Елена Вдовина
Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами народного декоративно-прикладного искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно ФГОС ДО художественно-эстетическое развитие способствует развитию предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, эстетического отношения к окружающему миру, творческой деятельности детей дошкольного возраста [1].
Публикация «Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами народного декоративно-прикладного искусства» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства, которое пробуждает первые яркие и образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей уже на первых этапах становления личности. В изобразительной деятельности дети выражают все то, что их окружает в повседневности, чем они увлечены, чем живут ежедневно.
Изобразительная деятельность, существующая организованно в условиях ДОО занимает важное место в развитии современного ребенка. Во многих программах дошкольного образования, реализуемых в России, ставится задача обучения детей декоративному рисованию, обладающего большим развивающим педагогическим потенциалом. Оно развивает чувство композиции на основе построения узоров на различных формах и чувство цвета; формирует умение различать стили в декоративном искусстве и умение использовать их отдельные элементы в изображении; способствует овладению техническими навыками - рисование кистью и карандашами [2]. Философ Э. В. Ильенков считает, что раннее развитие личности, на истоках первых детских образов, способствует зарождению ценнейших человеческих способностей: художественного видения, высших форм фантазии, интуиции, творческого воображения [3].
Народное декоративно-прикладное искусство – средство приобщения дошкольников к культуре России, ее истории. В силу близости к народу, доступности и простоты, живого характера особо значимо как в творческом, так и в личностном становлении детей дошкольного возраста, в развитии воображения, фантазии, инициативности детей [4]. В ходе декоративного рисования дети познают значение, целесообразность оформления, связь формы и содержания рисунка, начинают чувствовать и понимать, как меняется орнамент предмета, в зависимости от его назначения и украшающих форм. По мнению Н. П. Сакулиной: «Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего возраста, даёт большую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений»[5].
Важной задачей в обучении декоративному рисованию является развитие умения у старших дошкольников составлять узоры, учитывая ритм, симметрию, цвет, без применения которых декоративно-прикладное искусство не может существовать. Ритм характеризуется чередованием соразмерных элементов декоративного украшения, их количества, повторений, чередованием светлых и темных пятен рисунка, а также от промежутков между формами и их направлениями. Для симметрии в композиции декоративного рисунка характерна уравновешенность правой и левой (или верхней и нижней частей) по массе, очертаниям. Развитие чувства цвета выделено в отдельную задачу, важно учить детей, что цвет должен соответствовать композиции, они должны сочетаться в узоре. Ребенок учится подбирать изобразительные средства цвета, сочетания тонов и оттенков, экспериментирует с ними.
В процессе занятий декоративного рисования для ребенка всегда происходит волшебное преображение белого листа с помощью карандаша или кисти, что доставляет ребенку огромное удовольствие, вызывает всплеск положительных эмоций, обогащает внутренний мир ребенка радостью и бодростью. Как показывает практика, дошкольникам более понятны и близки работы народных мастеров, они воспринимают их глубже и полнее, чем большие живописные полотна.
Знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, раскрывает перед дошкольниками разнообразную и богатую культуру родного народа, традиции и обычаи, передаваемые из поколения в поколение, объем знаний об орнаменте, геометрии (в виде овала, круга, ромба, квадрата, растительном и животном мирах (в виде растительных форм с включением изображений животных и птиц).
Литература
1. ФГОС ДО : [Электронный ресурс].
2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
3. Лобастов, В. Г. К логическим определениям сознания : Э. В. Ильенков и И. Кант / В. Г. Лобастов // Вопросы философии. – 2004. – № 3.
4. Вагнер, Г. К. О природе народного искусства / Г. К. Вагнер // Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций. М. – 1991.
5. Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т. Г. Казакова. – М. : ВЛАДОС, 2008. – 449 с.