Марина Туголукова
Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста"
В реалиях современности часто возникает вопрос, так ли необходимо какое-то особенное гендерное воспитание малышам-детсадовцам. Есть ли в этом насущная необходимость для детей? И вообще — что такое «гендер», что такое «воспитание с учётом гендерных ролей», как этот аспект должен реализовываться на практике? В последнее время педагоги и психологи говорят о воспитании как гармоничной картине, где учтены все аспекты развития личности, что подразумевает педагогическую работу с детьми, учитывающую не только их биологический пол, но и социальный — «гендер».
Публикация «Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
ГЕНДЕР – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).
Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.
Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
Сложность такой работы заключается в том, что педагоги испытывают недостаточность теоретических знаний об особенностях физиологических функций и психологических процессов мальчиков и девочек.
Важность гендерного подхода заключается в формировании концепции стабильности собственного пола ребёнка — «я девочка», «я мальчик».
Этапы полоролевого развития:
к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо мальчик, либо девочка. И обозначают себя соответствующим образом;
в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость (детям становится понятно. Что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки-женщинами, и эта принадлежность не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка).
Различия в психике и поведении детей
Девочки:
- играют в ограниченном пространстве;
- мышление детальное, конкретное;
- быстро утомляется правое полушарие (образное мышление, эмоциональное самочувствие);
- ориентированы на взаимоотношения между людьми; во время обращения смотрят в лицо, ждут одобрения;
- готовы в любую секунду отреагировать на эмоциональный фактор.
Мальчики:
- используют все пространство;
- мышление обобщенное, абстрактное;
- быстрее утомляется левое полушарие (речевое мышление., логические операции);
- ориентированы на операцию. Во время общения смотрят в сторону или перед собой;
- кратковременно, но ярко реагируют на эмоциональный характер.
Условия гендерного развития:
Реализация гендерного подхода в условиях ДОУ осуществляется поэтапно и по нескольким направлениям:
Работа с родителями:
1. Наглядная информация в «Уголке для родителей»;
2. Родительские собрания, конференции, консультации, беседы; совместные культурно-досуговые мероприятия;
3. Привлечение семей к участию в педагогическом процессе
Консультации для родителей:
«Полоролевая социализация в дошкольном возрасте»;
«Психологические отличия мальчиков и девочек»;
«Ответы на острые вопросы»;
«Как вести себя родителям, осуществляя половое воспитание ребёнка»;
«Игры мальчиков и девочек»;
«Почему нельзя быть сразу мальчиком и девочкой»;
«Физическое воспитание мальчиков и девочек»;
«С кем играют мальчики и девочки»
Варианты работы с родителями:
оформление папки-передвижки «Гендерное воспитание»;
«Ваши вопросы — наши ответы»;
устные рекомендации, обмен опытом;
выпуск фотогазеты;
оформление журнала для родителей.
Создание предметно – развивающей среды с учетом гендерного подхода:
1. Игровые центры для девочек: «Салон красоты», «Ателье мод», «Игровая будущей мамы», «Маленькая помощница», «Цветовод» и другое.
2. Игровые центры для мальчиков: «Автосервис», «Юный рыболов», «Лесничий», «Мы построим дом большой…», и т. д.
3. Игровые центры для совместных игр мальчиков и девочек: «Медицинский центр», «Супермаркет», «Центр ряженья»;
4. Оформление помещения групповой ячейки с учетом гендерного подхода.
Осуществление гендерного подхода:
- в режимных моментах;
- в проведении непосредственно-образовательной деятельности;
В младшей группе занятия длятся не дольше 20–25 минут с перерывом, можно сделать два перерыва на подвижную активную деятельность, малыши быстро утомляются.
- в совместной деятельности.
Если в младшей группе можно учить определять мальчиков и девочек по картинкам, куклам и игрушкам, то в старшей уже стоит привлекать известных сказочных героев, давать более сложные загадки, использовать комплексное музыкальное оформление и т. д.
Стоит стимулировать речевую активность малышей различными способами: чтением (или прослушиванием аудио) стихов, сказок и небольших рассказов, повествующих о том, что мальчики и девочки — не совсем одно и то же (например, стихотворения Э. Успенского «Если был бы я девчонкой», «Стихи для девчонок и мальчишек», песен: «Из чего только сделаны мальчики» С. Маршака, «Девчонки, мальчишки» И. Дика и др.).
На занятиях по изобразительной деятельности важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Но при организации занятий рисованием, лепкой и аппликацией важно помнить о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает на 1,5 года от кисти руки девочки.
В процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера (бег, лазание, борьба, Если дать мальчикам мяч, они чаще начинают с ним пытаться играть в футбол, но, как правило, это проявляется в сильных ударах по мячуА у девочек – наоборот, они любят игры с мячом, скакалкой, лентой. Девочки практически так не поступают. Если им в руки попал мяч, чаще всего они начинают повторять упражнения из «школы мяча».
Рекомендации воспитателю по учёту гендерных особенностей:
Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, хвалите их за успехи и достижения.
Обучая мальчиков, опирайтесь на их высокую поисковую активность, сообразительность
Обучая девочек, не только разбирайте с ними принцип выполнения задания, но и учите действовать самостоятельно, а не по разработанным схемам.
Мальчики из-за усталости перестают слушать, заниматься (истощение левого «логического» полушария). Ругать их за это бесполезно и безнравственно
Девочки из-за усталости могут капризничать (истощение правого «эмоционального» полушария).
Понимание детьми дошкольного возраста собственной гендерной идентичности не происходит само по себе. Осознание «я мальчик» и «я девочка» формируется у детей благодаря полученному в семье и детском саду воспитанию. А использование гендерного подхода в ДОУ существенно повышает эффективность воспитательной работы, как для девочек, так и для мальчиков.