Лучший педагог года

Проблемы адаптации детей в доме ребенка

Ершова Людмила Анатольевна
Проблемы адаптации детей в доме ребенка

Доклад на педсовет тема:

«Проблемы адаптации детей в доме ребенка»

Адаптация детей раннего возраста может быть лёгкой, средней тяжести и тяжёлой. В Доме ребёнка дети, как правило, постоянно находятся в микросоциальной среде детского учреждения, которая является для них основой формирования социального поведения. В этих условиях дети раньше, чем в семье, привыкают к общению со сверстниками, к контактам с многими взрослыми из обслуживающего персонала. Термин «адаптация» означает приспособление. Для успешной адаптации ребёнка раннего возраста в условиях дома ребёнка необходимо прежде всего создать у него положительную установку, положительные впечатления. В доме ребёнка вопрос адаптации стоит остро, так как дети попадают не только в незнакомую обстановку, но и не имеют контактов с матерью, а также у воспитанников отмечается наличие неврологической патологии различной степени тяжести. Более выраженная степень адаптационных нарушений характерна для детей, поступающих в группу из семьи в возрасте конца первого-начала второго года жизни. Это возраст, когда наиболее сильной и яркой является материнская привязанность у ребёнка, и разрыв этой связи влечёт за собой серьёзные нарушения в физической и психической сфере малыша. В этот период важны любые проявления психического, эмоционального или соматического неблагополучия. Поэтому наблюдение за малышом ведется самым тщательным образом. В течение адаптационного периода заполняется адаптационный лист в карте развития ребёнка, где отмечается эмоциональное состояние ребёнка, аппетит, сон, взаимоотношения с взрослым, вид наиболее предпочитаемой деятельности, изменения соматического состояния. На основе данных наблюдений будет сделан вывод о степени тяжести адаптации и сроках её окончания, а также составлен первичный план педагогического сопровождения ребёнка.

Публикация «Проблемы адаптации детей в доме ребенка» размещена в разделах

Дети, воспитывающиеся в домах ребёнка, имеют меньшие возможности для тренировки адаптационных механизмов, а, следовательно, и более низкий уровень социальной адаптированности. Постоянное пребывание в стереотипных условиях группы, ограниченные контакты с внешним миром приводят к жестко закреплённым шаблонам поведения в статичных условиях. В доме ребёнка существует несколько критических ситуаций, которые имеют огромное значение для социальной адаптации : поступление ребёнка из больницы, поступление ребёнка из семьи, переход из изолятора в группу, переход из группы в группу, сопровождающийся сменой персонала, усыновление, перевод в другое социальное учреждение.

Серьёзность решения этой проблемы связана, прежде всего, с поиском рациональных методов и приёмов воспитания, позволяющих не только компенсировать отсутствие родителей, но и использовать положительные стороны жизни малыша в кругу сверстников, где происходит ранняя социализация.

Первое условие: организация среды, так как дети в течение длительного времени живут в условиях одного и того же группового помещения. В игровой комнате должно быть достаточно игрушек, которые соответствуют возрасту и потребностям детей. Развитие двигательной активности предполагает наличие свободного места, необходимого для формирования основных видов движения. Необходимо создать у ребенка ряд положительных ассоциаций с тем местом, где он будет находиться. Для этого в группе создаются различные детские панно; игровые зоны, куда выставляются яркие, красивые игрушки, чтобы ребенку хотелось остаться, потрогать и рассмотреть их; подвески, которые помогают зрительно "снизить" потолок и почувствовать ребенку себя более комфортно и спокойно. Продумывается место для возможности уединения ребенка, используется фонотека со спокойной музыкой и веселыми детскими песнями, картотеки художественного слова на все режимные моменты для того, чтобы создать бодрое, радостное настроение у детей в течение всего дня.

В период адаптации огромное значение для социально-коммуникативного развития имеет правильно организованный режим дня. Постоянство и единство требований к ребёнку и методов проведения режимных процессов должно стать непременным условием деятельности всех взрослых, работающих в группе. При проведении режимных процессов следует придерживаться определё нного правила: проводить их постепенно. К проведению режимных процессов следует активно привлекать самих детей, поощрять их попытки самостоятельности. Все свои действия следует сопровождать беседой или комментариями. Речь должна быть очень выразительна и максимально адресована ребёнку. Режим дня оказывает положительное влияние на процесс усвоения ребё нком социальных норм: он учит подчиняться общим правилам, выполнять просьбы и поручения взрослого.

Не только организация режима дня и комфортные бытовые условия важны для ребенка в период адаптации. Значимым компонентом является также создание оптимальной развивающей среды. Так как только в сочетании физического и психического комфорта будут наиболее успешно и результативно формироваться социально-коммуникативные навыки. Необходимо создание в группе коррекционно-развивающей (адаптирующей и адаптирующейся) среды в единстве ее санитарно-гигиенических, психогигиенических и дидактических компонентов, а также использование развивающего потенциала разнообразных видов детской деятельности - игровой, предметно-практической, двигательной. Основной упор педагога должен быть направлен на ведущий вид деятельности ребенка раннего дошкольного возраста - на игровую деятельность, а также на основную потребность малыша – двигательную активность. В условиях игрового и реального общения со сверстниками ребёнок вынужден применять на практике социальные нормы поведения, использовать их в различных ситуациях.

Важное условие всего адаптационного периода, это заинтересованность, поэтому все игры должны проводиться эмоционально, живо и непринуждённо. В играх желательно прибегать к сравнениям, так как для детей характерно образное восприятие окружающего мира (прыгаем, как зайчики, бегаем тихо, как мышки).

Следует учитывать и особенности обращения к детям в раннем детстве. Ребёнок раннего возраста обращение ко всем детям не относит к себе лично, поэтому обращаясь ко всем, необходимо далее выделять персонально каждого. При организации игр в любом возрасте необходимо придерживаться двух основных принципов: посильность требований и постепенность усложнений. Чем меньше ребёнок, тем больше требуется наглядный показ, совместное действие, чем старше, тем больше следует побуждать действовать по слову взрослого. И, конечно, выполнять традиционное правило: то, что ребёнок может сделать сам, не следует делать за него. Малышам могут предлагаться специальные игры, которые помогают справиться с напряженной, стрессовой ситуацией в период привыкания: разнообразные игры с песком и водой, сухой бассейн. Затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, поэтому используются такие игры, как нанизывание шариков на шнур, резиновые игрушки-пищалки, крупные детали конструктора.

Работая с детьми данной возрастной группы, необходимо индивидуализировать подход к каждому ребенку с учетом особенностей и потребностей развития, тем самым реализуя в деятельности принцип дифференцированного подхода. При соблюдении всех перечисленных условий процесс адаптации проходит достаточно ровно у большинства воспитанников, попадающих в группу дом ребенка. Малыши быстрее идут на контакт со взрослым, привыкают к режимным процессам, показывают положительную динамику в развитии познавательной функции и формировании навыков общения и социализации.

Публикации по теме:

Алгоритм прохождения адаптации ребенка в разновозрастной группеАлгоритм прохождения адаптации ребенка в разновозрастной группе Первая неделя. Ребенок находится в детском саду вместе с мамой 3-4 часа (с 8.30 до 12.30). Цель: Заложить основы доверительного отношения.

«Сказка о детской кроватке» для адаптации ребенка к детскому саду Жила-была детская кроватка. Она жила в детском саду, который называется «Антошка» в группе под названием «Мишки-торопыжки» и стояла она.

Фотоотчет о новогодних каникулах в Доме ребенкаФотоотчет о новогодних каникулах в Доме ребенка Фотоотчет о новогодних каникулах в доме ребенка. Баранова Лариса Георгиевна Из дома ребенка никто не забирает детей на выходные и праздники.

Фотоотчет «Пожарные учения в Доме ребенка»Фотоотчет «Пожарные учения в Доме ребенка» Фотоотчет о пожарных учениях в доме ребенка. В свете последних трагических событий хочу предложить фотоотчет о том, как в нашем учреждении.

Игры с детьми в период адаптации ребенка к детскому садуИгры с детьми в период адаптации ребенка к детскому саду Изменения, которые обрушиваются на ребенка с поступлением в детский сад, создают для него стрессовую ситуацию. А лучшее лекарство от стресса.

Консультация для педагогов «Значение игры в период адаптации ребенка к детскому саду»Консультация для педагогов «Значение игры в период адаптации ребенка к детскому саду» С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, играл, работал, делил свои радости и горести с другими детьми.

Консультация для родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации ребенка в детском саду» Всем знакома утренняя сцена, расставания малыша с мамой или папой. Большая часть детей очень тяжело адаптируется в новых условиях. Ребенок.

Мини-музей «Игры — забавы», как условие плавной адаптации ребенка в дошкольном учреждении. Одним из важных факторов организации адаптационного периода детей является создание предметно-развивающей среды в группе. Предметно-развивающая.

Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду»Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду» Одной из целевых установок ФГОС ДО является создание условий для позитивной социализации ребенка. В процессе адаптации ребенок берет на.

Проблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблемы адаптации детей в доме ребенка
Опубликовано: 23 марта 2023 в 13:39
+29Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблемы адаптации детей в доме ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Ершова Людмила Анатольевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД