елена лебедикова
Характеристика дидактических игр, как вида игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В современной психологии и педагогике игра рассматривается, как ведущая деятельность детей на протяжении всего дошкольного детства, оказывающая всестороннее воздействие на ребенка, как важнейший фактор развития мотивационно - потребностной сферы, интеллекта и произвольного поведения.
Дидактическая игра, в научных исследованиях советскими учеными Е. О. Смирнова, В. Н. Аванесова, А. К. Бондаренко,А. П. Усова, З. М. Богуславская, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. И Сорокина и другими, рассматривается как многоплановое, сложное психолого-педагогическое явление, как игровой метод обучения детей дошкольного возраста, форму обучения, как самостоятельная игровая деятельность и средство разностороннего развития и воспитания личности ребенка и является ведущим видом деятельности в старшем дошкольном возрасте. Именно в игре складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание. Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей. В ней развиваются произвольное внимание и память, складывается соподчинение мотивов и целенаправленность действий.
Публикация «Характеристика дидактических игр, как вида игровой деятельности» размещена в разделах
Дидактические игры дают возможность упражнять детей в том, чтобы применять свои знания и хорошо их усвоить. В данных играх совершенствуются психические процессы ребенка, например, в играх с народной дидактической игрушкой происходит сенсорное развитие детей (развиваются восприятие величины, формы, цвета предмета); в словесных играх с картинками происходит совершенствование сравнительных, обобщающих операций, а также умения классифицировать предметы. В дидактических играх формируется умение подчиняться правилам, потому что от того, насколько ребенок соблюдает правила, зависит исход игры. Такие игры позволяют детям в живой, непосредственной форме накапливать сенсорный опыт, уточнять представления и знания о свойствах предметов (цвет, форма, величина, строение, пространственное положение, развивать глазомер, координацию движений рук и глаз. В данных играх, разворачивается целый ряд интеллектуальных умений. Дети могут целенаправленно воспринимать и различать свойства предметов, выделять сходство и различие между предметами (чем больше свойств и качеств научатся выделять дети, тем больше предметов и их свойств смогут дифференцировать и т. д., как произвольные, так и непроизвольные. Последние особенно важны, так как не вызывают у детей напряжения, возникают по их инициативе, определяются их интересом. Другими словами, дидактические игры позволяют решать разнообразные задачи развития и образования дошкольника.
Анализ содержания сборников с дидактическими играми, разработанный Л. В. Артемовой, З. М. Богуславской, А. К. Бондаренко, А. И. Сорокиной и другими, позволяет выделить сложившуюся тенденцию деления дидактических игр на игры с опорой на наглядность (предметные, настольно - печатные) и на игры без опоры на наглядность (словесные, в которых задача решается в мыслительном плане.
Так А. К. Бондаренко все дидактические игры предлагает разделить на три основных вида :
- игры с предметами (игрушками, природным материалом);
- настольно - печатные;
- словесные игры.
Кроме того, каждая группа дидактических игр имеет ещё более дробную иерархичность.
По используемому материалу дидактические игры для детей делят условно на настольно-печатные, словесные и игры с предметами.
Игры с предметами разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно - прикладного искусства и др., объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена).
Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению, развивают навык уточнения представлений о том, что окружает нас, систематизируют знания, развивают мыслительные операции, процессы (синтез, анализ и др., основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям даётся не сам предмет, а его изображение.
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому, словесные игры, проводят в основном с детьми среднего и преимущественно старшего дошкольного возраста. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевертышами например, «Черное и белое», «Молчок», «Краски». Такие игры развивают внимание, быстроту реакции, сообразительность, связную речь.
Своеобразие дидактической игры, как игровой деятельности заключается в том, что взаимоотношения взрослого с детьми и детей между собой носят именно игровой характер.
По мнению А. И. Сорокиной, дидактическая задача определяется целью обучения и воспитания детей в соответствии с образовательной программой, где для каждой возрастной группы определен объем знаний, умений, и навыков, которыми должны овладеть дети.
Дидактическая игра :
- способствует развитию познавательных способностей; получению новых знаний, их обобщению и закреплению;
- способствует усвоению общественно выработанных средств и способов умственной деятельности;
- обеспечивает расчленение сложных явлений на простые и обобщение единичных;
- осуществляет аналитическую и синтетическую деятельность;
- приносит большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях.
Как указывает А. К. Бондаренко, игровая и дидактическая задача реализуется в игровых действиях. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Основная цель правил - организовать действия, поведение детей.
Средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал; результатом дидактической игры является решение игровых и дидактических задач, решение обеих задач - показатель эффективности игры.
Своеобразие дидактической игры определяется рациональным сочетанием двух задач дидактической и игровой. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая, то деятельность теряет свое обучающее значение. Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка, входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника. Старшие дошкольники начинают осознавать познавательную задачу таких игр, которая опосредуется игровым мотивом, придающий ей смысл.
Широкое использование дидактических игр в дошкольных учреждениях объясняется тем, что они наиболее соответствуют силам и возможностям дошкольников, так как обучение в форме игры основано на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам.