Татьяна Грачева
Влияние игр на развитие детей дошкольного возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Исследования отечественных психологов: Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева, Л. С. Выготского и других показывают значимую роль игровой активности в деятельности дошкольника. Игра оказывает значительное влияние на развитие ребёнка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники ещё не умеют по-настоящему общаться со сверстниками и, по выражению Д. Б. Эльконина, младшие дошкольники «играют рядом, а не вместе».
Публикация «Влияние игр на развитие детей дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июнь 2020
Ребенок в игре развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Так в игре формируется такое качество личности ребенка, как саморегуляция действий с учетом задач коллективной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. В коллективной игре происходит взаимодействие различных замыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели.
В младших группах дети играют чаще всего рядом. Поэтому воспитателю нужно учить детей не мешать друг другу, формировать доброжелательные взаимоотношения и на этой основе постепенно приучать их играть небольшими группами, согласовывать свои действия и радоваться совместным результатам.
Воспитателю необходимо проявлять интерес к игре, эмоционально выражать свое отношение к детям и к совершаемым действиям. Стараться не настаивать, чтобы дети сразу же проявляли самостоятельность и активность.
Организация игровой деятельности оказывает большое значение в дошкольном возрасте. Руководство игровой деятельностью требует большого мастерства и педагогического такта. Эффективным способом руководства является участие самого воспитателя в игре, Также немаловажным является оформление предметно развивающей среды в группе и подбор игрушек. Руководство игрой детей должно быть направлено на обогащение игровых действий, развитие сюжета и постепенное подведение детей к выполнению в игре определенной роли.
Когда ребенок играет ту или иную роль в игре, он не просто фиктивно переносится в чужую личность. Ребенок, принимая на себя роль и входя в нее, расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. На этом отношении личности ребенка к его роли основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и личности ребенка в целом.
Личность и её роль в жизни теснейшим образом взаимосвязаны. В игре через роли, которые ребенок на себя принимает, формируется и развивается его личность, он сам.
В дошкольном возрасте игра теснейшим образом связана с развитием личности. В ранние годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании её свойств и обогащении её внутреннего содержания, морально-волевых качеств.
Игра является особенно спонтанным качеством ребенка, и вместе с тем вся она строится на взаимоотношениях ребенка со взрослыми.
Общаясь со взрослыми ребенок черпает и мотивы своих игр. При этом особенно сначала, существенная роль в развитии игр принадлежит подражанию действиям взрослых, окружающих ребенка.
В игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей. Игра как никакая другая деятельность позволяет детям уже на самых ранних стадиях развития создавать самодеятельным путем те или иные формы общения. В игре как в ведущем виде деятельности активно формируется или перестраиваются психические процессы, начиная от самых простых и кончая самыми сложными.
В дошкольном возрасте игровая деятельность развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретенных знаний и привитых умений, от сформированных интересов ребенка. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности детей, которые влияют на его развитие.
В игре формируются все стороны психики ребенка. Игра оказывает постоянное влияние на умственное развитие ребенка. Действуя с предметами-заместителями, ребенок наделяет его новым названием и действует с ним в соответствии с названием, а не по прямому назначению. Предмет-заместитель является опорой для мыслительной деятельности. Действия с заместителями служат основой для познания реальных предметов.
Также в игре продолжают развиваться продуктивные виды деятельности, появляются элементы учебной и трудовой деятельности.
Таким образом, игра имеет большое значение в развитии ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Ролевая игра – это самостоятельная деятельность детей, которая моделирует жизнь взрослых. Это - деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Игра важна и для приобретения ребенком социальных навыков общения, взаимодействия со сверстниками в процессе игровой деятельности происходит проникновение ребенка в мир взрослых людей. Наиболее актуальным для дошкольников являются сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры.