Наталья Громова
Дидактические игры для развития речи младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры для развития речи
младших дошкольников
Публикация «Дидактические игры для развития речи младших дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
В период с 2 до 3 лет дети делают большой скачок – они начинают говорить. Одни залепетали еще до 2 лет, а сейчас активно пополняют словарный запас, учатся строить фразы и предложения; другие только начинают осваивать речь, но темпы развития нового навыка поражают. Развитие речи в этом возрасте – это не столько самостоятельное направление, сколько часть всего комплекса развития. Так как речь очень зависит от памяти, внимания, логического мышления, мелкой моторики. Но есть и те факторы, которые влияют именно на речь, например, артикуляция или сила дыхания.
Воспитателю группы раннего возраста необходимо вести систематическую и целенаправленную работу по развитию речи воспитанников. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.
Изучив методическую литературу, я поняла, чтобы развить речь ребенка многосторонне, нужен комплексный подход. Поэтому я использую весь арсенал игровых приемов, наглядности, действий с пальчиками, артикуляционную гимнастику и т. д.
По мнению А. Н. Леонтьева и других ученых, игра является ведущей деятельностью дошкольника, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, и одним из условий успешной работы по развитию речи является использование различных дидактических игр. Это игры, которые помогают закрепить знание детей по всем разделам развития речи : ЗКР, связная речь, формирование грамматического строя речи, словарная работа. С помощью дидактических игр можно развивать память, логику, навыки счёта, познакомить с окружающим миром – животными и растениями, профессиями, транспортом, а также учить цифры и буквы, цвета и т. д.
Вот некоторые из них.
Дыхательные упражнения.
Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ.
1.«Подуем на снежинку».
Вырезать из салфетки тонкую и легкую снежинку. Положить на ладонь ребенку. Ребенок дует, чтобы снежинка слетела с ладони.
2. «Бабочка летает».
Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т. д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.
3.«Плывет, плывет кораблик».
Налить в тазик или ванну воду положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.
Артикуляционная гимнастика.
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Упражнение «Заборчик».
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем,
А сейчас раздвинем губы –
Посчитаем наши зубы.
Упражнение «Хобот слоненка».
Подражаю я слону
Губы хоботом тяну…
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять.
«Волшебный кубик»
Цель: Упражнять детей в правильном воспроизведении звукоподражаний.
Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани.
Правила игры. Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что
нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук.
Ход. Ребё нок вместе с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок
ложись», - и кидает кубик. На верхней грани – например, самолёт.
Воспитатель спрашивает: «Что это?» и просит имитировать гул самолёта.
«Что за предмет?»
Цель: формировать у детей умение называть предмет и его описывать.
Ход. Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т. д.»
«Разноцветный сундучок»
Цель: формировать умение детей при согласовании существительных
среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.
Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.
Ход. Воспитатель:
Я картинки положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Ира, загляни,
Вынь картинку, назови.
Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.
«Эхо»
Правила игры. Педагог громко произносит
любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо.
Ход. Воспитатель громко говорит: А-А-А. ребёнок-эхо
тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же
использовать сочетание гласные звуков: ау, уа, эа и т. д
«Ветерок»
Цель. Развитие фонематического слуха.
Ход. Дети встают в круг. Педагог произносит разные звуки. Если услышите звук например, у, поднимите руки и медленно покружитесь.
Произносятся звуки у, и, а, о, у, и, у, а. Дети, услышав звук у, делают соответствующие движения.
«Скажи, какой?»
Цель: Учить детей выделять признаки предмета.
Ход. Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.
Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»
Угадай игрушку
Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.
Ход. На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он расскажет про игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.
Волшебный мешочек. Соберите небольшие игрушки, например, животных, в непрозрачный мешочек. Доставайте по одной игрушке, называйте ее и давайте малышу в руки. Затем действуйте в обратном порядке. Вы называете животное, а ребенок складывает игрушку в мешочек. Усложняем игру во время второго раунда, теперь, когда вы достаете игрушку, ребенок сам должен ее назвать. И при складывании игрушек спрашивайте у ребенка «Какое животное мы положим в мешочек?».
Робот. Сперва ребенок играет за робота, а взрослый управляет им. Давайте простые подвижные задания: подними руки, хлопни, топни ножкой, повернись. Затем вы меняетесь местами. Теперь спрашивайте «Что мне сделать?».
Игры из серии «Кто где живет», «Кто что ест», «Где чей хвост». Игры направлены на развитие памяти и речи. Ребенку нужно соединить зайца с норкой, а затем сказать «Зайчик живет в норе» и так далее. Игра учит запоминать предметы, а также использовать словоформы. Игры могут выглядеть по-разному, в виде лото, пазлов.
«Где чей хвостик»
«Дополни картину»
«Сними жучков»
«Кто что ест»
«Изучаем цвета»
«Кто где живет»
Разноцветные бельевые прищепки – это интересный, безопасный и доступный материал для детских игр, развивающих занятий. Во время игр с прищепками детям нужно прилагать усилия, чтобы пальцами разжать их и прикрепить к нужному месту, сделать бусы или счёты, нанизывая прищепки на верёвку. Поиграть прищепками, как конструктором, ведь можно делать разные фигурки, например, лошадку. Заколоть ими волосы. Причёски можно делать как для себя, так и для куклы. Использовать по назначению. Девочки могут стирать кукольные наряды и развешивать их сушиться, прикалывая их прищепками на верёвку. Это прекрасно развивает мелкую моторику и усидчивость, настойчивость, они дополнительно развивают мелкую моторику, а это отлично дополняет речевое развитие.
Загадки в лесу. Продолжаем тему животных, теперь делаем акцент на их действиях и звукоподражаниях. Предлагаем ребенку поехать на машине в лес, имитируем поездку, приехали. Далее ведем диалог, можно дополнительно показывать картинки лесных животных. Пример диалога: «Мы приехали в лес, слышишь, ух-ух, кто так ухает? Да, это сова. Где она живет? Верно, в дупле. Поехали дальше, кого мы встретим? Это заяц! Покажи, как он прыгает? Высоко! А кто это тут так рычит? Волк! Какого цвета у него шерстка? Серого! А какие зубки? Острые! Как он рычит? Р-р-р» и так далее. Затем обязательно подведите итог вопросом: «Кого мы встретили в лесу», перечислите всех животных, их особенности. Затем также можно «поехать» в зоопарк или на ферму.
Идем в магазин. Кукла решила устроить ужин для приглашенных в гости игрушек. Но она поняла, что у нее дома нет ни посуды, ни продуктов. Разложите на столе игрушечные фрукты, овощи и посуду. Попросите от лица куклы у ребенка сходить в магазин, обсуждайте каждую покупку. «Зачем нам кружки? Пить из них чай. А кого кукла угостит морковкой? Зайчика. Чем мы будем кушать суп? Ложкой. Сколько тарелочек нужно для игрушек? Три. Какого цвета тарелочки? Синие».
Закончи слово. Игра не только расширяет словарный запас, но и учит слышать части слова, делить его на слоги. С детьми 2 лет можно играть так – показываете предмет и называете половину слова: «Ма-ши», ребенок отвечает «на». С детьми 2,5 лет можно играть без демонстрации предмета, вы просто начинаете слово, а ребенок подхватывает. Длинные слова. Игра направлена на образование слов с двумя корнями. Часто это приводит к словотворчеству и придумыванию несуществующих слов, это тоже отлично. Покажите ребенку зайку, какие у него длинные уши. Значит от длинноухий. А у ежика короткие лапы. Какой он? Коротколапый. Варианты слов: сероглазый, самолет, трехэтажный, книголюб, молоковоз, черноволосый, звездолет. Цветные коробочки. Сделайте 4 цветных коробочки красного, зеленого, синего и желтого цветов. С ними ребенок может пройти по комнате и собрать игрушки разного цвета, при этом проговаривая сочетание цвет+предмет. Чтобы добавить игровой момент, скажите, что это зверушки собирают чемоданы в путешествие. Крокодил любит все зеленое, что он положит в свой чемодан? Он положит зеленый кубик, зеленую лопатку, зеленый шарфик. А какой цвет любит цыпленок? Если нет возможности сделать разноцветные коробочки, можно использовать вот такие дидактические пособия : Игры для развития связности речи Связность речи – это способность складывать слова и фразы в предложения. Этому навыку нужно учить, потому что дети 2 лет, как правило, предпочитают отвечать на вопросы односложно. Им еще сложно построить фразу.
Загадки с договариванием. Сам жанр загадок отлично подходит для развития речи, ребенок внимательнее относится к признакам предметов. Для детей 2-3 лет лучше всего использовать простые загадки, ответы на которые подсказаны рифмой. Пример таких загадок: 1. Не гляди ты так сурово!
Молочко нам дай,. (корова)
2. Друг – собака человеку.
Чтоб спасти, ныряет в … (реку)
3. Не мяукай у окошка,
а ищи мышей ты,. (кошка)
4. Лает в клетке забияка.
В конуре сидит. (собака)
5. Много сереньких кудряшек.
Ббее - кричит малыш. (барашек)
6. Ббее и в стенку. Как таран.
До чего ж упрям. (баран)
7. Ко-ко-ко. Белы фигуры.
Нам снесут яички. (куры)
8. В пруд ныряют ради шутки.
Кря-кря-кря, поплыли. (утки)
9. Га-га-га - смех для Маруси.
Вы как лебеди, но. (гуси)
10. - Хрю-хрю-хрю - жирею я!
Нам прохрюкала. (свинья)
11. Опасайтесь вы с ним игр.
Агрессивен мощный. (тигр)
12. Окружил собачий полк.
В плен попался серый. (волк)
13. До воды зелён, не мил,
полз зубастый. (крокодил)
14. Шею длинную задрав,
высоченный шёл. (жираф)
Логическая последовательность. Покажите ребенку картинки, на которых происходит простое действие. Для детей третьего года жизни не нужно перемешивать картинки, изменять последовательность, пусть они видят наглядно, как происходит действие. Ваша задача – просто проследить эту последовательность, отметить изменения, рассказать, что происходит, например, яйцо трескается, из него вылупляется птенец. Пусть ребенок сам расскажет, что случилось на картинках. Со временем можно будет повторно использовать эти карточки, но уже с другой целью – разложить их в правильном порядке.
Игры на развитие грамматических форм слова Русский язык – один из самых сложных, в частности из-за склонений существительных по падежам, а также из-за большого количества словоформ. Вам предстоит научить ребенка правильно использовать падежи, лучше всего – интуитивно, в повседневной речи, или используя игры. Покажи и спрячь. Поиграйте в прятки с игрушками. Для этого используйте разные коробочки, банки, предметы. Важно озвучивать, где спрятана игрушка. Например: «Где мишка? В коробке», или «Где кукла? На стуле». Потом дайте возможность ребенку самому прятать игрушки и говорить, где они находятся. Так вы учите использовать ребенка слова с предлогами в разных падежах. Можно добавить использование множественного числа. Тогда можно прятать один кубик, а затем несколько.
Готовим закрутки на зиму. Подготовьте кастрюлю, половник, банку и пластиковые фрукты-овощи. С помощью этой игры дети учатся использовать относительные прилагательные. Вместо игрушечных овощей можно использовать картинки. Играем так: берем яблоко, кладем в кастрюлю, варим варенье из яблок, затем переливаем его в банку. Какое варенье получилось из яблок? Яблочное. Берем клубнику, таким же образом делаем компот. Какой компот из клубники? Клубничный. Из огурцов делаем салат. Какой салат? Огуречный. Из томатов сок, и так далее.
Развитие фонематического слуха, силы голоса и интонации Если ребенок хорошо различает звуки, то ему будет проще их произносить. Кстати, именно по этой причине не рекомендуется «сюсюкать» с детьми, коверкать произношение звуков, ведь если они не будут слышать реальное звучание слов, то и не смогут их правильно произнести. Говорить тихо и громко – еще одна непростая задача для двухлетнего ребенка. У детей еще не очень хорошо развиты навыки контроля за своими голосовыми связками, и наша задача – научить его. Покажи, где звоночек? Возьмите колокольчик или любой другой звучащий предмет. Посадите ребенка по центру комнаты с закрытыми глазами и с разных сторон звоните в колокольчик. Попросите ребенка рукой указывать, откуда доносится звук. Повтори за мной. Взрослый хлопает в ладони, а ребенок повторяет за ним. Можно делать разное количество хлопков с разным интервалом, ритм должен быть максимально простым, из 3 звуков и пауз, не больше. Ритм – очень важная составляющая развития речи. Хлопни, когда услышишь звук. Игра направлена на различение звуков из их потока. За спиной ребенка, чтобы он не видел, издавайте разные звуки с помощью предметов. На один из них, обозначенный заранее, ребенок должен хлопать. Затем можно поменять звук, который нужно услышать.
