Ершова Людмила Анатольевна
Проблемы адаптации детей в доме ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на педсовет тема:
«Проблемы адаптации детей в доме ребенка»
Адаптация детей раннего возраста может быть лёгкой, средней тяжести и тяжёлой. В Доме ребёнка дети, как правило, постоянно находятся в микросоциальной среде детского учреждения, которая является для них основой формирования социального поведения. В этих условиях дети раньше, чем в семье, привыкают к общению со сверстниками, к контактам с многими взрослыми из обслуживающего персонала. Термин «адаптация» означает приспособление. Для успешной адаптации ребёнка раннего возраста в условиях дома ребёнка необходимо прежде всего создать у него положительную установку, положительные впечатления. В доме ребёнка вопрос адаптации стоит остро, так как дети попадают не только в незнакомую обстановку, но и не имеют контактов с матерью, а также у воспитанников отмечается наличие неврологической патологии различной степени тяжести. Более выраженная степень адаптационных нарушений характерна для детей, поступающих в группу из семьи в возрасте конца первого-начала второго года жизни. Это возраст, когда наиболее сильной и яркой является материнская привязанность у ребёнка, и разрыв этой связи влечёт за собой серьёзные нарушения в физической и психической сфере малыша. В этот период важны любые проявления психического, эмоционального или соматического неблагополучия. Поэтому наблюдение за малышом ведется самым тщательным образом. В течение адаптационного периода заполняется адаптационный лист в карте развития ребёнка, где отмечается эмоциональное состояние ребёнка, аппетит, сон, взаимоотношения с взрослым, вид наиболее предпочитаемой деятельности, изменения соматического состояния. На основе данных наблюдений будет сделан вывод о степени тяжести адаптации и сроках её окончания, а также составлен первичный план педагогического сопровождения ребёнка.
Публикация «Проблемы адаптации детей в доме ребенка» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Темочки
Дети, воспитывающиеся в домах ребёнка, имеют меньшие возможности для тренировки адаптационных механизмов, а, следовательно, и более низкий уровень социальной адаптированности. Постоянное пребывание в стереотипных условиях группы, ограниченные контакты с внешним миром приводят к жестко закреплённым шаблонам поведения в статичных условиях. В доме ребёнка существует несколько критических ситуаций, которые имеют огромное значение для социальной адаптации : поступление ребёнка из больницы, поступление ребёнка из семьи, переход из изолятора в группу, переход из группы в группу, сопровождающийся сменой персонала, усыновление, перевод в другое социальное учреждение.
Серьёзность решения этой проблемы связана, прежде всего, с поиском рациональных методов и приёмов воспитания, позволяющих не только компенсировать отсутствие родителей, но и использовать положительные стороны жизни малыша в кругу сверстников, где происходит ранняя социализация.
Первое условие: организация среды, так как дети в течение длительного времени живут в условиях одного и того же группового помещения. В игровой комнате должно быть достаточно игрушек, которые соответствуют возрасту и потребностям детей. Развитие двигательной активности предполагает наличие свободного места, необходимого для формирования основных видов движения. Необходимо создать у ребенка ряд положительных ассоциаций с тем местом, где он будет находиться. Для этого в группе создаются различные детские панно; игровые зоны, куда выставляются яркие, красивые игрушки, чтобы ребенку хотелось остаться, потрогать и рассмотреть их; подвески, которые помогают зрительно "снизить" потолок и почувствовать ребенку себя более комфортно и спокойно. Продумывается место для возможности уединения ребенка, используется фонотека со спокойной музыкой и веселыми детскими песнями, картотеки художественного слова на все режимные моменты для того, чтобы создать бодрое, радостное настроение у детей в течение всего дня.
В период адаптации огромное значение для социально-коммуникативного развития имеет правильно организованный режим дня. Постоянство и единство требований к ребёнку и методов проведения режимных процессов должно стать непременным условием деятельности всех взрослых, работающих в группе. При проведении режимных процессов следует придерживаться определё нного правила: проводить их постепенно. К проведению режимных процессов следует активно привлекать самих детей, поощрять их попытки самостоятельности. Все свои действия следует сопровождать беседой или комментариями. Речь должна быть очень выразительна и максимально адресована ребёнку. Режим дня оказывает положительное влияние на процесс усвоения ребё нком социальных норм: он учит подчиняться общим правилам, выполнять просьбы и поручения взрослого.
Не только организация режима дня и комфортные бытовые условия важны для ребенка в период адаптации. Значимым компонентом является также создание оптимальной развивающей среды. Так как только в сочетании физического и психического комфорта будут наиболее успешно и результативно формироваться социально-коммуникативные навыки. Необходимо создание в группе коррекционно-развивающей (адаптирующей и адаптирующейся) среды в единстве ее санитарно-гигиенических, психогигиенических и дидактических компонентов, а также использование развивающего потенциала разнообразных видов детской деятельности - игровой, предметно-практической, двигательной. Основной упор педагога должен быть направлен на ведущий вид деятельности ребенка раннего дошкольного возраста - на игровую деятельность, а также на основную потребность малыша – двигательную активность. В условиях игрового и реального общения со сверстниками ребёнок вынужден применять на практике социальные нормы поведения, использовать их в различных ситуациях.
Важное условие всего адаптационного периода, это заинтересованность, поэтому все игры должны проводиться эмоционально, живо и непринуждённо. В играх желательно прибегать к сравнениям, так как для детей характерно образное восприятие окружающего мира (прыгаем, как зайчики, бегаем тихо, как мышки).
Следует учитывать и особенности обращения к детям в раннем детстве. Ребёнок раннего возраста обращение ко всем детям не относит к себе лично, поэтому обращаясь ко всем, необходимо далее выделять персонально каждого. При организации игр в любом возрасте необходимо придерживаться двух основных принципов: посильность требований и постепенность усложнений. Чем меньше ребёнок, тем больше требуется наглядный показ, совместное действие, чем старше, тем больше следует побуждать действовать по слову взрослого. И, конечно, выполнять традиционное правило: то, что ребёнок может сделать сам, не следует делать за него. Малышам могут предлагаться специальные игры, которые помогают справиться с напряженной, стрессовой ситуацией в период привыкания: разнообразные игры с песком и водой, сухой бассейн. Затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, поэтому используются такие игры, как нанизывание шариков на шнур, резиновые игрушки-пищалки, крупные детали конструктора.
Работая с детьми данной возрастной группы, необходимо индивидуализировать подход к каждому ребенку с учетом особенностей и потребностей развития, тем самым реализуя в деятельности принцип дифференцированного подхода. При соблюдении всех перечисленных условий процесс адаптации проходит достаточно ровно у большинства воспитанников, попадающих в группу дом ребенка. Малыши быстрее идут на контакт со взрослым, привыкают к режимным процессам, показывают положительную динамику в развитии познавательной функции и формировании навыков общения и социализации.