Наталья Синицына
Роль устного народного творчества в развитии речи дошкольников
Роль устного народного творчества в развитии речи дошкольников.
Огромное значение на развитие речи влияют произведения устного народного творчества. Это целая система поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Устное народное творчество - величайшее достояние национальной культуры каждого народа. Ему отведено почётное место среди произведений, предназначенных для воспитания детей. Высокое художественное совершенство и доступность восприятию ребёнка дошкольного возраста сделали фольклор важным средством воспитания и обучения.
Публикация «Роль устного народного творчества в развитии речи дошкольников» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Устное народное творчество
- Темочки
Устное народное творчество - величайшее достояние национальной культуры каждого народа. Ему отведено почётное место среди произведений, предназначенных для воспитания детей. Высокое художественное совершенство и доступность восприятию ребёнка дошкольного возраста сделали фольклор важным средством воспитания и обучения.
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью устанавливается эмоциональный контакт и эмоциональное общение между взрослым и ребёнком. Вслушиваясь в образность и певучесть русского языка, дети, начиная с раннего возраста учатся грамотному русскому языку, приучаются к красоте и самобытности русских слов.
Устное народное творчество важное средство формирования личности ребенка, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Оно влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств детей. Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений, способствуя воспитанию детей на народной мудрости, где дети учатся правилам поведения, нормам взаимоотношений и т. д. [
Произведения устного народного творчества в воспитательно-образовательной работе с детьми должны использоваться в интегрированной форме, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Работа строится на следующих основных принципах:
• во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;
• во-вторых, на интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);
• в-третьих, на активном включении детей;
• в-четвертых, на максимальном использовании развивающего потенциала произведения устного народного творчества в создании речевой среды.
Используя в своей речи пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они на ряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом. Используя их в своей работе,можно многократно обогатить речь детей.
Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста. Так, при формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, возможно использовать. Очень большое значение имеют потешки для воспитания у детей дружелюбия, доброжелательности. Перед дошколятами нужно ставить задачу не только запомнить потешку, эмоуианально прочитать её, но и самим обыграть.
С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий.
Актуальной задачей речевого развития в дошкольном возрасте является и выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата.
Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению Ушинского К. Д., пословицы и поговорки помогают «выломать язык ребенка на русский лад».
Сказка имеет большое познавательное значение – она знакомит детей с окружающим миром. Народная сказка отражает быт народа, его обычаи, традиции, язык, через сказку дети приобщаются к истории своего народа, знакомится с богатством его культуры. Сказка способствует развитию мышления, так как заставляет ребенка задумываться, размышлять.
Народные сказки способствуют развитию речи детей. Как отмечала Е. А. Флерина, литературное произведение и в частности сказка дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Сказку нужно детям играть, а не читать. Рассказывание сказки позволяет чувственно общаться с детьми, видеть их ответную реакцию,жестами, мимикой, интонацией поддерживать и развивать интерес к сообщаемому сюжету. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически усваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.
Н. С. Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка.
Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
Таким образом, устное народное творчество – это своеобразная кладовая народа, в ней хранятся и образы творчества взрослых, и то, что создано выдумкой детей. К жанрам устного народного творчества относятся : сказки, пословицы, поговорки, скороговорки, песенки, потешки, пестушки, прибаутки, загадки, считалки, заклички, чистоговорки, дразнилки, и народные игры.
Благодаря устному народному творчеству обогащается эмоциональная сфера, развивается яркая мимика и жесты, дети выражают свои эмоции,
По словам А. П. Усовой "словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности". Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью устного народного творчества можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
С помощью устного народного творчества взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение для ребёнка, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Сказки, потешки, прибаутки, загадки - первые художественные произведения, которые слышит ребёнок. Знакомство с ними обогащает его чувства, речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии
Произведения устного народного творчества в воспитательно-образовательной работе с детьми должны использоваться в интегрированной форме, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Работа строится на следующих основных принципах:
• во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;
• во-вторых, на интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);
• в-третьих, на активном включении детей;
• в-четвертых, на максимальном использовании развивающего потенциала произведения устного народного творчества в создании речевой среды.
Используя в своей речи пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они на ряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.
Устное народное творчество также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста. Так, при формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, возможно использовать.
С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий.
Актуальной задачей речевого развития в дошкольном возрасте является и выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата.
Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению Ушинского К. Д., пословицы и поговорки помогают «выломать язык ребенка на русский лад».
Сказка имеет большое познавательное значение – она знакомит детей с окружающим миром. Народная сказка отражает быт народа, его обычаи, традиции, язык, через сказку дети приобщаются к истории своего народа, знакомится с богатством его культуры. Сказка способствует развитию мышления, так как заставляет ребенка задумываться, размышлять.
Народные сказки способствуют развитию речи детей. Как отмечала Е. А. Флерина, литературное произведение и в частности сказка дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически усваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.
Н. С. Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка.
Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
Таким образом, устное народное творчество – это своеобразная кладовая народа, в ней хранятся и образы творчества взрослых, и то, что создано выдумкой детей. К жанрам устного народного творчества относятся : сказки, пословицы, поговорки, скороговорки, песенки, потешки, пестушки, прибаутки, загадки, считалки, заклички, чистоговорки, дразнилки, и народные игры.
Благодаря устному народному творчеству обогащается эмоциональная сфера, развивается яркая мимика и жесты, дети выражают свои эмоции,
По словам А. П. Усовой "словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности". Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью устного народного творчества можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.