Людмила Карпук
Терренкуры как средство речевого развития в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
2 слайд.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, сформированы требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОО.
Согласно ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна :
обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности дошкольников, а также возможности для уединения;
быть содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
3 слайд.
Публикация «Терренкуры как средство речевого развития в ДОУ» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Терренкур в детском саду
- Темочки
Образовательные терренкуры – это специально организованные маршруты для детей по территории дошкольного образовательного учреждения с посещением зоны игр на асфальте, центров познавательно-исследовательской деятельности, экологических и оздоровительных троп.
Терренкуры – это уникальная методическая находка, имеющая огромный потенциал, дающая ребенку мощный импульс для речевой активности.
4 слайд
Цель :
оздоровление организма воспитанников, повышение уровня двигательной активности, познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых, расширение и активизация объема словарного запаса, развитие речевой активности детей.
5 слайд
Задачи:
развитие у детей выносливости;
воспитание любознательности;
развитие умения общаться, слушать собеседника и адекватно отвечать ему.
учить спрашивать, переспрашивать, сравнивать и приводить примеры.
6 слайд.
Требования к организации образовательных терренкуров с детьми
Прогулки по терренкуру должны проводиться регулярно, в нежаркое время суток в первую половину дня за счет времени, отведенного на утреннюю прогулку и физкультурное занятие на воздухе. Продолжительность пеших маршрутов для старших дошкольников составляет 1,5 часа, для младших – 1 час.
Непосредственно в пеших прогулках участвуют 2-3 взрослых (инструктор по физической культуре, воспитатель группы, помощник воспитателя, родители).
Обратный путь совершается в спокойном темпе ходьбы.
7 слайд
Использование педагогами маршрутов-терренкуров помогает решать задачи всех пяти образовательных областей: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития детей.
Содержание терренкура зависит от выбранной тематики, времени года и погоды. Во время проведения терренкура мы можем использовать разные виды деятельности:
8 слайд.
Наблюдение за птицами, насекомыми, погодными условиями, природными явлениями.
Экспериментирование, проведение опытов с песком, камнями, почвой, водой, снегом, воздухом.
Чтение художественной литературы, составление рассказов, звуковая культура речи.
Подвижные, малоподвижные, дидактические игры, игры на развитие внимания, игры-драматизации.
Физические упражнения или комплекс спортивных игр.
Упражнения на дыхание, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз.
Выполнение имитационных движений.
Задания на формирование элементарных математических представлений (закрепление знания порядкового счёта, цвета и геометрических фигур, умение ориентироваться в пространстве).
9 слайд.
Каждый образовательный терренкур становится :
итогом тематической недели;
проблемным мотиватором для разработки и реализации проекта, маршрутом для знакомства с предметами, явлениями, событиями и фактами;
10 слайд
реализация терренкура состоит из трех этапов.
1. Этап. Подготовка образовательного терренкура. 2. Этап. Практическая деятельность.
3. Этап. Подведение итога.
11 слайд. (баннер)
На первом этапе. Перед проведением прогулки-похода детям сообщается цель предстоящей деятельности, составляются маршруты терренкура, где дети принимают непосредственное участие.
С детьми проводится беседа о том, какие «станции» они хотели бы посетить, напоминаются правила поведения на этих станциях.
Подготовка атрибутов и снаряжения.
Второй этап это прохождение намеченного маршрута от точки до следующей точки;
Третий этап.
Подведение итогов: составление мини-отчёта о маршруте (рисунки, поделки, рассказы и др.)
Для достижения успеха в образовательном терренкуре необходимо :
- Вызвать интерес у детей,
- Предложить детям доступный материал
- Создать творческую обстановку;
- с вниманием и уважением относиться ко всем мыслям и гипотезам детей.
Маршрут терренкура разбивается на несколько «станций» или «домов». Каждая «станция» может иметь свое название.
12 слайд
мы с детьми любим бывать в разное время года на станции «Пернатые друзья», где во время беседы вспоминаем, закрепляем названия птиц, проживающих на территории Крыма, занесенных в «Красную книгу». Играть в дидактические и подвижные игры.
Таким образом, интеграция всех видов деятельности в природе позволяет решать задачи по формированию основных компонентов речи: лексической, грамматической, фонетической культуры, развитию связной речи.
13 слайд
Посещая следующую станцию «Птичья столовая», природа дает нам богатый дидактический материал для формирования звуковой культуры речи.
Это всевозможные игры и упражнения на развитие слухового внимания (звуки и музыка природы, интонационного выделения звука в слове (звукоподражание, что способствует развитию фонематического слуха.
14,15 слайд
На станции «Ароматная», формируем представления детей о том, что происходит с цветами в разное время года, закрепляем названия цветов, ощущаем их аромат, сравниваем по красоте, собираем семена, составляем рассказы об увиденном.
16 слайд
Ознакомление с природой невозможно без использования художественной литературы. Стихи поэтов насыщены языковыми образными срЕдствами (сравнения, метафоры, олицетворения, эпитеты, которые помогают нам постичь языковое богатство.
Художественное слово должно ложиться на слух ребенка ежедневно.
Поэтому попадая в зимний период на станцию «В гостях у ёлки», можем составить рассказ о ели, чем она отличается от лиственных деревьев, поиграть в народные, хороводные игры, использовать заклички, потешки, считалки это ценный дидактический материал для закрепления правильного звукопроизношения.
17 слайд
Переходя от станции к станции, может быть станция «Размышление», где дети могут присесть отдохнуть, обсудить увиденное или возникшую проблему, тем самым развиваем у детей диалогическую речь.
18,19 слайд
На следующем слайде станция «В гостях у сказки», где дети слушают любимые сказки, отгадывают загадки, а дети более старшего возраста, составляют рассказы по мнемотаблицам, рассказывают знакомые стихи, с удовольствием участвуют в театрализации и драматизации.
В своей практике, на территории нашего детского сада, мы используем такие станции как:
20,21 слайд «Эврика»,
22,23слайд «Школа пешехода»,
24слайд «Станция асфальтных игр»,
25,26слайд «Дело мастера боится»,
27слайд «В мире прекрасного»,
28,29слайд «Советы мудрой Совы».
30 слайд
В результате проведения образовательного терренкура воспитанники в игровой форме получают:
знания;
закрепляют определённые навыки и умения;
проявляют творчество и фантазию;
удовлетворяют двигательную активность;
взаимодействуют с окружающим миром;
развивается речь, звуковая культура речи, диалогическая;
воспитанники оздоравливаются.
31 слайд
Закончить нашу презентацию хочется словами советского учёного, психолога и лингвиста, Феликса Алексеевича Сохина (1928—1989)
«Связная речь обнаруживает все достижения ребёнка в овладении родным языком в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. По тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития».