Папки-передвижки

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой

Ольга Ромадина
Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы

«Патриотическое воспитание дошкольников в процессе

ознакомления с художественной литературой»

1. Литература как средство патриотического воспитания дошкольников.

Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой» размещена в разделах

Потребности школы заставляют знакомить детей с грамотой и чтением как можно раньше. Книга – как символ знаний, радости, удовольствия – знакома детям с самого раннего возраста. Но именно в старшем дошкольном возрасте она становится неотъемлемой спутницей познавательного процесса. Непрерывно формируется и подкрепляется уважительное отношение к книге и на специальных занятиях по типу «Экскурсия в библиотеку», «Откуда книга пришла», «Наши любимые книги», и на бытовом уровне – детей приучают брать книгу чистыми руками, не рисовать на страницах. В старшем дошкольном возрасте дети уже привлекаются к ремонту растрепавшихся или порванных книг. В составе группы всегда находятся дети, у которых в семье не принято читать, телевизор и интернет заменил осязаемую и теплую книгу. Поэтому ребенку трудно понять и принять книгу как продукт совместного труда многих людей, от лесоруба до писателя, проникнуться к ней уважением и бережным отношением, особенно если в семье во главу угла ставятся потребительские принципы «Ничего страшного, купим новую».

Дети старшего дошкольного возраста всегда «голодны» до новой информации, они собирают образ окружающего мира по кусочкам. Недаром возраст 5-7 лет называют «возрастом почемучек». Дети спрашивают много, уточняя и расширяя свои знания для создания целостной картины своего собственного мира и своего места в этом мире. В этот период дети особенно внимательны к чтению вслух, что полезно не только для расширения кругозора, но и для развития образного мышления.

Читать детям надо ежедневно, желательно, чтобы это правило не нарушали и родители в выходные дни и тогда, когда ребенок по каким-то причинам не посещает детский сад.

Чтение вслух сопровождает многие занятия в детском саду. Чувствительность детей к художественному слову велика настолько, что дети после прочтения, особенно с выражением, чувством, готовы сразу же применять новые знания или заниматься творческой деятельностью.

Личность педагога очень важный фактор при воспитании детей в любом ключе. Но патриотическое и нравственное воспитание невозможны при участии человека равнодушного, подходящего к вопросу формально. Дети чувствуют фальшь, и, принимая ее как норму и образец, строят свое отношение в том же стиле. Что не только не воспитывает патриотизма как такового, но еще и вредит искреннему чувству. Ребенок начинает подозревать, что в некоторых случаях вместо работы души и разума – достаточно создать видимость внешними атрибутами.

Воспитатель должен заражать детей своей любовью к Родине, с искренним удивлением и восхищением рассказывать о богатстве страны и достойных людях, государственных праздниках. Организовывать кружковую работу в уголке народного быта. Работать с родителями для привлечения их к участию в общественных праздниках, например – в параде, посвященному Дню Победы. Рассказывание сказок требует также артистизма и увлеченности, умения петь и применять жесты. Использование различных форм литературы вне занятий в неформальной, полусемейной обстановке приучают детей к естественности художественного слова, его повседневности. Как и краткие искорки народной мудрости – пословицы и поговорки, загадки и прибаутки, так и более объемные – сказки, песни и былины – естественно вплетаются в детское сознание.

2. Жанры литературы, используемые для воспитания детей дошкольного возраста

Дети 5-6 лет уже обладают достаточным литературным багажом, отличают сказку от рассказа, безошибочно определяют поэтические произведения. Они понимают суть конкретного поступка литературного героя, хотя его скрытые мотивы не всегда улавливают. Специалисты называют этот возраст «библиотечным» - за способность детей проявлять интерес к книгам определенной тематики и определенного жанра, за упорство некоторых детей в поиске понравившейся книги.

Список художественных произведений для старшего дошкольного возраста довольно объемен и разнообразен. Вообще, используется литература самого разного объема, формы и стиля. Патриотическое воспитание, как более узкая часть воспитания личности, тем не менее, пользуется всем перечнем жанров, рекомендуемых старшему дошкольному возрасту.

Устное народное творчество – богатейший материал для патриотического воспитания. К старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы со многими видами устного народного творчества. Самые короткие – пословицы и поговорки они узнали еще в младшем возрасте, с загадками познакомились в среднем. Для знакомства с родной культурой важно не только, чтобы ребенок пассивно знал некий набор поговорок и прибауток, но чтобы они использовались им в подходящих случаях – в игре или обрядах. Малая форма народного фольклора все еще присутствует и в программе и в быту детей – песенки, потешки и заклички, но интерес детей уже к ним не так сильно выражен, как в предыдущих возрастных группах. Зато становятся популярны считалки, загадки, скороговорки, волшебные сказки.

Русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности. Пожалуй, самым ярким и любимым жанром для детей (да и для многих взрослых) остается народная сказка.

Былины - особый древний жанр устного народного творчества, с которым детей знакомят в старшем дошкольном возрасте. Содержание былин вплотную подходящих к патриотическому воспитанию. Для детей используются адаптированные варианты текстов. Героические сюжеты восхищают детей и будоражат их воображение яркой гиперболой, напевностью, легендарностью: «Велел Илья Соловью свистнуть вполсилы. А тот засвистал так, что люди замертво попадали. Тогда вывез Илья злодея в чисто поле и отсек ему голову…»

Обрядовые песни, прибаутки, докучные сказки и небылицы – входят в круг детского чтения (народные и авторские). К небывальщине и нелепицам дети испытывают особое тяготение. У дошкольников уже имеются четкие реалистичные представления об окружающем мире. В небылицах-перевертышах развиваются события, совершенно невероятные с точки зрения здравого смысла. Все действия – сплошная логическая ошибка. И детям нравится оперировать неосязаемыми сущностями, легко переставляя их в уме и ощущая себя значимыми и компетентными.

…Среди моря овин горит

По чисту полю корабль бежит…

Стихотворения, посвященные природе в разные времена года, описывающие красоту природы усложняются. Стихотворения для этого возраста берутся объемом 4-5 строф, со сложным образным языком и красочными эпитетами, такими как в стихотворениях «Зима недаром злится» Ф. Тютчева –

…Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя.

Или «Белая береза» С. Есенина –

…На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой…

Знакомство детей с поэтическим языком при знакомстве с природой приучает их подмечать прекрасное и выражать мысль не плоскими, шаблонными фразами, а искать точное определение, подчеркивающее их ощущения и впечатления от красоты природы. Дети охотно учат стихи; используют метафоры и эпитеты для передачи особенно ярких чувств. «Смотрите! Березка сама как невеста, а волосы у нее золотистые!», «Небо сегодня хмурое и сердитое, как море!» - говорят дети.

Рассказы о природе – изучаются с целью ознакомления детей с природой (что является также частью формирования патриотического отношения к родному краю) и восприятию ее не только как полезного ресурса, но как частью живого, чувствительного мира. Формирование любви к природе начинается с удивления, радости от узнавания, восхищения. Рассказы К. Г. Паустовского, В. В. Бианки, Н. И. Сладкова, М. М. Пришвина – яркие зарисовок из жизни натуральной природы и ее обитателей, живых, таких понятных. Персонажи естественны и их переживания, описанные авторами, близки детям. В рассказах описывается красота родной природы в ее постоянном изменении, взаимодействие всех живых существ с их повседневными заботами и хлопотами.

Стихи о Великой Отечественной Войне – являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания. Сила ритмического поэтического слова действует на сознание детей вдохновляющее.

Рассказы о Великой Отечественной Войне, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их бабушек и дедушек. Дети сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, В. Разумневича, А. Митяева, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей.

Рассказы о родном городе и столице России - отдельный вид специальной детской литературы для патриотического воспитания дошкольников. Немногие родители маленьких москвичей находят время сводить детей в кремль, музей, к памятникам и историческим местам. Но детям, для развития гордости за свой город, для знания его особенностей и достоинств, нужны знания. В этом случае педагогу помогают сборники рассказов вроде «Прогулка по Кремлю», «Моя Москва» и т. п. Как правило, такие книги ярко проиллюстрированы, содержат подходящий для детского восприятия материал, изложенный в виде увлекательных рассказов: «…Как будто чудное растение или нагромождение скал возвышается собор Василия Блаженного, построенный еще при царе Иване Грозном, «Как Кремль – сердце Москвы, так и колокольня «Иван Великий» - сердце Кремля. Когда-то она была самым высоким зданием в Москве».

3. Формы и приемы использования детской литературы в патриотическом воспитании дошкольников

Основной формой использования литературы в воспитании патриотизма у старших дошкольников является специально организованное занятие. В рамках ознакомления с окружающим, природой, литературой – дети слушают различные произведения, беседуют с педагогом, рассказывают свои впечатления, заучивают наизусть и пересказывают.

Но для яркого запоминания и усвоения одного лишь устного знакомства недостаточно. В этом возрасте сохраняется наглядно-образное мышление, поэтому, чтобы у детей сложилось представление о явлении (будь то понятие государственных символов, красоты родной природы, военной героики) – нужна опора на визуальные впечатления.

Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов, используются наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах, фотографии и открытки по теме. При чтении сказок и рассказов с новыми словами – например – «прялка», «решето», «ухват» - четкое понимание детям дает натуральный предмет, или хотя бы его изображение, потому что словесное описание – объяснение незнакомого предмета они воспринимают с трудом. Использование предметов быта и старины при чтении и рассказывании былин усиливает познавательный эффект и привлекает внимание детей как «сюрпризный момент».

Во второй половине ХХ в. в России было создано огромное количество мультипликационных фильмов по мотивам русских народных сказок. Дети, накануне прослушавшие чтение сказки, смотрят ее с удвоенным вниманием, и впечатление получают столь яркое, что оно проявляется потом долгое время в играх, изобразительной деятельности, жарких обсуждениях.

Кроме занятий, литературные произведения даются детям во многих других формах. Очень охотно дети воспринимают сюжеты, разыгранные с помощью настольного и перчаточного театра. По знакомым сказкам и рассказам нужно организовывать драматизации – спектакли, инсценировки по мотивам известных (или только что прочитанных) произведений. Переживая сюжет от первого лица, ребенок глубже постигает мотивы действия персонажа и впитывает способы поведения.

Также используется воспитательная сила художественной литературы в проектной деятельности детского сада. Воспитательно-образовательная работа педагога и учреждения в целом должна быть направлена на формирование у детей образа героя, защитника своего государства, воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину. Работу по данному направлению можно представить как интеграционную, для ее решения в дошкольных учреждениях довольно часто используется проектный метод деятельности. С целью разработки такого проекта, музыкальный руководитель и воспитатель ставят перед собой задачу проведения праздника, затем разрабатывают план, где предусматривается обогащение детей новыми знаниями и закрепление имеющихся знаний. Предпраздничная деятельность заканчивается проведением праздника, она направлена на основную цель, заключенную в самом празднике: формирование желания быть защитником земли, на которой ребенок родился и вырос, которую как зеницу ока берегли предки; понимание того, что все великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству и своим близким, к своему народу, из чувства ответственности перед ними. На семейных праздниках, с участием родителей ставится еще и цель укрепления семейных отношений, совместная деятельность с родителями доставляет детям много радости и подкрепляет уверенность в своей ценности. Во время праздников дети читают наизусть заранее выученные стихи. Как правило, на таких праздниках присутствуют дети из другой группы, родители, ветераны, гости, что вызывает у детей особенное отношение к своей декламации, это выступление на празднике, торжественное событие, где ребенок – один из главных участников.

Для иллюстрации рассказов на военную тематику кроме картин и фотографий, можно использовать различные наглядные пособия – макеты военных действий, играть в «парад возле кремля» в группе и на улице, организовывать строительные игры на улице из песка и снега.

4. Самостоятельное творчество как переосмысление детьми литературы, используемой в патриотическом воспитании дошкольников

Восприятие старшего дошкольного возраста таково, что всякое яркое впечатление вызывает у них немедленное стремление к творчеству. Дети не могут отложить игру или рисование на завтра, потому, что вдохновение пришло сейчас. Наша практика показала, что после прослушивания литературного произведения и правильно проведенной беседы, даже практически не рисующие дети пытаются изобразить персонажей сказки или особенно впечатлившие моменты сюжета.

Детское вдохновение – очень сильный творческий порыв; проводя занятие с запланированной творческой «концовкой», нужно подготовить заранее все материалы, которые могут понадобиться детям для творчества, чтобы не возникало паузы между вдохновением и организацией творческого момента. В оптимальном варианте, дети с тех мест, где они слушали сказку, рассказ, или беседовали, проходят за подготовленные к творчеству столы, рассаживаются и принимаются за рисование или лепку.

