Наталья Чернышева
Опыт работы по теме «Особенности формирования коммуникативных функций речи у детей с ОНР»
▼ Скачать
У детей с общим недоразвитием речи отмечается стойкое отставание всех компонентов речевой системы, что отрицательно отражается на его коммуникативных умениях и навыках. Многие исследователи отмечают у детей с ОНР низкий уровень общения и как следствие застенчивость, робость, замкнутость, что влияет на их речевую и личностную неловкость и приводят к ограничению личностного общения, препятствует речевой и познавательной деятельности детей. Речевое общение таких детей между собой и с окружающими взрослыми крайне ограничено. Они затрудняются вербально организовать своё поведение в окружении сверстников, мало используют связные высказывания в процессе деятельности. Дети проявляют боязнь общения, как с взрослыми, так и со сверстниками. Если дети и идут на контакт, то эти контакты носят ситуативный непродолжительный характер, очень часты конфликты. Наблюдаются негативные реакции на просьбы взрослых: капризность, немотивированные требования, упрямство, игнорирование просьбы, робость, скованность и т. д.
Публикация «Опыт работы по теме „Особенности формирования коммуникативных функций речи у детей с ОНР“» размещена в разделах
Результаты диагностики на начало учебного года показывают, что 90% детей с общим недоразвитием речи имеют низкий уровень коммуникативного общения, 10%-средний, высокий уровень коммуникативного общения, как правило, отсутствует.
Поэтому так необходима работа по воспитанию у таких детей навыков коммуникативной компетенции, их речевого и когнитивного развития. В связи с этим, в нашем образовательном учреждении была разработана система педагогического воздействия, направленная на активизацию речевой деятельности, одним из направлений которой явилась коррекционно-педагогическая работа с детьми, стимулирующая развитие активности, повышение статусного положения ребёнка в коллективе, формирование адекватной самооценки, способности применять полученные навыки в разных видах деятельности.
Коррекционная работа была направлена на развитие как вербальных так и невербальных средств общения. Коммуникативные умения и навыки формировались на основе подражания, этюдов, различных видов игр (подвижных, дидактических, игр-драматизаций) и введения игровых персонажей, логопедической ритмики, фоноритмики, действия под музыку, решения проблемных ситуаций, комментированного рисования; психотерапевтических приёмов, различного дидактического материала и др.
Данные приёмы входили в качестве составной части фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий, совмещались с занятиями по физической культуре, изобразительной деятельности, музыкальному развитию, использовались в воспитательной работе. Предложенные виды способы работы сочетаются с традиционными методами коррекции речи. Для индивидуальных и групповых занятий были использованы авторские методики и приёмы работы с детьми, предлагаемые в психокоррекционной и педагогической литературе.
В процессе коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими недостаточную речевую активность, наши усилия были направлены на устранение стереотипов эмоционального реагирования и стереотипов поведения; реконструкцию полноценных контактов ребёнка со сверстниками; гармонизацию образа «я». Решение этих задач возможно через
-активизацию личностного поведения детей;
-повышения социометрического статуса;
-формирование адекватной самооценки.
Все содержание работы мы разделили на три важнейших компонента: -активизация эмоционально-двигательной деятельности детей;
-активизация компонентов речевой деятельности;
-активизация речи детей в других видах деятельности.
1. Активизация эмоционально-двигательной деятельности детей.
Основными способами работы по этому компоненту являются игровые упражнения и этюды на восприятие, переживание и выражение эмоциональных состояний в мимике и пантомике, развитие поведенческой активности, формирование активности и самостоятельности, эмоциональной поддержки участников группы, преодоление замкнутости, социальной изолированности через формирование чувства принадлежности к группе, формирование адекватной самооценки.
В процессе применения этих методов работы необходимо уделять внимание развитию невербальных проявлений активности детей, поскольку довербальная коммуникация - основа для развития вербальной.
Эту задачу успешно решаем применением авторских способов психогимнастики М. И. Чистяковой, элементы которой используются для развития поведенческой активности, положительных эмоций, черт характера, лидерских устремлений. Упражнения по психогимнастики проводится на всех занятиях, в качестве «разминки» включения детей в работу. Детям предлагаются традиционные упражнения подвижности мимических мышц: нахмурить и поднять брови и т. д. Дети учатся отражать эмоциональные состояния: интерес, удивление, страх, радость и т. д. С этой целью использовались несложные этюды «Собака сердится», «Зеркало» и т. д. Используя пантомимику, учим детей распознавать и понимать состояние другого человека. Эти упражнения способствуют раскрепощению детей, повышению их уверенности в себе.
Большое количество игр отводится развитию двигательной активности детей. Эти игры помогают побудить активность у пассивного ребёнка, учат подчиняться определённым правилам, формируют стремление к лидерству, развивают ловкость и быстроту реакции: «Кто быстрее», «Жмурки», «Ловишки», «Лисонька, ты где?» и т. д. Многие подвижные игры носят характер соревнования и подкрепляются поощрением в виде фишек, флажков, очков и т. п. Это служило стимулом для активизации поведения, повышения социометрического статуса среди сверстников. Робкие, заторможенные дети назначаются ведущими, а для гиперактивных подбираются спокойные роли. Часть подвижных игр была направлена на развитие сплочённости группы, организации совместных действий. Эти игры развивают чувство общности и способствуют установлению в группе атмосферы доверия и безопасности, формированию внимательного и бережного отношения детей друг другу : «Реченька». «Веретено», «Морозко» и т. д.
2. Активизация компонентов речевой деятельности.
Учитывая, что активизация речевой деятельности невозможна без активизации её основных компонентов, большое место отводится лингвистическим играм. Применение словесных игр направлено на:
- обогащение словарного запаса,
-формирования грамматической правильности речи,
-интонационной выразительности,
-использования уже имеющиеся средства в речевой деятельности.
Ценность таких игр заключается в том, что дети не только получают и анализируют языковую информацию, но и оперируют ею, что, несомненно, стимулирует их собственную речевую активность. Используя игры «Кто быстрее?», «Скажи, наоборот», «На что похоже?», «Закончи предложение», «Кто скажет больше?» мы активизируем словарь, развиваем грамматический строй речи и фонематическое восприятие. Для активизации речевой деятельности, а также для развития связной речи, группового общения, умения фантазировать применяются такие игры, как «Сказка по кругу», «Новая история», «Шкатулка сказок», и т. д.
Таким образом, взаимосвязь речевых занятий с самостоятельной деятельностью детей содействует осознанию осваиваемых речевых навыков в жизненной практике.
3. Активизация речи в различных видах деятельности.
Работа по активизации речи в игре и общении предполагает введение сложных игр-драматизаций, инсценировок, творческих сюжетно-ролевых игр, игр-импровизаций с правилами, направленных на дальнейшее осознание и понимание своего «социального Я», на развитие умение правильно определять отношение к себе, действовать в соответствии с предложенной или выбранной ролью. У детей закрепляется умение проявлять творчество и инициативу. Цель таких игр - устранение препятствий в межличностных отношениях, повышение социального статуса ребенка. В процессе коррекционного воздействия применяются игры - драматизации, разыгрываются отдельные эпизоды и сказки полностью («Курочка ряба», «Репка», «Колобок», и т. д.). В ходе игр дети учатся владеть речью как средством воздействия на партнёра по общению, обращают внимание на значение сказанных слов, интонации, темпа речи, модуляции голоса.
У детей с ОНР наблюдается недостаточная речевая активность в обучении, поэтому возникает необходимость создания специальных речевых ситуаций, вызывающих потребность в речевом общении при выполнении различных видов деятельности. На занятиях по изобразительной деятельности мы применяем комментированное рисование, где дети озвучивают изображаемое, задают вопросы. Использование проблемных ситуаций формирует коммуникативную направленность речи. Например, «забывали» положить краски, карандаши некоторым детям и им приходилось просить недостающее, т. е. проявлять речевую инициативу. Эти ситуации способствуют развитию речевого этикета.
На занятиях по продуктивным видам деятельности предлагаем, кроме индивидуальной работы, коллективное изготовление поделок, рисунков, что ставит детей в ситуацию необходимости согласовывать свои действия с действиями других, учит доброжелательному и ответственному поведению по отношению к партнёру по деятельности.
При работе над формированием адекватной самооценки используются такие игры: «Рисуем себя», «Моё настроение», «Мои секреты», «Моя семья», «Рисуем музыку» и т. п.
Таким образом, организация различных совместных видов деятельности стимулирует активную речь. Применение целенаправленных приёмов по активизации речевой деятельности детей обеспечивает интенсивное речевое общение, повышает взаимовосприятие детей друг другом, самооценку, стимулирует проявление собственной активности каждым ребёнком с речевым недоразвитием.