Юлия Анатольевна Белозерова
Роль плавания в физическом воспитании детей дошкольного возраста
Раннее плавание - прекрасный стимул для активного развития малыша, оно влияет практически на все органы и системы детского организма. Это универсальное средство закаливания, физического развития, воспитания. Известно, что теплоемкость воды почти в 28 раз превышает
Публикация «Роль плавания в физическом воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Плавание, бассейн в детском саду
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
теплоемкость воздуха; человеческое тело теряет в воде в 30 раз больше тепла, чем в воздухе. Именно по этой причине водные процедуры являются очень сильным закаливающим средством. Плавание повышает сопротивляемость организма острым респираторным заболеваниям. Замечено, что если у плавающих младенцев действительно развиваются ОРЗ, то у них более легкое течение, минимальная продолжительность и реже возникают осложнения.
Правильное физическое воспитание ребенка немыслимо без закаливания его организма. Самые эффективные средства закаливания - воздух, солнце, вода. Самым эффективным считается закалка водой. Его легко отличить - по силе и продолжительности за счет различных способов использования воды необходимой температуры - при растирании, обливании, купании. Особенно эффективны купание и плавание, так как они сочетают в себе воздействие на детский организм воды, воздуха, солнечного света и сопровождаются движением.
Чтобы добиться благотворного эффекта закаливания и укрепления организма, необходимо соблюдать несколько правил:
• Занятия нужно проводить регулярно, иначе достигнутый закаливающий эффект снизится.
• Не допускайте большого перепада температур, в результате которого велика вероятность простудных заболеваний.
• Необходимо увеличивать урок во времени в зависимости от приобретенных навыков.
Роль, место и значение плавания в физическом воспитании дошкольников.
К средствам физического воспитания относятся гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. На физическое развитие человека также влияют разнообразные движения, входящие в различные виды деятельности (например, работа и т. д., Безусловные рефлексы, массаж.
Полноценное решение задач физического воспитания достигается только при комплексном использовании всех средств, так как каждое из них по-разному воздействует на организм.
Гигиенические факторы (режим упражнений, отдых, сон и питание, гигиена помещения, детской площадки, одежды, обуви, тренажеров и др.) Повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм. Если упражнения проводить в чистой светлой комнате, то у детей возникают положительные эмоции, повышается работоспособность, облегчается усвоение этих упражнений и развитие физических качеств.
Гигиенические факторы также имеют самостоятельное значение: они способствуют нормальному функционированию всех органов и систем. Например, качественное и регулярное питание обеспечивает своевременную доставку необходимых питательных веществ ко всем органам, способствует нормальному росту и развитию ребенка, а также положительно влияет на работу пищеварительной системы и предотвращает его заболевания. Нормальный сон обеспечивает отдых и улучшает работу нервной системы. Правильное освещение предотвращает возникновение заболеваний глаз (близорукость и др.) И создает максимально благоприятные условия для ориентирования детей в пространстве. Чистота помещений, оборудования для физкультуры, инвентаря, игрушек, атрибутов, а также одежды, обуви, тела детей служит профилактикой заболеваний. Соблюдение распорядка дня учит детей организованности и дисциплинированности.
Природные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливают эффективность воздействия физических упражнений на детский организм. Во время физических упражнений на воздухе, при солнечном излучении у детей развиваются положительные эмоции, усваивается больше кислорода, повышается обмен веществ, увеличивается функциональность всех органов и систем. Солнце, воздух и вода укрепляют тело, повышают его приспособляемость к высоким и низким температурам. В результате работает терморегулирующий аппарат, и человеческий организм приобретает
способность своевременно реагировать на резкие и быстрые изменения метеорологических факторов. В то же время сочетание природных сил природы с физическими упражнениями усиливает закаливающий эффект. Природные силы природы также используются как самостоятельное средство. Вода используется для очищения кожи от загрязнений, расширения и сужения ее кровеносных сосудов, а также для механического воздействия на организм человека. Воздух лесов, садов, парков, содержащий специальные вещества (фитонциды, способствует уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом. Солнечные лучи способствуют отложению витамина С под кожей, защищают человека от болезней. Важно применить все природные силы природы, сочетая их наиболее подходящим образом.
Физические упражнения - это специфическое средство физического воспитания, используемое для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому физические упражнения широко используются в разные периоды жизни человека.
Движения, входящие в различные виды деятельности, положительно влияют на организм ребенка при соблюдении правильной осанки, а также дозировки физических нагрузок.
Из всех циклических видов спорта плавание отличается от других тем, что им можно заниматься практически с рождения. И в то же время многие дети старшего возраста, подростки, юноши и даже взрослые в нашей стране либо вообще не умеют плавать, либо неправильно двигаются в воде, не испытывая достаточного стресса, а значит, плавают без особой пользы для здоровья.
Плавание, как и другие циклические упражнения, благотворно влияет на сердечно-сосудистую систему, способствуя увеличению ее мощности, эффективности и жизненно важных функций. При систематическом плавании улучшается терморегуляция, увеличивается интенсивность кровотока, укрепляются сердечные мышцы. Также улучшается газообмен, что очень важно для полноценного развития растущего организма. (Но все это, конечно, только при достаточно правильной технике плавания и
правильном дыхании.) Умеренные плавательные нагрузки благотворно влияют на нервную систему, снимая усталость, улучшая сон и повышая работоспособность.
Плавание можно эффективно использовать для профилактики и даже лечения нарушений осанки и сутулости, которые довольно часто встречаются у современных детей и подростков. Так. при плавании брассом выпрямляется позвоночник. А подростки, которые плавают вольным стилем, как правило, имеют высокие темпы роста.
Заключение
По мнению специалистов со всего мира, период от рождения ребенка до поступления его в школу - это возраст наиболее быстрого физического и умственного развития человека, начального формирования качеств, необходимых на протяжении всей его последующей жизни. Отличительной особенностью этого периода является то, что именно в дошкольном возрасте обеспечивается общее развитие, которое служит основой для приобретения каких-либо специальных знаний и навыков в развитии различных видов деятельности в будущем. В дошкольном возрасте ребенок приобретает основы личной культуры, ее основу соответствуют духовным ценностям.
Пластичность и высокая лабильность организма дошкольников определяют их высокую чувствительность к воздействию факторов внешней среды. Среди факторов, негативно влияющих на состояние здоровья, указаны: ухудшение экологических условий, снижение уровня жизни, стрессы, гиподинамия и другие.
Методика обучения плаванию детей дошкольного возраста должна основываться на основных дидактических требованиях педагогики и носить воспитательно-развивающий характер. Общие дидактические принципы - добросовестность, системность, ясность, доступность, сила и частные методические положения теории физического воспитания - принцип увеличения нагрузки, повторения выполняются при проведении занятий в соответствии с возрастными особенностями детей.
При работе с дошкольниками требуется индивидуальный подход. Хрупкость, неразвитость детского организма требует внимательного учета способностей, задатков, а главное - возможностей каждого ребенка. Только при строгом учете пола, возраста, степени физического развития и состояния здоровья, предрасположенности к простудным заболеваниям, водных привычек и перепадов температурных условий, индивидуальной реакции на физическую нагрузку можно найти наиболее правильные методы работы при обучении детей плаванию.
Актуальными направлениями, существенно повышающими эффективность сохранения и формирования здоровья, в процессе физического воспитания детей раннего возраста - являются :
- модернизация проективных установок образовательного процесса в соответствии с онтогенетическими и гендерно-возрастными моделями развития детей;
- внедрение в практику технологий педагогического контроля физической подготовленности с учетом гендерных и возрастных индивидуальных особенностей физического развития;
- исключение нефизиологических средств из содержания физического воспитания;
- организация круглогодичной физической активности; корректировка организационных аспектов учебного процесса;
-медико-биологическое обеспечение физического воспитания, адекватное проективным параметрам;
- повышение уровня медико-биологической профессиональной компетентности учителей физической культуры.
Во многолетних исследованиях экспериментально обоснована актуальность следующих организационно-методических условий реализации принципов: лабильность проективных установок;
- использование комплексной технологии оценки эффективности занятий физической культурой;
-приоритетное развитие выносливости, силы постуральных мышц и координационных способностей;
-соответствие физических нагрузок актуальному индивидуальному состоянию ребенка;
- постоянная коррекция учебного процесса;
-усиление здоровьесберегающих технологий и здоровьесберегающих детерминант :
- интеграция спортивно-педагогических и медико-биологических знаний;
- повышение уровня профессиональной компетентности учителей и педагогов;
- определение степени травматической опасности физических упражнений;
- преемственность основных составляющих образовательного процесса;
-обеспечение преемственности программ физического воспитания;
- приоритет личности ребенка;
- учет индивидуальных особенностей;
- использование средств контроля физической подготовленности, взаимосвязанных с показателями физического развития;
- решение социально-психологических проблем физического воспитания;
- гуманизация образовательного процесса.
Разработанная и экспериментально обоснованная теоретико-методологическая концепция сохранения здоровья в процессе физического воспитания дошкольников - основана на фундаментальных общепедагогических и биомедицинских принципах, определяющих естественное и индивидуально приемлемое физическое развитие ребенка и учитывающих современные тенденции гуманизации. Усиление формирования потенциальных психофизиологических возможностей ребенка в процессе обучения и воспитания создают как объективные, так и личностные предпосылки для многолетнего физического совершенствования обучающихся. Забота о физическом развитии ребенка почти так же важна для его гармоничного развития, как рациональный режим, регулярное и
полноценное питание, полноценный сон и частое пребывание на свежем воздухе.
Эффективность функционирования педагогической системы формирования здорового образа жизни у дошкольников, обеспечивается, во-первых, за счет целенаправленного внимания педагогов не к ознакомительно-учебно-воспитательной, а к учебно-воспитательно-развивающим задачам, направленным на понимание смысл и качество выполняемых детьми заданий, а не на заучивание наизусть и повторение учебного материала; во-вторых, за счет активного использования метода биоконтроля в процессе решения образовательных, воспитательных и развивающих задач.
Полноценное решение задач физического воспитания достигается только при комплексном использовании всех средств, так как каждое из них по-разному воздействует на организм.
Движения, входящие в различные виды деятельности, положительно влияют на организм ребенка при соблюдении правильной осанки, а также дозировки физических нагрузок.
Таким образом, обучение плаванию не только предотвращает болезни, но и лечит. В отличие от других систем, плавание развивает симметрию, координацию и выносливость тела. Он стимулирует внутренние органы и определяет их гармоничное функционирование.