Наталья Мухорина
Куклотерапия — способ лечения страхов у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад «Куклотерапия – лечение страхов у детей».
Люди издавна наделяли кукол мистическими свойствами. Их часто использовали в магических целях для изгнания болезней, создания оберегов, скрытого влияния на человека. На Руси тряпичную куклу дарили новорожденному для защиты от нечистой силы, невесте, покидающей дом, Куклу клали в постель роженице для облегчения родов. И, конечно же, кукла во все времена была любимой детской игрушкой.
Публикация «Куклотерапия — способ лечения страхов у детей» размещена в разделах
В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. Так, куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка - заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, иногда она сохраняется и у подростков, и не только у девочек, но и у мальчиков. Кукла для человека в детстве не обязательно «дочка» или «сынок», она - партнер в общении во всех его проявлениях. Роль куклы заключается в диалоге, в котором происходит «замена» реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения (с игрушкой легче разговаривать); сегодня куклами лечат заикание, нарабатывают моторику кисти, «рукой учат голову». Куклы могут многое - и учить, и лечить, но только если попадают в добрые руки. Появилось целое самостоятельное направление - куклотерапия. Истоки этого направления можно найти в психодраме Морено. В 1940 году Якоб Леви Морено основал в США Институт социометрии и психодрамы. Он решил воспроизводить в условиях клиники те самые ситуации, которые наиболее травмировали его пациентов, и для этого создал специальный лечебный театр, который назвал психодрамой. Сейчас её практикуют во многих странах : в Германии, Англии, Нидерландах, во Франции. У нас в стране ни психодрамой, ни, тем более куклотерапией, до недавнего времени не занимался никто, так как это считалось буржуазным направлением в науке. Наконец, в 1990 году две замечательные женщины Ирина Яковлевна Медведева и Татьяна Львовна Шишова разработали метод лечения детей невротиков, который назвали драматической психоэлевацией.
КУКЛОТЕРАПИЯ – метод психологической помощи детям, подросткам и их семьям, заключающийся в коррекции их поведения посредством кукольного театра, разработанный детскими психологами И. Я. Медведевой и Т. Л. Шишовой. В 1990 году Ирина Яковлевна Медведева и Татьяна Львовна Шишова разработали метод лечения детей-невротиков, который назвали драматической психоэлевацией. Методика драматической психоэлевации – это комплексное воздействие на детей-невротиков с помощью разнообразных театральных приемов: этюдов, игр, специально заданных ситуаций. Данный метод призван помочь в устранении болезненных переживаний у детей, укреплять их психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. В соответствии с данным методом с любимым для ребенка персонажем разыгрывается в лицах история, связанная с травмирующей его ситуацией. .
Методика драматической психоэлевации - это комплексное воздействие на детей - невротиков с помощью разнообразных театральных приё мов: этюдов, игр, специально заданных ситуаций
Цель куклотерапии – помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшитьсоциальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.
Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные задачи, например: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок-родитель, различные отклонения в развитии речи,
эмоциональная неуравновешенность, неадекватная самооценка, тревожность, страхи,проблемы в общении.
Выделяют следующие функции куклотерапии :
-коммуникативная - формирование эмоционального контакта детей в коллективе;
-релаксационная – снятие эмоционального перенапряжения;
-воспитательная – психокоррекция проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
развивающая – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т. д., моторики;
обучающая – обогащение информацией об окружающем мире.
Один из главных принципов - не лечение отдельного симптома или набора симптомов, а попытка проникнуть глубже, заглянуть в душу ребёнка, понять, чем же вызваны эти симптомы, где «поломка», что данному конкретному ребёнку мешает жить? Эту «поломку» авторы назвали патологической доминантой.
Методика позволяет работать с детьми самого разного возраста: от четырёх до четырнадцати.
Работа с куклами начинается уже на этапе диагностики. Перед ребёнком раскладывают куклы : Медведь, зайчик, волк, мальчик, мужчина, женщина, девочка, малыш, баба-яга, клоун, непонятная фигура с глазами.
Ребёнку предлагается выбрать понравившуюся куклу, взять её и зайти с ней за ширму. Уже сам выбор игрушки может о многом рассказать. Если ребёнок выбирает зайчика, можно заподозрить у него страхи, особенно если он про них не говорит. Если выбирает волка- можно предположить проявление агрессивности, непонятную фигуру с глазами часто выбирают расторможенные психопаты. Когда выбор сделан, с куклой на ширме разворачивается диалог. Можно порекомендовать приблизительный перечень вопросов:
Ты кто? Где ты живёшь? С кем ты живёшь? Где твои родители? Большой ты или маленький? Чем любишь заниматься? Если выбрано животное: У вас в лесу есть кто-нибудь страшный? Чем ты питаешься? За тобой гоняются? Тебя кто-нибудь защищает? Есть ли у вас в лесу школа? А если можно было бы не ходить, ты ходил бы в школу? Есть ли у тебя друзья? Во что вы играете? Кто обычно выигрывает? А если проигрываешь- расстраиваешься? Что бы ты попросил у волшебника?
Лечение по этой методике состоит из двух этапов.
Первый этап условно называется «Лечебные этюды» и длится почти три недели, в течении которых проходят восемь занятий. Большое внимание уделяется работе дома, где дети вместе с родителями репетируют те сценки, которые им задают психологи. Хотя работа проводится в группе, дети уже со второго занятия получают индивидуальные задания, то есть идут по индивидуальной программе. Проигрывая куклами индивидуально подобранные и специально написанные театральные этюды, дети незаметно для себя работают над своими проблемами и недостатками, превращая их в достоинства: упрямство может быть преобразовано в упорство, выскочка научиться быть лидером, жадный –бережливым. К каждому занятию дети готовят два этюда. Первый этюд. На начальных занятиях ребёнок проигрывает знакомые ситуации (позаботится о заболевшей маме; как прошёл день в детском саду) – это помогает уточнить проблемы ребёнка. Позже задания становятся сложнее и интереснее: надо найти выход из затруднительного положения или помочь героям сказки, в которую попадает. На втором занятии используется перчаточная игрушка - Собака. Этюды про Хозяина и собаку – очень интересный и эффективный приём. Собака воплощает основной характерологический порок ребёнка («патологическую доминанту»). .Собаку в этюдах играет мама, показывая с её помощью поведение ребёнка, а Хозяин это идеальная, как бы уже элевированная личность ребёнка. Хозяин воспитывает свою собаку и помогая ей правильно себя вести, воспитывает сам себя.
Для примера приведем этюд для работы с такой проблемой, как ревность:
Хозяин с собакой и щенком пошел в «детский мир». Он сказал, что каждому купит игрушку, которую они выберут. Собака выбрала красивый корабль и представляла, как они с хозяином будут в него играть. И тут собака увидела, что щенок выбрал красивую маленькую машинку.
- Я хочу такую же, - сказала собака хозяину.
- ты же выбрала корабль, - сказал хозяин.
- А я хочу и корабль, и машину, - ответила собака.
- Ну мы же договорились, - сказал хозяин.
- А я хочу, хочу, - заныла собака.
- Хорошо, я куплю тебе машину, как у щенка, а корабль купим потом, - сказал хозяин.
- Нет, я хочу сейчас, - зарыдала собака, - ты меня не любишь.
Она стала кататься по полу, выть, потом сбила прилавок с машинками и закричала: «так пусть не достаются никому».
Хозяину стало стыдно за такое поведение собаки и в итоге они ушли из магазина вообще без игрушек. А дома у них состоялся разговор.
Какой разговор у них состоялся дома необходимо дописать ребенку совместно с родителями.
Все занятия проходят вместе с родителями, и родители не просто присутствуют, а самым активным образом включаются в происходящее. На этом же этапе происходит выделение патологической доминанты (главной поломки, которая мешает ребенку жить). И начинается не устранение, не искоренение порока или пороков, а повышение их уровня. Схематично это можно выразить так: порок - маленькая слабость - достоинство. Второй этап - это лечебный спектакль. Многим здоровым взрослым хочется побыть на сцене, а представляете, как этого жаждет больной ребёнок, остро нуждающийся в гиперкомпенсации! Репетиции длятся около месяца, иногда полтора. Куклы, декорации, костюмы и прочие атрибуты участники спектакля делают сами. Родители тоже принимают участие в спектакле, и конечно, их роли разрабатываются так же тщательно, как и детские. Игра с куклой – это мир реальности, в котором живет ребенок. Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи психолога, логопеда, дает возможность самого естественного и безболезненного вмешательства взрослого в психику ребенка с целью ее коррекции и психопрофилактики.