МААМ-картинки

Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами народного декоративно-прикладного искусства

Елена Вдовина
Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами народного декоративно-прикладного искусства

Согласно ФГОС ДО художественно-эстетическое развитие способствует развитию предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, эстетического отношения к окружающему миру, творческой деятельности детей дошкольного возраста [1].

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства, которое пробуждает первые яркие и образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей уже на первых этапах становления личности. В изобразительной деятельности дети выражают все то, что их окружает в повседневности, чем они увлечены, чем живут ежедневно.

Изобразительная деятельность, существующая организованно в условиях ДОО занимает важное место в развитии современного ребенка. Во многих программах дошкольного образования, реализуемых в России, ставится задача обучения детей декоративному рисованию, обладающего большим развивающим педагогическим потенциалом. Оно развивает чувство композиции на основе построения узоров на различных формах и чувство цвета; формирует умение различать стили в декоративном искусстве и умение использовать их отдельные элементы в изображении; способствует овладению техническими навыками - рисование кистью и карандашами [2]. Философ Э. В. Ильенков считает, что раннее развитие личности, на истоках первых детских образов, способствует зарождению ценнейших человеческих способностей: художественного видения, высших форм фантазии, интуиции, творческого воображения [3].

Народное декоративно-прикладное искусство – средство приобщения дошкольников к культуре России, ее истории. В силу близости к народу, доступности и простоты, живого характера особо значимо как в творческом, так и в личностном становлении детей дошкольного возраста, в развитии воображения, фантазии, инициативности детей [4]. В ходе декоративного рисования дети познают значение, целесообразность оформления, связь формы и содержания рисунка, начинают чувствовать и понимать, как меняется орнамент предмета, в зависимости от его назначения и украшающих форм. По мнению Н. П. Сакулиной: «Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего возраста, даёт большую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений»[5].

Важной задачей в обучении декоративному рисованию является развитие умения у старших дошкольников составлять узоры, учитывая ритм, симметрию, цвет, без применения которых декоративно-прикладное искусство не может существовать. Ритм характеризуется чередованием соразмерных элементов декоративного украшения, их количества, повторений, чередованием светлых и темных пятен рисунка, а также от промежутков между формами и их направлениями. Для симметрии в композиции декоративного рисунка характерна уравновешенность правой и левой (или верхней и нижней частей) по массе, очертаниям. Развитие чувства цвета выделено в отдельную задачу, важно учить детей, что цвет должен соответствовать композиции, они должны сочетаться в узоре. Ребенок учится подбирать изобразительные средства цвета, сочетания тонов и оттенков, экспериментирует с ними.

В процессе занятий декоративного рисования для ребенка всегда происходит волшебное преображение белого листа с помощью карандаша или кисти, что доставляет ребенку огромное удовольствие, вызывает всплеск положительных эмоций, обогащает внутренний мир ребенка радостью и бодростью. Как показывает практика, дошкольникам более понятны и близки работы народных мастеров, они воспринимают их глубже и полнее, чем большие живописные полотна.

Знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, раскрывает перед дошкольниками разнообразную и богатую культуру родного народа, традиции и обычаи, передаваемые из поколения в поколение, объем знаний об орнаменте, геометрии (в виде овала, круга, ромба, квадрата, растительном и животном мирах (в виде растительных форм с включением изображений животных и птиц).

Литература

1. ФГОС ДО : [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://xn-80abucjiibhv9a.

2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

3. Лобастов, В. Г. К логическим определениям сознания : Э. В. Ильенков и И. Кант / В. Г. Лобастов // Вопросы философии. – 2004. – № 3.

4. Вагнер, Г. К. О природе народного искусства / Г. К. Вагнер // Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций. М. – 1991.

5. Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т. Г. Казакова. – М. : ВЛАДОС, 2008. – 449 с.

Публикации по теме:

«Объёмные кружева». Фоторепортаж из музея ювелирного и декоративно-прикладного искусства«Объёмные кружева». Фоторепортаж из музея ювелирного и декоративно-прикладного искусства Здравствуйте дорогие друзья и гости моей странички! В прошлой публикации я рассказала о прогулке в терем и резиденцию Снегурочки в г. Костроме.

Практикум «Художественно-эстетическое развитие дошкольников как условие для создания психологического здоровья воспитанников»Практикум «Художественно-эстетическое развитие дошкольников как условие для создания психологического здоровья воспитанников» Арт-терапия как метод художественно-эстетического развития дошкольников Уважаемые, коллеги, предлагаю вашему вниманию материал, который.

Древний славянский вид декоративно-прикладного искусства-вытынанкаДревний славянский вид декоративно-прикладного искусства-вытынанка В этом году мы с детьми открыли для себя новую технику вырезания из бумаги -вытынанка. Вытынанка (от — «вытинати» — «витинати» — «выцінаць».

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами народного декоративно-прикладного искусства
Опубликовано: 16 сентября 2024 в 08:57
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами народного декоративно-прикладного искусства» (включая файлы) размещена пользователем Елена Вдовина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 сентября. День рождения смайлика. Передвижка, лэпбук

 19 сентября свой день рождения отмечает смайлик — особый знак, используемый в электронной переписке для обозначения эмоций. Прекрасный день, чтобы потренироваться с детьми распознавать эмоции и...

17 сентября. День самообслуживания. Передвижка

Самообслуживание— это начало трудового воспитания дошкольника, умение самостоятельно выполнять элементарные бытовые действия: одеться, раздеться, помыть руки, сходить в туалет,самостоятельно есть, убирать...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД