олеся зайцева
Использование игровой деятельности в адаптационный период
▼ Скачать + Заказать документы
Организация игровой деятельности в адаптационный период
Главным расслабляющим средством в период адаптации для дошкольника является игра.
Игровую деятельность необходимо направлять на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок - ребенок" и обязательно включающей игры и упражнения
Публикация «Использование игровой деятельности в адаптационный период» размещена в разделах
Основная задача игр в период адаптации ребенка в детском саду – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.
Необходимо, по возможности, подбирать специальные игры, которые помогают детям справиться с напряженной, стрессовой ситуацией в период привыкания :
-хороший эффект дают разнообразные игры с песком и водой, сухой бассейн;
-затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, например - нанизывание шариков на шнур, соединение деталей крупного конструктора "Лего", игра резиновыми игрушками-пищалками, игры с водой;
-периодически можно включать негромкую, спокойную музыку, но строгая дозировка и определение во время звучания обязательны;
-сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи. Если дети не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры;
-лучшее лекарство от стресса – смех. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используются игрушки-забавы, куклы Бибабо, мультфильмы, приглашаются необычные гости – зайчики, клоуны, лисички;
Правила организации игр в период адаптации :
Правило 1:
Первое, и самое важное, правило — добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызывать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись, ребенок сам включается в игру.
Правило 2:
Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой. В то же время взрослый организовывает и направляет игру. Таким образом, второе правило заключается в том, что взрослый совмещает две роли — участника и организатора. Причем совмещать эти роли взрослый должен и в дальнейшем.
Правило 3:
Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта.
Правило 4:
Наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы и т. д.) надо беречь, нельзя его превращать в обычный, всегда доступный. Во-первых, так он дольше сохранится, а во-вторых, этот материал долго останется для детей необычным.
Игры детей в адаптационный период :
Данные игры, хорошо зарекомендовали себя в общении с детьми в период адаптации. Все они основаны на взаимодействии ребенка и взрослого и позволяют решить сразу несколько задач: сформировать у малыша чувство защищенности, дать ему почувствовать, что его любят, заинтересовать доступным для восприятия сюжетом, в какой-то мере развить его двигательную активность, обогатив игровой опыт. Поиграйте в них вместе с ребенком.
Задачи:
•формирование эмоционального контакта;
•формирование доверия детей к воспитателю.
Игра «Прячем мишку».
Материалы к игре: большая мягкая игрушка знакомая ребенку.
Ход игры. Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Воспитатель спрашивает у ребенка: «Где мишка?», затем они вместе ищут мишку. Когда они найдут игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося; «Ку-ку». Когда ребенок найдет воспитателя, они повторяют игру еще раз. Затем они меняются местами. Теперь воспитатель ищет ребенка.
Игра «Хоровод с куклой».
Материалы к игре: кукла средних размеров.
Ход игры. Воспитатель приносит новую куклу. Она «здоровается» с детьми, «гладит» каждого по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла «предлагает» потанцевать. Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую песню.
Эта игра проводится с двумя или тремя детьми.
Игра «Солнечные зайчики».
Материалы к игре: маленькое зеркальце.
Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:
Солнечные зайчики.
Играют на стене.
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе!
По сигналу воспитателя: «Лови зайчика!». Дети пытаются его поймать.
Игра «Игра с собачкой».
Материалы к игре: игрушечная собачка.
Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит:
Гав-гав! Кто там?
Это песик в гости к нам.
Я собачку ставлю на пол.
Дай, собачка, Пете лапу!
Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять собачку за лапу, покормить. Приносит миску с воображаемой едой. Ребенок кормит собаку. Собака «ест», «лает», и говорит ребенку «спасибо».
Игра «Собирание «сокровищ».
Материалы к игре: корзина.
Ход игры. На прогулке воспитатель собирает вместе с детьми «сокровища» (камешки, стручки, веточки, листья) и складывают их в корзину. Выясняет какие «сокровища» вызывают у детей наибольший интерес. Затем называет какое-либо «сокровище» и просит достать его из корзины.
Игра «Кто в кулачке?»
Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает детям несколько раз, как это сделать, и просит их повторить. Возможно, придется помочь детям убрать большой палец в кулак. После этого воспитатель читает стишок и выполняет вместе с детьми выполняет движения.
Кто залез ко мне в кулачок?
Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак.)
Ну-ка, ну-ка, вылезай!
Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец.)
Игра «Игра с куклой».
Материалы к игре: кукла.
Ход игры. Воспитатель дает ребенку его любимую куклу (или мягкую игрушку, просит показать, где у куклы голова, уши, ноги, живот и т. д. Предлагает ребенку причесать куклу, умыть, накормить и т. д.
Игра «Мы топаем ногами».
Ход игры. Дети встают в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая им, возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
мы руки подаем. (Дети берутся за руки, образуя круг).
Мы бегаем кругом.
Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой». Все останавливаются. Игра повторяется.
Пальчиковая гимнастика
Гимнастика для пальчиков помогает ребенку расслабиться, способствует снятию напряжения, переключает внимание (если ребеночек плачет, способствует развитию мелкой моторики, координации движений, облегчая процесс рисования, лепки, конструирования и бытовой деятельности, развивает речь.
Раз, два, три, четыре, пять (разжимаем пальцы из кулачка по одному)
Вышли пальчики гулять
Пошел дождик – в домик спрятались опять.
Нет пальчиков
Где же наши пальчики?
Вот они наши пальчики!
Ротик мой умеет кушать
Нос дышать, а ушки слушать
Могут глазоньки моргать
Ручки все хватать, хватать (хватаем)
(поочередно показываем)
Тики - так, тики-так, (хлопать по-очереди руками по боками)
Так часики стучат.
Туки - так, туки -так, (руки перед собой, кулаки сжаты, "велосипед")
Так колеса стучат.
Токи - ток, токи -ток, (кулаки стучат по полу)
Так стучит молоток.
Туки - ток, туки- ток, (ножки топают по полу)
Так стучит каблучок.
Туки-ток, туки-ток,
Мы построим теремок.
Будем в доме дружно жить,
Сказки слушать, не тужить.
В жаркой печке сварим кашу.
Курочку покормим нашу,
Молочком напоим кошку,
Воробьям насыплем крошек.
В гости всех мы позовём
В наш красивый добрый дом!
Ставим кулачок на кулачок.
Делаем «крышу» над головой.
Соединяем ладошки.
Покачиваем головой из стороны в сторону.
Помешиваем воображаемую кашу.
Протягиваем ладошки вперёд.
Водим по ладошке одной руки указательным пальцем другой руки («кошка лакает язычком»).
Пальцы собираем в щепотку и делаем движения, будто солим. Широко раскрываем руки и делаем движение руками, будто подзываем к себе
Полезно использовать игры на коленках с детьми раннего возраста.
Положительную роль «игры на коленках» имеют и в адаптационный период детей. Эмоциональное тактильное общение воспитателя с ребенком помогает второму пережить временное расставание с мамой. Даже дети, которые сначала не идут на руки, не хотят, чтобы к ним прикасались, постепенно видя, как весело другим деткам, откликаются на предложение поиграть с воспитателем.
Еду-еду к бабе, к деду
На лошадке, в красной шапке.
Вправо еду, влево еду,
Через мосток, в речку бух!
В адаптационный период отвлечься от грустных мыслей помогают физические упражнения и подвижные игры, которые можно проводить несколько раз в день. Это такие, как «Полетаем, как птички», «Полетаем, как самолёты», «Попрыгаем, как зайчики» и др. Так же создаю условия для самостоятельных упражнений: предлагаю малышам каталки, машинки, мячи.
Итак, в адаптационный период, когда многим детям тяжело и одиноко в новой непривычной для них обстановке, именно игра помогает скрасить первое время пребывания их в группе детского сада. Привыкание идет быстрее, оно сопровождается меньшим напряжением, устанавливаются доверительные отношения между педагогом и ребенком.