Наталья Талыбова
Доклад на педсовете «Совершенствование информационной культуры и ИКТ-компетентности педагога ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на педагогическом совете
«Совершенствование информационной культуры и
ИКТ -компетентности педагога ДОО»
Составила Талыбова Н. В. ,
воспитатель МБДОУ д/с №91,
г. Таганрог
Информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией (поиск, отбор, создание, использовать ее для получения, обработки и передачи средствами информационных технологий.
Публикация «Доклад на педсовете „Совершенствование информационной культуры и ИКТ-компетентности педагога ДОО“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Информационная культура педагога - разновидность информационной культуры специалиста, часть информационной культуры личности, обусловленная сферой профессионально-педагогической деятельности, представляющая собой совокупность информационного мировоззрения и информационной компетентности, транслируемая в образовательный процесс, определяющая качество информационно-образовательных продуктов и направленная на формирование информационной культуры обучающихся.
Информационная культура отражает особенности профессиональной деятельности педагога: формирование информационной культуры обучающегося, пробуждение в нем постоянной потребности в информации и знаниях, развитие навыков правильного формирования информационного запроса, поиска, фиксации и использования полученных данных, критической их оценки и отбора.
Составляющие компоненты информационной культуры:
Знания об информации и информационных процессах, устройстве компьютера и его программном обеспечении.
Умение с достаточной скоростью вводить информацию с клавиатуры и работать с графическими программами.
Умение создавать и редактировать документы, в том числе мультимедийные презентации.
Умение обрабатывать числовую информацию с помощью электронных таблиц.
Умение использовать базы данных для хранения и поиска информации.
Умение использовать информационные ресурсы компьютерной сети.
Этичное поведение при использовании информации: уважение авторских прав, грамотная переписка по e-mail, запрос на использование информации и т. д.
ИКТ (информационно-коммуникативная) – компетентность педагога –
целенаправленное, эффективное применение технических знаний и умений в реальной образовательной деятельности.
ИКТ-компетентность является составляющей профессиональной компетентности педагога.
Нормативно-правовая база
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в ред. от 25.11.2013 №317 - ФЗ
Статья 48
Педагогические работники обязаны:
осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне;
применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания
Статья 13
При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе электронное обучение
ФГОС ДО, утв. Приказом Минобразования и науки РФ от 17.10.2013 №1155
Квалификация педагогических работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 №761н с изменениями от 31.05.2011 №448н
ЕКТС:
Воспитатель должен знать:
основы работы с текстовыми редакторами,
электронными таблицами,
электронной почтой и браузерами,
мультимедийным оборудованием.
ФГОС ДО:
Организация должна создавать возможности для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде.
В профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н, отмечается компетентность педагогического работника в сфере владения ИКТ-технологиями.
Профессиональный стандарт
Трудовая функция воспитателя:
Владеть ИКТ – компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста
Воспитатель обязан владеть ИКТ – компетентностями:
Общепользовательская ИКТ – компетентность
Общепедагогическая ИКТ – компетентность
Предметно-педагогическая ИКТ – компетентность (отражающая ИКТ – компетентность соответствующей области человеческой деятельности)
Общепользовательская ИКТ – компетентность
Использование приемов и соблюдение правил начала, приостановки, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ, устранения неполадок, обеспечения расходуемых материалов, техники безопасности
Соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ (в том числе недопустимость неавторизованного использования и навязывания информации).
Видеоаудиофиксация процессов в окружающем мире и в образовательном процессе.
Клавиатурный ввод.
Аудиовидиотекстовая коммуникация (двусторонняя связь, конференция, мгновенные и отложенные сообщения, автоматизированные коррекция текста и перевод между языками).
Навыки поиска в Интернете и базах данных.
Систематическое использование имеющихся навыков в повседневном и профессиональном контексте.
Общепедагогическая ИКТ – компетентность
планирование, анализ и прозрачность образовательного процесса;
организация образовательного процесса, в который входит составление и аннотирование портфолио обучающихся, рецензирование и фиксация промежуточных и итоговых результатов;
подготовка и проведение выступлений, консультаций, обсуждений с компьютерной поддержкой;
дистанционное консультирование;
оценивание качества цифровых образовательных ресурсов по отношению к заданным образовательным задачам.
Предметно-педагогическая ИКТ
зависит от той предметной области, в которой работает педагог и которая включает в себя знание информационных источников по своему предмету и умение качественно их использовать
Должностная инструкция воспитателя:
Воспитатель должен знать основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием
Применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания
Браузер
Программа для поиска и просмотра на экране компьютера информации из компьютерной сети.
В глобальной сети браузеры используют для запроса, обработки, манипулирования и отображения содержания веб-сайтов. Многие современные браузеры также могут использоваться для обмена файлами с серверами, а также для непосредственного просмотра содержания файлов многих графических форматов,аудио-видео форматов,текстовых форматов и других файлов.
Браузеры: Internet Explorer, Google Chrome, Opera и другие
Мультимедийное оборудование:
это оборудование, которое применяется для создания разного рода аудиовизуальных инсталляций, высокоэффективное техническое средство обучения:
мультимедийные проекторы,
экраны для проекторов,
плазменные панели и телевизоры,
акустические системы,
инсталляционная техника,
крепления для проекторов и ЖК-телевизоров,
усилители-распределители,
видео- и аудиопроцессоры,
интерфейсы передачи сигналов и мн. др.
Использование:
презентации,
игры,
трансляция интернет-ресурсов
Применение ИКТ в работе воспитателя:
поиск и подбор дополнительной информации для подготовки к занятиям с использованием интернет-ресурсов ;
использование презентаций, мультимедийных пособий и др. на занятиях с детьми, в т. ч. авторских;
создание базы данных воспитанников и их родителей своей группы;
разработка занятия для детей по разным направлениям с использованием информационных технологий;
использование готовых цифровых образовательных ресурсов в педагогическом процессе;
использование сети Интернет для самообразования;
ведение собственного сайта