие чудеса происходят в сказках, с помощью каких предметов происходят чудеса, какие волшебные слова используются. Дети нашли эти предметы и на картах, вспомнили другие. Вспомнили всех злых героев, выяснили причины – почему они стали злыми, отошли от стереотипа злой Бабы-Яги. И я предложила им образ злой бабки сделать добрым. Я спросила у детей: «Если бы злые братья, сёстры пришли к Бабе-Яге, Кощею Бессмертному смогли бы они подружиться. Дети ответили, что с доброй Бабой-Ягой нет, а со злой – да, а с Кощеем Бессмертным – нет.
Также определили место действия сказок. Могут ли волшебными оказаться привычные для нас вещи?
Детям были предложены рисунки с разными вещами, и они должны были изобразить их так, чтобы те стали волшебными. Проблем не возникло, ребята очень хорошо справились. Каждый придумал историю, затруднение было только у Насти К., и мы сочинили с ней вместе.
Дети были ознакомлены с функцией «запрет». Вспомнили то, чего нельзя было делать в знакомых сказках. (Например, нельзя было сжигать шкурку лягушки).
Детям было предложено придумать запрет к своим волшебным предметам, т. е. чего с ними нельзя было делать, иначе они потеряют волшебную силу.
Также было задание придумать сказку по сюжетам из открыток. И на последнем занятии мы разделили сказки на волшебные, бытовые и сказки о животных. Так же разбирали авторские сказки на тему «Подходит ли к ним эта схема?» и объяснили, что в авторских сказках какая-нибудь функция выпадает.
Какая работа должна проводиться по изготовлению карт.
Вначале это могут быть сюжеты из разных книг, т. е. иллюстрации. Дальше можно использовать уже более сжатые сюжеты – схемы. Придумывать схематичный образ можно, да и нужно вместе с детьми.
Символы, которые придумали сами дети более запоминающиеся.
Работа с картами Проппа может быть самой различной. Можно за основу взять только эти 6 функций и работать с ними, но если постепенно вводить новые функции, то у детей будет подогреваться интерес. Мы говорили с ними о функции «запрет», но не изобразили ее и дальше можно предложить им нарисовать, как они понимают это слово «запрет» и обсудить на сказках, где есть запрет и так проводится работа с каждой функцией, и применение ее на сказках.
Карты Проппа способствуют развитию у детей связной речи, внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, повышается интерес у детей к поисковой активности. Дети учатся сочинять новое, интересное своё произведение, в котором добро всегда побеждает зло.
Предварительные занятия показали, что дети очень активно выступают в роли сочинителя сказок. Подгруппы детей, с которыми проводились занятия, придумали новую линию в сказках: злой герой потому злой, что ему никто не дарит подарков. И волшебные дары в своей сказке дети подарили злому герою, чтобы он стал добрее. Следовательно, карты Проппа также оказывают влияние и на нравственное воспитание детей.
Сочинение сказки, а потом выступление перед другими детьми требует от детей определённого мужества, преодоления себя, что способствует развитию волевых качеств.
В процессе предварительной работы было выявлено, что дети очень быстро и легко запомнили названия функций по картам, при прочтении и воспоминания сказок быстро делили сказки на функции, дети работали активно и эти занятия им нравились, что так же не может не отражаться и на внутреннем психологическом состоянии ребёнка.
Литература: Белобрыкина О. А. «Речь и общение» (пособие для родителей и педагогов) // Игра, обучение, развитие, развлечение. – Ярославль. : Издательство «Академия развития», 1998г
Занятие в подготовительной к школе группе «Сочинение сказки с детьми» (при использовании карт Проппа)
Программное содержание:
Закреплять умение детей определять волшебные сказки, бытовые, о животных по иллюстрациям.
Учить детей составлять сказки с середины.
Развивать умение инсценировать знакомые сказки с помощью мимики и жестов.
Воспитывать умение выслушивать ответы других детей.
Развивать связную речь детей, творческое воображение, внимание; способствовать повышению поисковой активности.
Материал: карточки Проппа
Ход занятия:
1часть
На предыдущих занятиях мы с вами вспоминали волшебные предметы из сказок, вспоминали злых героев, где происходят сказки, и вы придумывали сказки по открыткам. Также вы определили, какие народные сказки бывают. Помните какие? (волшебные, бытовые, о животных).
Сейчас мы с вами поиграем в игру. Представьте себе, что вы пришли в библиотеку и вам надо выбрать волшебную сказку, а так как читать вы не умеете, то как вы будете определять волшебная это сказка, бытовая или о животных? ( ответы детей: определяем по иллюстрациям, попросим библиотекаря).
Здесь у меня разложены разные сказки, сейчас вы подойдёте и выберете те сказки, которые подходят к нашей схеме, т. е. волшебные сказки. И попробуем по иллюстрациям определить названия сказки?
А теперь садитесь обратно и вы должны доказать, почему вы именно эту книжку выбрали (ответы детей). Постараться, чтобы ответы были краткими, именно по схеме, есть или нет сильный герой, слабый герой, злой и добрый волшебник, какие волшебные дары.
2 часть
А сейчас немного отдохнём, вы должны изобразить какого-нибудь сказочного героя, его действия, а остальные должны догадаться (инсценировки детей).
3 часть
Здесь у меня лежат карточки по сказкам, в одной стопке все герои и злые, и добрые, сильные и слабые; во второй – волшебные дары; в третьей – место действия сказок. Сейчас мы поработали с картами.
Мы будем с вами сочинять сказку. Я начинаю, дойду до середины, а вы меня продолжите.
Определяем героев сказки. (Воспитатель вытаскивает из всех стопок и определяет сильного героя, слабого, злого волшебника и доброго и т. д.)
Игра – воспитатель достаёт карты, распределяя по карманам. После того как карты выставлены, сочиняется сказка, концовку сочиняют дети.
4 часть
Выслушивание сказок, сочиненных детьми.
Использование карт Проппа в развитии связной речи детей дошкольного возраста
Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения. Проблема развития и эффективности речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Как же быть в этой ситуации воспитателям, когда основной формой работы с детьми является игра. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку»
Именно поэтому я использую в своей работе карты Проппа, т. к они имеют ряд преимуществ в речевом развитии детей :
наглядность и красочность их исполнения позволяет детям удержать в памяти большое количество информации.
стимулируют развитие психических процессов,
активизируют связную речь
обогащает словарь
развивают логическое мышление
оказывают и неоценимую помощь в сенсорном развитии детей, т. к. они воздействуют на все органы чувств.
Позволяют организовывать деятельность детей в игровой форме, т. к. игра является ведущим видом деятельности, а сказка если говорить образным языком, является каким-то музыкальным инструментом: овладевая игрой на инструменте, получаешь навык самой игры, оттачиваешь свое мастерство и слух до совершенства, а в результате накопленного опыта возникает и непреодолимое желание сочинить собственную мелодию, придать ей полновесное звучание. И вот уже-благодаря усиленным тренировкам, ошибкам, из под пальцев играющих выходит музыкальное творение, а в работе над речевым развитием новая сказка.
Карты Проппа – это своего рода сказочный конструктор. Пазлами или деталями конструктора служат функции или сказочные ситуации сказки. Согласно системе Проппа, этих функций — тридцать одна. Но не каждая сказка содержит их в полном объёме. Основных, главных функций – 20. Именно они и используются в работе с детьми при составлении сказок. Они представлены на слайде. (Жили- были принц и принцесса. Однажды она заболела, никто не мог ей помочь. Пришлось принцу ехать к злому колдуну за волшебным сиропом. Долго ли, коротко ли ехал принц и увидел дворец злого колдуна. Три дня и три ночи он с ним дрался, но победил его с помощью волшебного меча. Забрал волшебный сироп, вернулся домой. Дали принцессе всего ложечку и она выздоровела. И стали они жить долго и счатливо.)
Для того чтобы детям было легче освоить карты Проппа работа была разделена на несколько этапов:
1. Подготовительный этап-организация предметно-развивающей среды
2. Первый этап- знакомство со сказками. Выявление жанровых особенностей, выразительных средств, композиции сказки.
3. Второй этап-Введение карт Проппа, пересказ сказок с использованием карт Проппа.
4. Третий этап-Взаимодействие с родителями по развитию связной речи детей дошкольного возраста с использованием карт Проппа.
5. Четвертый этап-Использование карт Проппа, придумывание собственных сказок.
Карты Проппа способствуют развитию у детей связной речи, внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, повышается интерес у детей к поисковой активности. Дети учатся сочинять новое, интересное своё произведение, в котором добро всегда побеждает зло.
Предварительные занятия показали, что дети очень активно выступают в роли сочинителя сказок. Подгруппы детей, с которыми проводились занятия, придумали новую линию в сказках: злой герой потому злой, что ему никто не дарит подарков. И волшебные дары в своей сказке дети подарили злому герою, чтобы он стал добрее. Следовательно, карты Проппа также оказывают влияние и на нравственное воспитание детей.
Сочинение сказки, а потом выступление перед другими детьми требует от детей определённого мужества, преодоления себя, что способствует развитию волевых качеств.
В процессе предварительной работы было выявлено, что дети очень быстро и легко запомнили названия функций по картам, при прочтении и воспоминания сказок быстро делили сказки на функции, дети работали активно и эти занятия им нравились, что так же не может не отражаться и на внутреннем психологическом состоянии ребёнка.
Таким образом, специфика использования карт Проппа для речевого развития детей состоит в том, что развивается одно из самых важных умений жизненной деятельности является умение ясно, понятно, красиво говорить на родном языке.
Всю свою жизнь человек совершенствует речь, овладевает многообразием языковых средств. Овладение связной устной речью, развитие фантазии, воображения и способности к литературному творчеству составляет важнейшее условие качественной подготовки к школе. Важной составной частью этой работы являются: адекватные формы организации работы, интеграция с различными образовательными областями, развитие образной речи, воспитание интереса к художественному слову, формирование умения использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании.
Развитие речи.
Сочинение сказок с помощью карточек Проппа.
Встреча
Пропп В. Я. (русский фольклорист) сформулировал 31 функцию, которую выполняют герои волшебных народных сказок. Джанни Родари предложил использовать эти функции для сочинения сказок с детьми и свё л их к двадцати: предписание или запрет, нарушение, вредительство или недостача, отъезд героя, задача, встреча с дарителем, волшебные дары, появление героя, сверхъестественные свойства антагониста, борьба, победа, возвращение, прибытие домой, ложный герой, трудные испытания, беда ликвидируется, узнавание героя, ложный герой изоблачается, наказание антагониста, свадьба.
Для сочинения сказок с ребенком понадобиться плакат с крупно написанными сказочными функциями. И рядом - понятные рисунки, поясняющие значение каждой функции. Для самых маленьких можно использовать 5-6 карт. Потом постепенно вводить новые.
Свадьба
Наглядность и красочность карточек позволяет детям запомнить большое количество информации. Карты стимулируют развитие психических процессов, активизируют связную речь, обогащает словарь. Представленные в сказках функции (запрет, появление героя, победа, возвращение домой) являются обобщенными действиями – это позволяет детям абстрагироваться от конкретной ситуации, а следовательно, интенсивнее будет развиваться логическое мышление. Карты также оказывают помощь в сенсорном развитии детей, так как они воздействуют на все органы чувств.
Пропп рекомендовал заниматься именно с волшебными народными сказками, так как в них сохраняются все функции.
Кирпичи конструктора сказок
В качестве опорной конструкции для повествования, я предлагаю воспользоваться следующими элементами сказки, большинство из которых некогда вычленил известный российский ученный Владимир Яковлевич Пропп. Вы можете использовать их все, а можете часть из них опустить. Главное – попасть из точки "жили-были" в точку "счастливый конец".
1. Жили-были. Создаем сказочное пространство. (Каждая сказка начинается с вводных слов "давным-давно", "жили-были", "в тридесятом царстве").
2. Особое обстоятельство ("умер отец", "солнце исчезло с небосклона", "дожди перестали лить, и наступила засуха").
3. Запрет ("не открывай оконца", "не отлучайся со двора", "не пей водицы").
4. Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо — антагонист, вредитель).
5. Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома, превратившись в козлика после того, как запрет нарушен).
6. Появление друга-помощника (серый волк, кот в сапогах).
7. Способ достижения цели (это может быть полет на ковре-самолете, использование меча-кладенца и т. п.).
8. Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко).
9. Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение антагониста — Змея, Кощея Бессмертного, победа в состязании).
10. Преследование (какая сказка, как и детектив, обходится без погони? Героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей Горыныч, Баба-яга, Лихо Окаянное и прочие, не менее "симпатичные" персонажи).
11. Герой спасается от преследования (прячась в печку, превращаясь в кого-то или с помощью волшебных средств и преодолевая огромные расстояния).
12. Даритель испытывает героя. И тут появляется новый персонаж – волшебник, гном, старушка, которой нужна помощь или нищий. Баба-яга дает девушке задание выполнить домашнюю работу, Змей предлагает герою поднять тяжелый камень.
13. Герой выдерживает испытание дарителя (все очевидно).
14. Получение волшебного средства (оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем).
15. Отлучка дарителя (Баба яга отпускает с миром, волшебник исчезает, дракон прячется обратно в пещеру).
16. Герой вступает в битву с врагом (иногда это открытый бой - со Змеем Горынычем, иногда состязание или игра в карты).
17. Враг оказывается поверженным (в сказках антагониста не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости).
18. Героя метят (метку наносят на тело или дают особый предмет - кольцо, полотенце, образок, он что-то забирает у поверженного врага).
19. Герою дают сложное задание (достать перстень со дна моря; соткать ковер; построить дворец за одну ночь; принести то, не знаю что).
20. Герой исполняет задание (а как же иначе).
21. Герою дается новый облик (частый прием -погружение в кипящую воду или горячее молоко, которое делает героя еще краше).
22. Герой возвращается домой (обычно это происходит в тех же формах, что и прибытие, но это может быть и победный прилет на поверженном драконе).
23. Героя не узнают дома (иногда вследствие произошедших с ним внешних изменений, наведенного заклятья, увечья, взросления).
24. Появляется ложный герой (то есть тот, кто выдает себя за героя или присваивает себе его заслуги).
25. Разоблачение ложного героя (это может произойти в результате специальных испытаний или свидетельства авторитетных лиц).
26. Узнавание героя. (И тут обнаруживается подмена. Ложный герой с позором изгоняется, а нашего персонажа принимает в объятия любящая королевская чета)
27. Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба, пол царства в придачу).
28. Мораль (какой вывод можно сделать из случившейся истории).
Все эти функции можно выразить графически и сочинять удивительные истории с ребенком вместе, вытаскивая новую карту за картой.
При этом надо сказать, что основным работающим моментом сказки для ребенка будет тот яркий образ, который вы создадите. Одна правильная картинка, запавшая в голову, может сделать гораздо больше удивительных приключений для созданного вами героя. Впрочем, если вы все еще сомневаетесь в своих способностях, попробуйте потренироваться на своей собственной сказке, и лишь потом браться за сказкотерапию детских проблем.