Анна Мочалова
Характеристика игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему: «Игра»
Выполнила воспитатель МБДОУ «Детский сад №21».
Социальный характер содержания детских игр заключается в том, что в игре, подражая действиям взрослых, ребенок переживает доступные ему их радости и огорчения, «примеряет» на себя различные профессии, овладевает опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивает моральные нормы, способы практической и умственной деятельности.
Характеристика игровой деятельности.
Игра представляет собой отражение детьми окружающей жизни – трудовых действий людей, их взаимоотношений в обстановке, созданной детским воображением.
Публикация «Характеристика игровой деятельности» размещена в разделах
Игра носит самодеятельный характер (особенно сюжетно-ролевая). Дети являются творцами игры, ее создателями и отражают в игре свои знания об известных им жизненных событиях, выражают свое отношение к ним.
В игре тесно сочетаются игровой образ, игровые действия и речь.
Основными компонентами игры являются:
- игровой замысел,
- сюжет (или содержание,
- игровые действия,
- роль (главный компонент,
- правила, которые диктуются самой игрой или создаются детьми, а также могут быть предложены взрослыми.
Правила определяют и регулируют поведение и взаимоотношения с
играющими, придают играм организованность, устойчивость, помогают робким детям быть активными участниками игры. Правила способствуют формированию произвольности поведения (т. е. умению ребенка самому управлять своим поведением).
Игра является основным видом детской деятельности в дошкольном возрасте:
В игре находят выражение основные потребности ребенка:
- потребность в самостоятельности,
- в активном участии в жизни взрослых, которая в реальной жизни детям не доступна,
- в познании окружающего мира т. к. посредством многообразных игр ребенок познает новое в окружающей действительности (Крупская Н. К. назвала игру серьезной формой учения);
- потребность в активных движениях - удовлетворяют подвижные игры;
- потребность в общении - играя, дети вступают в такие отношения, в которых в жизни еще «не доросли», в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности.
В играх зарождаются и выделяются (дифференцируются) такие виды деятельности, как труд и учение.
По мере развития игры ребенок в интересной для него форме овладевает компонентами присущими любой деятельности : учится ставить цель, планировать, добиваться результата.
Затем он переносит эти умения на другие вилы деятельности, прежде всего в трудовую (А. С. Макаренко говорил, что игра похожа на хорошую работу, их роднит ответственность за достижение цели, радость творчества).
Игра готовит детей к нервно-психическим затратам, которые потребует труд, т. к. в игре вырабатывается произвольность поведения.
Игра в наибольшей степени способствует формированию психических процессов: внимания, памяти, речи и особенно воображению.
Основным признаком игры (Выготский Л. С.) является наличие мнимой, воображаемой ситуации, ребенок искренне верит в нее, поэтому испытывает сильные чувства.
Очень важное свойство воображения состоит в том, что оно развивает способность переносить функции одного предмета на другой, не обладающим этими функциями. Благодаря чему дети в игре используют предметы-заместители (кубик становится мылом, палочка - ложкой и т. п., а также символические действия с ними (помыть руки из воображаемого крана и т. п.).
Широкое использование предметов-заместителей в игре в дальнейшем позволит ребенку овладеть другими типами замещения, например моделями, схемами, символами, что требуется в учении.
Игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность ребенка, т. к. у него развивается потребность в преобразовании действительности. Взяв на себя роль врача, космонавта и пр., ребенок не просто примеряет на себя профессию, он вживается в нее, проникает в ее чувства и настроения, углубляя и обогащая этим собственную личность. Вот поэтому так важно педагогу обращать внимание, во что и как играют дети.
Велико значение игры в усвоении норм поведения и правил взаимоотношений. Дети овладевают навыками общественного поведения: учатся устанавливать взаимоотношения со сверстниками в игре (пр. жертвовать своими интересами ради общения с партнером). В игру не принимаются дети с низким уровнем развития отношений (ребенок настаивает на своем сюжете игры, выходит из нее до завершения, ссорится с партнерами). Таким образом, в игре у детей формируются качества «общественности» : способность входить в группу играющих детей, действовать в ней в соответствии с правилами, устанавливать связи с партнерами, подчиняться общественному мнению.
Классификация детских игр: 2 группы
1 группа - творческие игры, режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом.
2 группа – игры с правилами: дидактические игры и подвижные игры.
Классификация условна, т. к. в творческих играх тоже присутствуют правила, которые носят скрытый характер, но все же регулируют отношения между игроками.
Творческие игры имеют самостоятельный (творческий) характер. В них особенно развивается воображение детей.
Игры с правилами - специально созданные для решения определенных задач обучения и воспитания. Это игры с готовым содержанием и фиксированными правилами. В этих играх формируется произвольность поведения (т. е. умение управлять им, т. к. овладеть правилам и значит овладеть своим поведением.
Игры с правилами дают возможность каждому ребенку сравнивать свои действия и результаты с действиями и результатами других участников, у детей развивается способность к самооценке и взаимооценке. Ребенок в конкретной ситуации видит свои промахи, которые ему помешали выиграть, это вызывает у него стремление стать лучше, стремление к самосовершенствованию. Поэтому игры с правилами - важное средство воспитания и обучения.
Виды игр. Методика руководства.
1 группа -
Творческие игры: режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом.
1. Режиссерские игры - характеризуются наличием мнимой воображаемой ситуации; ребенок сам придумывает содержание (сюжет, определяет участников, роли исполняют игрушки или предметы заместители.
За всех персонажей ребенок действует сам, озвучивая их. Речь - главное средство выразительности, она звучит как авторский текст за кадром. Режиссерская игра в жизни ребенка возникает раньше, чем сюжетно-ролевая. В раннем и младшем возрасте у ребенка была сюжетно-отобразительная игра, в которой ребенок овладевал, копируя взрослых, способами действия с предметами (сам кормил и укладывал игрушки спать и т. п.).
Затем, по мере взросления и с помощью взрослых, игра ребенка обогащается игровыми сюжетами, и создаются предпосылки к переходу к сюжетно-ролевой игре со сверстниками.
Особенность режиссерской игры в том, что партнерами являются неодушевленные предметы, у которых нет претензий, желаний и общение легче, чем со сверстниками, где приходится учитывать позицию партнера.
Но ребенок в режиссерской игре овладевает умением видеть картину всей игры, планировать ее и посмотреть на ситуацию с разных позиций, т. е. «глазами разных персонажей», т. к. исполняет несколько ролей. Режиссерские игры возникают как индивидуальная деятельность ребенка и остаются такими в раннем и младшем возрасте, а в старшем возрасте они присущи необщительным детям.
Но важным условием их развития является создание индивидуального пространства детям, где они бы смогли уединиться, а также выделить время для игр. Для этого единое групповое пространство «разбивают» на зоны специальной расстановкой мебели, вносят легкие ширмы, которые дети могут сами расставить. Педагог прибегает к опосредованному руководству: подбирает материал и вносит новые игрушки, рассматривает с детьми иллюстрации, стимулирующие их к созданию игрового замысла, предлагает сочинить вместе с ребенком сказку и т. п.
2. Сюжетно-ролевые игры - основу составляет мнимая или воображаемая ситуация: ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Игра носит самостоятельный творческий характер : дети сами выбирают сюжет, распределяют роли, воплощают свои представления, свои отношения к событиям.
Сюжеты игр: бытовые (семья, детский сад и пр.); производственные (в больницу, в школу и пр.); общественные «День города», парад и пр.
Руководство: основное условие развития сюжетно-ролевой игры - это совместные игры взрослого и ребенка.
В младшем возрасте, чтобы научить ребенка развивать содержание игр нужно обыгрывать жизненные ситуации, привлекая детей к активному участию. Детей побуждают воспроизводить ранее усвоенные действия в новых вариантах игры (пр. внести изменения в ситуацию кормления игрушек, введя новые персонажи - зайца или куклу, новые блюда, новую посуду).
Обязательно все действия сопровождать речью («каша вкусная, зайка любит морковку» и пр.).
Показы-инсценировки с использованием настольного и кукольного театров.
Основное условие - сюжет должен быть созвучен детскому личному опыту (т. е. про различные бытовые ситуации, персонажи, игрушки, знакомые детям образы).
В среднем и старшем дошкольном возрасте педагог влияет на расширение тематики игр, способствует овладению детьми ролевым поведением. С этой целью нужно создавать у детей интерес к новым сюжетам, на основе ярких впечатлений о каких либо событиях, которые вызвали яркий эмоциональный отклик (пр. поездка в театр, экскурсия в школу, библиотеку, на стройку и пр.).
Педагог прибегает к различным приемам, стимулирующим продолжение игры, которая затихает или становится однообразной (пр. все время про одни и те же события). По мере взросления детей, роста их активности следует использовать преимущественно косвенные приемы руководства (напоминание о том, что видели; наводящие вопросы, изменение игровой среды, использование продуктов других видов деятельности, которые могли бы подтолкнуть детей к игре и пр.).
Чем младше ребенок, тем больше педагог уделяет внимание организации игры: помогает детям сговориться на игру, предлагает придумать сюжет, распределить роли, подобрать нужные атрибуты, включиться самому в игру на второстепенную роль.
3. Театрализованные игры - представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, инсценировки).
Герои литературных произведений становятся героями игры, а их приключения сюжетом игры.
Особенность театрализованных игр - имеют готовый сюжет, а значит, деятельность детей во многом предопределена текстом произведения. Но текст только канва, в которую дети вплетают что-то новое, вводят дополнительные роли, могут изменить концовку. Творчество проявляется в выразительном изображении персонажей, в выборе выразительных средств.
Виды театрализованных игр:
1. Спектакль, в котором дети являются артистами и исполняют сами все роли.
2. Кукольные спектакли, в которых герои изображаются с помощью кукол, а дети озвучивают их.
Включают: театр бибабо, марионеток, настольный театр с объемными или плоскостными фигурками, стендовые театрализованные игры (на фланелеграфе, теневой театр.
Руководство: игры требуют специальной подготовительной работы педагога, а именно:
1) детей учат внимательно слушать произведение, улавливать особенности речевых оборотов героев, анализировать их поступки, черты характера;
2) с целью воспитания интереса следует создавать специальные ситуации, в которых персонажи кукольного театра, образные игрушки вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки;
3) заботиться об оснащении игр - приобретать костюмы, театрализованные игрушки, создавать декорации, атрибуты;
4) уделять внимание подбору литературных произведений для постановок, которые должны быть с понятным для детей содержанием, динамичным сюжетом, с яркими характерными образами. Главный акцент в педагогическом руководстве не на самом процессе игры, а на ее подготовительном этапе. В основу положена работа над текстом произведения. В старшем возрасте проводится специальная беседа над текстом произведения.
4. Игры со строительным материалом - в их основе лежат конструктивные умения и навыки; приближаются к созидательной продуктивной деятельности детей.
Содержанием является воспроизведение окружающей действительности с помощью разнообразных материалов.
Виды материала:
l. Специально созданный (напольный, настольный, конструкторы);
2. Природный (песок, снег, глина, камни);
3. Подсобный (доски, ящики, коробки).
Творческий характер : в играх имеется наличие игрового замысла, вариативность решения задачи, развивается воображение.
Особенность: наличие конструктивных умений, для чего необходимо специальное обучение (Лиштван З; Давидчук А; Парамонова Л).
Методика обучения.
Главная идея - вести ребенка от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задач возрастающей трудности.
Основные умения дети приобретают на занятиях и совместной деятельности со взрослым, а затем переносят их преображая, дополняя и варьируя в самостоятельные игры со строительным материалом.
Для развития интереса к играм педагог использует приемы:
1) строит сам в присутствии детей младшего возраста и вовлекает их в обыгрывание постройки;
2) прием сотворчества: предлагает детям достроить, перестроить, преобразовать постройку (пр. пристроить к дому крыльцо, балкон и пр.);
3) ознакомление со строительством в окружающей жизни (т. е. на прогулках, экскурсиях следует обращать внимание на особенности разных сооружений, знакомить со строительной техникой и пр.).
В процессе обучения конструктивным умениям используются приемы:
1) демонстрация образца (полный показ, частичный, 2-3-х на выбор,
2) показ способов постройки с объяснением приемов конструирования,
3) постановка проблемной задачи (пр. как построить гараж, чтобы в нем уместилось больше машин);
4) сообщение темы постройки с указанием условий, которым она должна соответствовать (пр. построить комнату для семьи с определенным числом человек).
Виды конструирования.
1) конструирование по образцу - дети усваивают последовательность операций, познают свойства материалов, благодаря чему формируются различные умения (в том числе усваивают приемы преобразования постройки);
2) конструирование по заданной теме - подводит ребенка к воплощению заданной задачи, но пределы ее решения ограничены заданной темой;
3) конструирование по собственному замыслу - ребенок все задачи решает самостоятельно: ставит цель, подбирает материал, планирует работу и реализует ее;
4) конструирование по условиям - в предложение выполнить постройку задаются определенные параметры (пр. ширина реки, высота моста должны соответствовать высоте корабля, который должен под ним проплыть). Исходя из заданных условий, ребенок должен самостоятельно определить высоту и ширину постройки;
5) «стройка по моделям» (автор Лурия А. Р.) - ребенку предлагается модель постройки (пр. рисунок или выполненная педагогом постройка, оклеенная бумагой, на которой очертания составляющих элементов конструкции скрыты (сиденье, спинка, подлокотники у дивана) и потом предлагается подобрать те формы, которые нужны для воссоздания модели.
У каждого вида конструирования свои достоинства, поэтому необходимо сочетать их в образовательной работе с детьми.
Игры с природным материалом
- рано входят в жизнь ребенка и создают условия для сенсорного развития, мышления и т. п. Необходимо специальное обучение, иначе действия ребенка будут однообразными.
1 - игры с водой: проводятся с младшей группы, дети переливают воду из сосуда в сосуд, купают кукол и пр., знакомясь со свойствами воды.
2 - игры со снегом требуют освоения приемов его преобразования – лепки, лепки из накатанных комьев, строительство из утрамбованного снега.
3 - игры с песком - педагог учит лепить из влажного песка приемами:
- формовки (формочки должны помещаться на руке ребенка);
- способом выкапывания (колодец, река, туннель и пр.);
- при строительстве педагог учит использовать подсобный материал (камни, дощечки, сухие веточки и т. п.).
Руководство играми:
1) обеспечить время и место для игр, т. к. они требуют сосредоточения и внимания;
2) бережное отношение к детским постройкам;
3) создавать условия для обыгрывания построек ( подбирать мелкие игрушки: люди, машины, детская мебель и пр., объединять детей для совместных построек.
2 группа -
Игры с правилами: дидактические игры и подвижные игры.
Дидактические игры (обучающие) - обучающее значение этих игр не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия и правила.
Особенностью игр является наличие дидактической (т. е. обучающей) задачи, которую облекают в занимательную форму (научить детей различать и называть цвета или геометрические фигуры (игры «Ледоход», «Салют»); уточнить представления о столовой посуде (игра «Кукла Катя обедает») и т. п.
Ребенка привлекают игровые действия, с помощью которых он может добиться результата в игре и одновременно уточнить или закрепить знания. Активное участие ребенка в игре зависит от того, насколько ребенок владеет знаниями и умениями, полученными на занятиях. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать сравнивать и т. д.
Поэтому дидактическая игра помогает научиться чему-то в легкой занимательной форме. Такое непреднамеренное обучение получило название - автодидактизма.
Виды дидактических игр:
1) игры с предметами;
2) настольно-печатные;
3) словесные игры.
Педагогическое руководство.
1) Создавать условия для игр: подбирать соответствующий дидактический материал, дидактические игрушки, игры и размещать их таким образом, чтобы дети могли ими свободно пользоваться; обеспечить место для игр.
2) Обогащать все время игровой опыт детей, для чего следует проводить обучение игровым действиям с дидактическими игрушками. Выполняя эти действия вместе с ребенком, организовывать ситуации взаимообучения детей (просить одного ребенка научить другого; чаще включать дидактические игры в самостоятельную деятельность детей).
3) Следует избегать прямого обучения (пр. на протяжении игры избегать прямых указаний, замечаний, оценивающих реплик, поддерживать игровой настрой, по окончании игры необходимо отметить тех, кто добился выигрыша.
Дидактические игры используются на занятиях (могут быть составной частью занятия и основной формой организации учебного процесса в группах раннего возраста) и в самостоятельной деятельности детей.