Кроме рисования и лепки, можно предложить детям напольный строительный материал, военную технику, игрушки по теме занятия. Строительно-конструкторская игра требует много места и материала, поэтому можно разделить детей на подгруппы и определить им разные виды занятий.

Воспитатель, поддерживая переживание сюжета, может предложить детям поиграть в сюжетно-ролевую игру, атрибуты для которой также нужно приготовить заранее и продумать сюжет игры. Если дети затрудняются, воспитатель в качестве второстепенного персонажа подталкивает сюжет.

Мальчики часто и охотно играют в ролевые игры военного типа. Задача воспитателя заключается в том, чтобы научить детей выполнять правила «по справедливости», «по честному», рассказать о правилах обращения с военнопленными и этике уставных отношений. Хороший пример для детей – в рассказе Л. Пантелеева «Честное слово», мальчик-часовой настолько серьезно относился к обязанностям часового, что согласен был уйти с поста только по разрешению настоящего военного командира.

Девочки редко присоединяются к военным играм мальчиков, и предпочитают сюжеты из более романтических произведений – русских народных сказок про Царевну, Василису, волшебницу и Бабу-Ягу. Сюжеты, как правило, крутятся вокруг похищения царевны каким-нибудь злым персонажем (Кощеем Бессмертным или Бабой-Ягой, либо вокруг поисков некоей волшебной вещи, а царевич, добрый молодец или богатырь ее спасает (помогает отыскать). Девочки подробно отыгрывают драматические переживания похищаемой царевны, попытки перехитрить злодея, обряд благодарности к спасителю. Мальчики охотно берут на себя роль героя-спасителя, и тут важно помогать детям не зацикливаться на однообразном повторении набора действий и реплик, а учить их вводить новых персонажей и новые варианты развития сюжета. Для этого можно на некоторое время присоединиться к игре второстепенным персонажем и «подсказать» в косвенной форме. Например, к Царевне «подлетает» воспитатель-«сова» и говорит: «Ух-ух, Царевна! Я Сова, прилетела к тебе и принесла волшебный клубочек (дает мячик! Куда он покатится – туда и ты ступай! Найдешь там выход из пещеры!».

При самостоятельной организации игр дети сами пользуются любимыми считалками, что тоже результат специального ознакомления их с родной культурой, т. к. дети на улице с ровесниками играют мало и процесс передачи детского фольклора затруднен. Знание большинства считалок, закличек, загадок и потешек – результат работы родителей и педагогов.

Отдельный вид самостоятельного детского творчества встречается у особенно одаренных, либо хорошо развитых детей – так называемое «сказкотворчество». Дети, прослушав сказку или рассказ, через какое-то время начинают ее пересказывать либо сверстникам, либо игрушкам-«детям», смешивая несколько сюжетов, заменяя персонажей. Поддерживая фантазирование, можно помочь ребенку создавать совершенно уникальные фантастические истории.

Результаты детского творчества – хороший индикатор качества получаемой или информации. Если их впечатления бедны, то и продуктивная деятельность от мотивов прочитанного произведения быстро скатывается на привычные сюжеты рисования и игр. По рисункам и поделкам детей можно судить о точности и объеме их знаний, о системе понятий и закономерностей, усвоенных ими на занятиях.

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем Патриотическое воспитание дошкольников является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Влияние художественной литературы на гражданско-патриотическое воспитание дошкольников Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен.

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. Толстой А. Н За последнее.

Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой»Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой» Традиционно литература используется в целях развития умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей.

Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой»Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой» Развитие связной речи является одной из основополагающих задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой» Природа - не беспредельный склад, запасы его истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей.

Ознакомление дошкольников с художественной литературой (фотоотчет)Ознакомление дошкольников с художественной литературой (фотоотчет) Наши воспитанники подготовительной группы, уже владеют всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, без труда.

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание дошкольников. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания,.

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе подготовки к праздникамПатриотическое воспитание дошкольников в процессе подготовки к праздникам .

Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миромВоспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром Острота современных экологических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой
Опубликовано: 8 февраля 2022 в 14:07
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Ромадина (УИ 161400) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД