Юлия Шокина
Роль развивающей предметно-пространственной среды в образовании дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад
«Роль развивающей предметно-пространственной среды
в образовании дошкольника»
Особое внимание в дошкольном образовании уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.
Публикация «Роль развивающей предметно-пространственной среды в образовании дошкольника» размещена в разделах
Эти задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, восприятия художественной литературы и фольклора, самообслуживания, элементарного бытового труда, конструирования, изобразительной деятельности, музыкальной и двигательной активности. Организация этих видов детской деятельности направлено должна обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей, что позволит в конечном итоге повысить качество образования. Повышение качества образовательной деятельности в ДОУ возможно при условиях организации развивающей предметно - пространственной среды. Одной из задач образовательной работы ДОУ является усовершенствование развивающей предметно-пространственной образовательной среды, обеспечивающей реализацию образовательной программы направленной на охрану и укрепление здоровья дошкольников в соответствии с особенностями развития каждого возрастного этапа.
Образовательная программа ДОУ «Аленький цветочек» построена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы «От рождения до школы» и программы дошкольного образования ориентированной на ребёнка «Югорский трамплин» под редакцией Е. В. Юдиной.
Организация развивающей среды, согласно программы «Югорский трамплин», подразумевает разделение пространства группы на Центры активности. В группе, важнейшую роль играет тщательно продуманная и безопасно организованная среда развития, которая позволяет педагогам осуществлять на практике цели и задачи программы и применять личностно-ориентированные технологии обучения.
Развивающая среда в группе помогает реализации основополагающего принципа программы: ребенок учится лучше и научится большему в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром – через игру и открытия.
Групповое пространство планируется так, что дети могут делать самостоятельный выбор (где, с кем и чем ребенок будет заниматься) и принимать решения. Среда не ограничивает детскую инициативу, а предоставляет возможности для проявления и - что важно – для развития и реализации разнообразных идей.
Приобретая опыт, достигая своей цели, ребенок постепенно обретает уверенность в себе, убеждаясь в собственных возможностях, делая личностные, а поэтому радостные для него открытия.
Помещение нашей группы разделено на центры активности (небольшие субпространства). Ежедневно каждый ребёнок имеет возможность выбрать для себя вид деятельности, проявить свои способности, определить для себя с кем и как он будет выполнять работу, подобрать и использовать необходимые материалы и оборудование для своей деятельности, проявляя нестандартный и творческий подход.
В каждом центре находится достаточное количество различных материалов для исследования и игры. Материалы заменяются по мере того, как дети приобретают новые навыки, знания, как появляются новые интересы.
Подбирая материал для каждого центра, мы стараемся, чтобы он отражал реальный мир, способствовал дальнейшему развитию ребёнка, соответствовал его интересам и уровню развития, был доступным и привлекательным. А также побуждал к самостоятельным исследованиям и познавательной активности.
Оснащение центров активности происходило при непосредственном участии родителей. Одной из активных форм совместной деятельности взрослых и детей выступают проекты. В ходе работы над проектами центры активности пополняются и обновляются новыми материалами.
В прошлом учебном году в нашей группе реализованы следующие проекты:
1. Мой любимый город».
2. «Новый год у ворот».
3. «Весна красна».
4. «Огород на подоконнике».
5. «70 -летию Победы посвящается…»
Совместная проектная деятельность помогает детям научиться работать в команде, благотворно влияет на творческое развитие каждого ребёнка.
Очень важно, что детям нравится совместно с воспитателем и родителями пополнять центры, изготавливая своими руками дидактические игры, раздаточный материал.
Количество и организация центров активности (деятельности) варьируется в зависимости от интересов и потребностей детей.
В нашей группе систематически работают семь центров активности:
• центр строительства;
• центр искусства;
• литературный центр;
• центр грамотности и письма;
• центр сюжетно-ролевых (драматических) игр;
• центр математики и манипулятивных игр;
• центр науки и естествознания;
• центр экспериментирования.
Один из любимых центров детей – центр сюжетно-ролевых игр. Им очень нравится самим распределять роли, соответствующие какой-либо профессии или социальному статусу. Кроме того, дети учатся решать конфликтные ситуации: когда сразу двоим хочется выполнять одну роль или играть одной игрушкой они начинают понимать, что со сверстниками необходимо договариваться, и тогда играть интереснее и приятнее, уступая друг другу и не ссорясь между собой. Что способствует успешной социализации дошкольников.
Постоянно действует центр экспериментирования, где воспитанники всегда находят интересное занятие для себя: переливать воду, сыпать песок, пробовать на вкус, смешивать краски, и т. д. Деятельность в этом центре развивает в детях умение анализировать, добывать знания, применять их на практике.
В центре строительства всегда весело кипит работа, здесь дети могут творить и фантазировать, строить причудливые дома и города. Разного вида конструктор помогает детям, усложнять, воспроизводить вновь или менять все, что они делают, как им этого хочется.
Центры активности в группе могут быть различными. На протяжении учебного года центры активности варьировались, трансформировались в соответствии с тематическим планированием, в ходе проектной деятельности и в зависимости от потребностей и интересов детей. Работа в центрах развивает у воспитанников речь, социальные навыки, элементарные математические представления, учит наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы. В центрах активности происходит непосредственное обучение детей в ходе самостоятельной практической деятельности.
Такая организация группового пространства подразумевает постоянное обновление центров, их оснащения и предназначения, только тогда они будут интересны и востребованы детьми, только тогда среда будет являться одним из средств обучения дошкольника.
Анализируя свой опыт работы, я сделала вывод, что обогащение предметных условий деятельности ребенка ведет к обогащению его сознания и психологического содержания деятельности. Когда дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное, происходит развитие личности.
Английский писатель Оскар Уайльд сказал, что «Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми…» А у нас все дети хорошие! И создавая благоприятную среду развития для наших детей, мы хотим видеть их еще и такими: овладевшими основными культурными способами деятельности, обладающих установкой положительного отношения к миру, развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных, выносливых и физически развитых, а главное счастливыми!