Марина Рындина
Консультация «Краеведческий музей школы, как партнер в культурно-образовательном кластере ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ШКОЛЫ КАК ПАРТНЕР В КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КЛАСТЕРЕ ДОУ.
Рындина Марина Митрофановна,
Белгородская область,
город Старый Оскол
Данная статья посвящена проблеме развития культурно-образовательного кластера в сфере дошкольных учреждений. Проведенное исследование позволяет утверждать, что формирование кластера способствует повышению качества по удовлетворению потребностей в образовательной услуге.
Публикация «Консультация „Краеведческий музей школы, как партнер в культурно-образовательном кластере ДОУ“» размещена в разделах
- В музей вместе с ребенком. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Экскурсии в краеведческий музей
- Темочки
Ключевые слова: кластер, культурно-образовательный кластер, открытое дошкольное учреждение, социальное партнерство, концепции, маршрут, проект, кругозор, выставка, информационно-образовательное пространство, результативность.
Дошкольное образование в настоящее время ставит перед собой задачи по воспитанию духовно-нравственной и социально-коммуникативной личности ребенка. Совершенствуются стандарты образования, меняются программы, появляются инновационные технологии работы с детьми. Для того чтобы решать поставленные задачи, детский сад должен стать открытой социально-педагогической системой. Понятие «открытое дошкольное учреждение» включает широкий спектр признаков. Оно открыто для межличностного и группового общения, как для детей, так и для взрослых. Такое учреждение выстраивает тесное взаимодействие с различными организациями, учреждениями. Социальное партнерство следует рассматривать как взаимовыгодное сотрудничество разных сфер современного общества. [2, с. 46-47] В свете современных концепций развития общества, партнерских и конкурентных межведомственных взаимодействий данные взаимоотношения получили название «Образовательный кластер», «Культурно-образовательный кластер». Таким образом, установление связей детского учреждения с социумом можно рассматривать как путь повышения качества дошкольного образования посредством культурно-образовательного кластера. [3, с. 143-144]
Представляем опыт работы культурно-образовательного кластера, созданного на базе нашей группы, который реализовывался по направлению - познавательное развитие. Партнеры в образовательном кластере - сотрудники краеведческого музея и учителя МАОУ «ОК «Лицей №3», педагоги группы, воспитанники и их родители. Маршрут взаимодействия внутри образовательного кластера задан периодом на один год. Партнера из вне, мы определили на родительском собрании нашей группы, и остановили свой выбор на краеведческом музее школы.
Данный музей находится рядом с детским садом и создает оптимальные условия для расширения кругозора дошкольников. В краеведческом музее школы лишь некоторые экспонаты находятся в витринах - все остальное - интерактивные модели, дающие простор для игры и творчества. Подчинение разнообразной деятельности, интересам дошкольников делает краеведческий музей школы уникальным образовательным пространством, где можно посвятить свое время множеству интересных развивающих мероприятий (экскурсий, занятий, образовательных проектов, праздников, акций и т. д.). [1, с. 415] Краеведческий музей школы ведет активную культурную, просветительскую и информационную деятельность среди учащихся учебного заведения и воспитанников дошкольного учреждения. Проводимые мероприятия направлены на патриотическое воспитание граждан России; укрепление связей разных поколений; культурно-историческое, семейное и гражданское воспитание молодежи. [1, с. 416] Музей особое внимание уделяет возрождению, развитию и сохранению традиционных народных ремесел и всех видов прикладного творчества как части культурного наследия людей, проживающих на территории Старооскольского района Белгородской области. Семьи воспитанников нашей группы принимали участие в пополнении экспонатов для музея. Детям было очень интересно узнавать об истории предметов, которые они видели впервые. После каждого взаимодействия с краеведческим музеем школы мы проводили обобщающие мероприятия: выставки рисунков, поделок, создание альбомов из фотографий, сделанных во время экскурсий и т. д. Резонанс получило мероприятие, которые мы провели нашей группой: посещение выставки «Старооскольская глиняная игрушка глазами детей». Перед посещением выставки мы организовали вечер «семейного кино» и посмотрели фильм об этой игрушке. А затем дети совместно с родителями дома изготовили свои варианты глиняных расписных игрушек. В группе была организована их выставка и каждый ребенок презентовал свою глиняную игрушку, изготовленную совместно с родителями. Воспитанники подготовительной к школе группы приняли участие в проекте «Путешествие огонька». Ребята в группе с интересом рассматривали презентации на компьютере о возникновении и истории огонька, а затем уже в живую познакомились с экспонатами в музее : лучиной, свечкой, керосиновой лампой и т. д. Они узнали весь путь усовершенствования источников света человеком. В группе после посещения краеведческого музея школы организовали выставку рисунков «Огонек из прошлого» и семейных рассказов «Что было бы, если бы люди не изобрели электрическую лампочку?» Запоминающимся мероприятием для детей подготовительной к школе группы стал «Праздник урожая», проведенный осенью в краеведческом музее школы. Дошкольники познакомились с предметами сельскохозяйственного быта людей, которые проживали в далеком прошлом на территории нашего района. Дети смогли увидеть своими глазами, чем раньше косили пшеницу и рожь, обмолачивали зерно; какие приспособления были у женщин для выпечки хлеба. С интересом ребята рассматривали деревенскую утварь, отгадывали загадки на данную тематику, играли в дидактические игры.
Четко спланированное и грамотно организованное функционирование культурно-образовательного кластера создает условия для расширения кругозора дошкольников, т. к. исчезает территориальная ограниченность ДОУ. Посещение музея школы формирует у детей навыки общения со взрослыми, развивает любознательность, воспитывает уважение к труду.
Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с социальными партерами позволяет выстраивать единое информационно-образовательное пространство, которое является залогом успешного развития и адаптации ребенка в современном мире и, следовательно, поднимает предоставления образовательной услуги ДОУ на более высокий уровень, что является итоговым продуктом образовательного кластера в целом.
Литература:
1. Морозова Н. А. Музейная педагогика. / Н. А. Морозова, О. В. Мельникова. - М. ; Издательство «ТЦ Сфера», 2006. – 416 с.
2. Осинцева И. М. Кластерное развитие образования. // Национальная образовательная стратегия. Формирование современной модели образования, ориентированной на достижение целей опережающего развития: материалы окружной научно – практической конференции. (Екатеринбург, 17 апреля 2009 г). – Екатеринбург, 2009. – с. 46-48.3.
3. Семыкина Е. Н. Кластерный подход как управленческий ресурс в образовании и воспитании. // Вестник ТГУ. - 2010. - выпуск 2 (82, - с. 141-144.