Анастасия Воронина
Опыт работы «Формирование нравственных отношений к окружающему миру посредством ознакомления с родным городом»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Способствовать формированию у детей социально-нравственных отношений к окружающему миру посредством ознакомления детей с родным городом.
Задачи:
Образовательная.
- Прививать познавательный интерес к изучению истории родного города.
- Обогащать и совершенствовать представления детей о родном городе.
- знакомить детей с символикой города Самара.
Развивающая.
- Формировать основные понятия : «Я – самарчанин».
- Расширять и закреплять знания детей о родном городе.
Публикация «Опыт работы „Формирование нравственных отношений к окружающему миру посредством ознакомления с родным городом“» размещена в разделах
- Развивать познавательные и творческие способности, навыки исследовательской деятельности; активизировать и расширять словарь, развивать выразительность речи, эмоциональную сферу, мышление.
Воспитательная.
- Воспитывать у ребенка уважение к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
- Прививать уважение к труду людей живущих в городе.
- Развивать чувство ответственности и гордости за достижения города.
- Воспитывать любовь к родному городу.
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своим родителям, к своему жилищу. Постепенно развиваясь эта любовь переходит к родному городу, к его истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Нравственно - патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств, чувство родины. Оно начинается с отношения к семье, к самым близким людям. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще им не осознаны глубоко, но, проходят через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности будущего патриота.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине считается накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к своей семье, детскому саду; улице, на которой он живет, к родному городу, к родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному городу и своей стране. В чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? К чему должны стремиться мы, воспитатели?
В связи с эти огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно- экологическим своеобразием родного края.
Любовь к родному краю формируется у детей под влиянием окружающей жизни и через отношение и воспитание взрослых. Воспитатель должен помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его среду эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, своей стране и т. д. проявляются у него в чувстве восхищения. Именно эти чувства необходимо вызывать в процессе работы по ознакомлению детей с родным краем. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий, здесь необходимо длительное систематическое воздействие на ребенка. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве.
Правильный отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен край родной. Задача педагогов ДОУ воспитывать у детей чувство привязанности к малой родине, сформировать у детей дошкольного возраста самосознание, интерес к прошлому своего народа, его культуре, традициям, духовным ценностям, пробудить генетическую и культурную память.
Планирование работы осуществляем по следующим темам: «Моя семья», «Моя улица», «Мой детский сад», «Мой город».
Работа по каждой теме включает занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам праздники и досуги. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своем родном крае, той местности, где они живут.
Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития ребенка при знакомстве с его родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально - практическим путем, то есть, через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Воспитание гражданственности, патриотизма осуществлялось в виде проекта «Город моего детства», участниками которого являются: воспитатели, родители и дети. Проект осуществлялся с целью сбора информацию об истории города, промышленности, образовании, о населении, творческих людях города, пополнении знаниями о родном городе, его достопримечательностях, истории, геральдики, воспитания любви к родному краю, гражданского мировоззрения, патриотизма, с целью воспитания любви и привязанности к малой Родине, к родному краю, городу, к тому месту, где ребенок родился и живет, где жили его предки, которые берегли и защищали свой родной край.
Формирование представлений о своей малой родине необходимо осуществлять такими методами, которые позволят детям лучше усвоить знания. Это, прежде всего организованные ФОРМЫ обучения.
В работе с дошкольниками применялись различные формы подачи материала : рассказ о городе, чтение художественной, заучивание стихов и песен о городе, реке Волга, рассматривание иллюстраций и фотографий достопримечательностей города, картин местных художников, продуктивные виды детской деятельности: рисование, конструирование. Закрепление материала осуществлялось в различных беседах «Мой город», «Моя улица», «Детский сад».
В группе созданы необходимые условия: имеется уголок патриотического воспитания, который оформлен в соответствии с возрастом детей, где находятся геральдические знаки: флаг города, герб, фотографии, альбомы, буклеты, художественная литература.
В рамках проекта вместе с детьми и родителями осуществлялся сбор информации об истории города, памятных местах, промышленности, храмах города, реке Волга, о геральдических знаках.
Проводились экскурсии по улицам города, в близлежащие места, на площади, в исторический музей города, к памятникам защитникам города.
Что делает город красивым, особенным, отличным от других городов? Это природа, памятники, здания, места отдыха людей.
На занятиях по художественному творчеству также использовалась тема родного города «Город готовится к празднику», «Город будущего», «Улица, где я живу», участвовали в районном конкурсе рисунков «Город глазами детей». Дети использовали в своих работах полученные знания во время экскурсий, наблюдений.
Дошкольное детство - пора открытий. Задача взрослых - помочь ребенку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию у него нравственных чувств. Это чувство сопричастности – основа будущего патриотизма. Семья - первый коллектив ребёнка, и в нём он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, дети начинают ощущать себя членами семьи, общества.
Поэтому, большое значение имеет включение в проект родителей. Семейные экскурсии по городу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений и т. д. Итогом этих экскурсий стало совместное изготовление проектов. Внимание детей привлекалось к объектам, которые имеют историческую ценность. Родители рассказывали об их назначении, подчеркивая, что все это создано для удобства людей. Так ребенок с помощью близких всматривается в то, что его окружает, видит трудовую и праздничную жизнь родного города. Родители рассказывали детям о своих любимых местах города. Через иллюстрации, фотографии, открытки показывали им не только всю панораму современного города, но и отдельные исторические места.
В проект были включены беседы о предприятиях, дошкольных и образовательных учреждениях, парках, памятниках и др. Содержание отбиралось, опираясь на местные условия так, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес, желание посетить эти места.
Детям были предложены дидактические игры патриотического содержания: «Собери флаг», «Сложи герб», альбом «Самара». В итоговом мероприятии по проекту «Город моего детства», дети вспомнили то, что узнали о своём городе. Вспомнили о государственных праздниках, проводимых и в нашем городе, о своём участии в праздновании Дня города.
Рассказы детей вызвали атмосферу их общей радости и веселья. Воспитывая у детей любовь к родному городу, подводила их к пониманию того, что наш город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего. Повсюду люди трудятся для всех (учителя, врачи). Везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов. Люди берегут и охраняют природу. Есть общие профессиональные и общественные праздники.
В процессе всей работы решались задачи : расширение и систематизация представления у детей о родном крае, о родном городе, его гербе, флаге, достопримечательностях. Знакомство с людьми прославляющих родной город.
Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина.
Таким образом, работа по проекту «Город моего детства» способствовала приобщению детей к истории края и своего народа, воспитанию любви к малой Родине, формированию духовности, нравственности и культуры, патриотизма, любви и бережного отношения к родному городу, краю, природе родного края, уважения к труду людей, развитию интереса к традициям и обычаям своего народа.
Иллюстративный материал
Альбом. История нашего города.
Альбом. Предприятия Самары.
Альбом. Защитники нашего края.
Сувениры с символикой города.
Фотоальбомы:
Город сегодня. Город вчера.
Храмы нашего города.
Памятники города Самары.
Видиодиски: Наш город, Праздник города, песни о Самаре.
Коллажи: Наш город, фотоколлажи.
Материалы для знакомства с геральдикой: дидактические игры «Собери флаг», «Собери герб».
Альбом детских рисунков «Город глазами детей»
Альбом «Семейные древа»
Слайд-презентация по проекту «Наш город».
Литература.
Алешина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом : Конспекты занятий, - М. : ТЦ «Сфера», 1999.;
«Моя Родина – Россия». М. : издательство «ШКОЛЬНАЯ ПРЕССА», 2010.;
Калашников Г. В.
Гербы и символы: История российского герба. Альбом демонстрационных картин. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. и др.