Людмила Жилич
Организация игровой деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Игра и её роль в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников.
Игра занимает ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные нужды.
Несмотря на неоценимую роль игры в жизни дошкольника, организация игровой деятельности в дошкольных учебных заведениях требует усовершенствования. Во многих детских садах не создано надлежащей игровой среды, недостаточно внимания уделяется формированию у детей представлений об окружающем мире, их самодеятельным играм. Подчинение игры задачам обучения наносит воспитанникам двойной вред: приводит к изъятию самодеятельных игр из жизни детского сада, снижает познавательную мотивацию, что является основой формирования учебной деятельности. Почти полностью выпала из поля зрения воспитателей важность формирования игровых умений у детей. Иногда время, отведенное на игровую деятельность, используется для учебных занятий, кружков, подготовки к праздникам, утренникам и т. д.
Темочки:
Чтобы устранить эти недостатки, необходимо позаботиться о целесообразной организации игровой деятельности в дошкольных учебных заведениях. При этом следует помнить, что игра как специфическая деятельность не однородна, каждый ее вид выполняет свою функцию в развитии ребенка.
Условно выделяют три вида игр:
1) игры по инициативе ребенка (творческие)
2) игры по инициативе взрослого с готовыми правилами (дидактические, подвижные игры)
3) народные игры (созданные народом).
Рассмотрим каждый из этих видов.
Творческие игры составляют наиболее насыщенную типичную группу игр дошкольников, дети сами определяют цель, содержание и правила игры, отражая в основном окружающую жизнь, деятельность человека и отношения между людьми.
Значительная часть творческих игр - это сюжетно-ролевые игры. Осознавая, что игра - не настоящая жизнь, малыши тем временем по-настоящему переживают свои роли. К сюжетно-ролевым играм относятся также игры с элементами труда и художественно-творческой деятельностью.
Разновидность творческой игровой деятельности - театрализованная деятельность. Ключевые понятия театрализованной деятельности : сюжет, сценарий, игра по сюжетом литературного произведения, театрализация, сказка-перевод.
Театрализованные игры разделяются в зависимости от их вида и специфического сюжетно-ролевого содержания на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.
Еще один вид - конструкторские игры (в литературе их иногда ошибочно называют конструктивными, приобщают детей к трудовой деятельности. Здесь проявляется интерес детей к свойствам предмета и желание научиться с ними работать.
Игры с правилами. Эти игры дают возможность систематически тренировать детей в выработке определенных навыков, они очень важны для физического и умственного развития, воспитания характера и воли. Учебно-воспитательную работу как раз основывается на таких.
По содержанию и способам ведения игры с правилами разделяют на две группы: дидактические и подвижные.
Дидактические игры способствуют, главным образом, развитию умственных способностей ребенка.
Подвижные игры важны для физического воспитания дошкольников, поскольку способствуют их гармоничному развитию, удовлетворяют потребность малышей в движении, способствуют обогащению их двигательного опыта. С детьми дошкольного возраста проводят две разновидности подвижных игр - сюжетные игры и игровые упражнения (несюжетные игры).
Только в старших группах постепенно начинают вводить элементы соревнования, сравнивать силы команд и отдельных игроков.
Важное место в старшем дошкольном возрасте занимают спортивные игры: городки, настольный теннис, бадминтон, баскетбол, хоккей, футбол и т. д.
Народные игры - это игры, которые происходят с древности, они построены с учетом этнических особенностей (хороводы, забавы, игры с народной игрушкой и т. д.). Они - неотъемлемая составляющая жизни ребенка в современном дошкольном учреждении, важный источник усвоения общечеловеческих ценностей.
Ведущее место в детской игре отводится игрушкам. Они прежде всего должны быть безопасными, интересными, привлекательными, яркими, но простыми. И не только привлекать внимание ребенка, но и пробуждать, активизировать его мышления.
Все игрушки можно условно разделить на три типа:
1) готовые игрушки (автомобили, самолеты, куклы, различные животные и т. п.);
2) полуготовые игрушки (кубики, картинки, конструкторы, строительный материал и т. д.);
3) материалы для создания игрушек (песок, глина, проволока, шпагат, картон, фанера, дерево).
Желательно комбинировать все три типа игрушек, ведь это очень расширяет возможности для творчества.
К особой группе относим театральные игрушки и костюмы для разных персонажей, атрибуты, которые дополняют созданные образы. Это театрально-игровой материал (игрушки, куклы, плоскостные фигуры, пальчиковые персонажи, элементы костюмов (головные уборы, различные шляпки, воротнички, манжеты и т. д.). В детских садах активно используются персонажи-куклы, декорации, изготовленные воспитателями и детьми самостоятельно.
В течение дня дети могут играть четыре раза: до завтрака (5-40 мин, между завтраком и образовательной деятельностью (5-7 мин, на открытом воздухе (1 ч. -1 час. 30 мин, после дневного сна (20-40 мин).