Гномы и великаны. Это модификация классической активной игры на внимание, но здесь тренируется также и различение тембра голоса. Ведущий говорит слово «гномы» тихо, шепотом, дети должны присесть на корточки. А слово «великаны» говорит громко, басом, детям, соответственно, нужно встать и поднять руки. Затем ведущий начинает путать детей, говоря «гномы» громко, и наоборот. Задача детей – ориентироваться на слова, а не на громкость голоса.
Кукла спит. Уложите куклу спать и скажите ребенку, что когда она спит, нужно говорить тихо, шепотом, иначе она проснется. Обсудите что-нибудь тихо, но не очень долго – ребенку надоест. Затем скажите, что кукле пора вставать, и можно говорить громко. Можно повторить игру 2-3 раза.
2. Игры по развитию общей моторики.
Двигательные упражнения, игры в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания правильной речи. Чем выше двигательная активность, тем выше развивается его речь.
Мы идем по кругу, посмотри,
И шагаем дружно: раз, два, три.
Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.
Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,
А потом, как аисты встали – и молчок.
3. Подвижные игры с речевым сопровождением.
Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.
Например, подвижные игры «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Кот Васька».
4. Логоритмические игры с самомассажем.
Во время игр с самомассажем воспитатель читает стихотворение, сопровождая слова движениями.
«Лягушата»
Лягушата встали, потянулись и друг другу улыбнулись.
Выгибают спинки, спинки – тростинки
Ножками затопали, ручками захлопали,
Постучим ладошкой по ручкам немножко,
А потом, а потом грудку мы чуть-чуть побьем.
Хлоп-хлоп тут и там и немного по бокам,
Хлопают ладошки нас уже по ножкам.
Погладили ладошки и ручки и ножки.
Лягушата скажут: «Ква! Прыгать весело, друзья».
5. Игры – подражания с речевым сопровождением.
Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз.
«Птичий двор»
Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,
Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!»,
Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»
Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,
А наш Петя-петушок рано-рано поутру
Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»
«Произношение гласных звуков»
- А-а-а (плач ребенка, поет певица, уколол пальчик, девочка укачивает куклу).
- О-о-о (разболелся зуб,удивление).
- У-у-у (гудит поезд).
-И-и-и (жеребенок ржет). Звуки произносятся на выдохе.
6. Пальчиковые игры.
Это уникальное средство для развития речи : стимулируют речевое развитие, улучшают артикуляционную моторику, подготавливают кисть к письму и повышают работоспособность коры головного мозга.
«Замок»
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Покрутили, постучали, потянули… и открыли.
7. Игры с различными предметами и материалами.
Можно использовать различные круглые предметы, которые хорошо катаются между ладонями.
«Яичко» (катаем грецкий орех или любой шарик между ладошками).
Маленькая птичка принесла яичко,
Мы с яичком поиграем,
Мы яичко покатаем,
Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.
«Крутись карандаш» (карандаш должен быть ребристым).
Катание карандаша по столу вперед- назад,
чтобы карандаш не укатился. Сначала одной рукой, потом другой.
Следовательно, очень важно работать над развитием речи малышей, но так же необходимо большое внимание уделять умению детей раннего возраста контактировать с окружающими людьми, учиться общаться, договариваться.
В заключение хочу сказать следующее, наши воспитанники – самые маленькие в детском саду. Они еще мало что знают, далеко не все понимают и совсем немногое умеют.
Ранний возраст по признанию специалистов всего мира – это уникальный период в жизни человека. Психологи называют его «возрастом нераскрытых резервов». Наша с вами задача – сделать так, чтобы ребенок прожил этот период жизни как можно более полноценно. Главное, ребёнок не должен нуждаться в заботе, внимании и любви со стороны взрослых и нас, в том числе.