Елена Савонина
Доклад «Русский земледельческий календарь как средство воспитательной работы по экологическому воспитанию в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
В последнее десятилетие в России экологические проблемы мало волнуют общественность. Молодежь практически полностью захвачена масс-культурой, господствует идеология общества потребления. Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, засорение среды обитания, все это вызывает необходимость определить одну из основных задач педагогики – воспитание у детей дошкольного возраста экологической культуры.
Публикация «Доклад „Русский земледельческий календарь как средство воспитательной работы по экологическому воспитанию в ДОУ“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Экологическая культура – часть общечеловеческой культуры, отдельная ее грань, отражающая взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах деятельности, фундамент которой составляют достоверные знания, практические умения, направленные на охрану природы.
Важной подсистемой экологической культуры является отношение к природе. Отношение всегда имеет эмоциональную окраску, оно субъективно и выражается в поступках, практических действиях, деятельности.
Значимой характеристикой отношения является его осознанность, которая формируется на основе знаний и сопряжена с переживаниями.
Я предлагаю использовать русский земледельческий календарь, как средство формирования экологических знаний, чтобы этот процесс был увлекательным, занимательным и познавательным для дошкольников. Таким образом материал для разных необычных форм экологического образования можно искать в глубинах традиционной народной культуры.
1. Целесообразность использования народного земледельческого календаря как средства экологического воспитания дошкольников
Издавна основным занятием славянских народов было земледелие. Вся славянская культура, праздники и ритуалы носят земледельческий характер. И такое сложное явление как славянский календарь построено на твердом знании законов природы, на сельскохозяйственном опыте, фольклоре, нормах общественной жизни. Земледельческий календарь – это дневник и энциклопедия крестьянского быта с его праздниками и буднями.
Жизненный уклад земледельца изначально определялся в первую очередь сменой времен года, поворотными сроками солнечного календаря. Принятие христианства повлекло за собой овладение церковным календарем и почитание святых, каждому из которых посвящался какой-либо день или несколько дней в году. Однако имена святых подчинились труду и быту крестьянина и, с другой стороны, они оказались нужны аграрному календарю. Они помогли превратить свод знаний земледельца в стройную и удобную систему времяисчисления. Земледельцу не составляло особого труда перетолковывать церковное учение в желательном для себя смысле. Святцы послужили канвой, в которую легко укладывался практический опыт крестьянина, и которая естественно вобрала в себя традиционные обряды и праздники. Народный календарь демонстрирует такое соединение языческого и христианского начал, которое правильнее было бы назвать слиянием, а не двоеверием. Народное православие не есть механическое соединение двух мировоззрений.
От христианства в народном календаре – приурочение святых к дням годового цикла, от язычества – распределение между ними (святыми) забот о погоде, здоровье людей, сельскохозяйственных и домашних работах. Крестьяне, как правило, мало считались с официальными биографиями (каноническими житиями) мучеников, героев, праведников. Создавая свои легенды, образы календарных святых, они ориентировались на время празднования дня данного святого, на его имя, которое интерпретировали в нужном для себя смысле.
Полная зависимость земледельца от природы заставляла его тщательнейшим образом изучать окружающий его мир, примечать мельчайшие подробности явлений природы, улавливать закономерности и связи одних явлений с другими. Это вылилось в целый свод правил, примет, тонких и верных наблюдений, которые соседствуют с самыми нелепыми (на наш взгляд) суевериями и фантазиями. Крестьяне в подавляющем большинстве даже в XIX столетии плохо понимали истинные причины смены времен года и многих явлений природы. Для них причинно-следственные связи были иными, чем это представляется нам сейчас. Крестьянин видел, что приход весны связан с прилетом птиц, поэтому, желая обеспечить своевременное начало весны, обращался к жаворонкам, ласточкам, куликам с просьбой поскорее вернуться в родные края, выпекал из теста фигурки птиц, подражал птичьему щебетанию и т. д. То, что позднее стало восприниматься как поэтическое сравнение, метафора, когда-то было реальной верой, отражало понимание природы: жаворонок, по мнению земледельца, действительно нес весну на своих крыльях.
Приметы – поведение птиц, зверей, насекомых, природные явления – служили для российского крестьянина своеобразным и бесспорным определителем программы его дел и забот в ближайшее и отдалённое время. Учитывая их, он строил свои планы, лелеял надежды.
Народный земледельческий календарь сохранял такой взгляд на природу, взгляд, по сути, языческий, когда все, что окружает человека, одухотворено, наделено жизненной силой, способно помогать или препятствовать, причинять зло или доставлять радость.
Насущный хлеб и другие средства к существованию доставались тяжким трудом и нуждались, по мнению крестьянина, в защите от злых сил и в активном провоцировании на воспроизведение и увеличение достатка. Для этого в течение веков выработалась целая система обрядовых действ, включая песни, пляски, звучание музыкальных инструментов, особые ритуальные тексты (заговоры, заклички, обращения, плачи и др.). Слово, соединенное с музыкой и движением, по мнению земледельца, обладало большой силой и приобретало власть над явлением. Поэтому огромную роль в обряде играли песня, музыкальные инструменты, ритмические пляски, притопывания.
Веселье никогда не понималось, как безделье. Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек наиболее остро ощущал себя личностью и членом коллектива, внутри праздника осуществлялся контакт и свободное общение. Земледельческий праздник давал ощущение полного слияния с природой и вместе с тем утверждал власть человека над ней.
Народный земледельческий календарь, на мой взгляд, даёт интересный материал для проведения экологических праздников для детей, для использования его в образовательной деятельности детей. В процессе подготовки и проведения ряда мероприятий можно привлечь большое количество детей, многие из которых впервые узнают о красивых народных обрядах, связанных с природными объектами и явлениями. Такие мероприятия позволяют разнообразить воспитательный процесс. Данная работа – попытка приспособить данный календарь для конкретной цели: воспитания любви и интереса к родной природе дошкольников.
Работая с использованием материалов народного календаря, решается ряд задач:
• привлекается внимание детей к познанию родной природы, традиций народа, его истории;
• даются знания о конкретных циклических явлениях в природе;
• развивается наблюдательность и внимание;
• прививаются элементы мировоззрения, отличного от стандартного, используя уважение и преклонение перед Природой;
• воспитывается гуманное отношение к природе;
• развитие коммуникабельности детей;
• прививается любовь к красоте родного языка.
Еще одна задача, которая решается при работе с народным календарем это развенчание суеверий, мифов и традиций, которые могут быть вредны для охраны природы. Укрепившиеся в народном сознании положительные и отрицательные по отношению к природе приметы, традиции и поверья значительно влияют на отношение людей к окружающей природной среде. Необходимо систематически объяснять невежественность таких поверий.
2. Внедрение в образовательный процесс народного земледельческого календаря с целью экологического воспитания дошкольников.
Идея использовать «месяцеслов» как средство экологического воспитания в работе с моими воспитанниками возникла у меня, когда я ознакомилась с сайтом http://12mesyatcev.ru/ в поисках интересного материала для образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе. В течение учебного годя, я использовала материалы данного земледельческого календаря и литературы по данной тематике:
• приметы, связанные с природой, с животными и растениями;
• пословицы;
• поговорки;
• заклички;
• песенки;
• легенды
• обряды праздников и рекомендации по их проведению.
В ходе работы в данном направлении привлекались родители воспитанников. Совместными усилиями была создана картотека «Русских народных игр» (см. Приложение 1). Русские народные игры вызвали у детей огромный интерес к славянской культуре.
Взяв за основу русский народный земледельческий календарь, я познакомила детей с такими праздниками как День Осени (см. фото 1, День Солнца (см. рис. 2, День Нептуна (см. рис. 3) и т. д.
Фото 1
Фото 2
Фото 3
Историческую, культурную, национальную базу получают такие экологические даты, как День Земли, День Воды, День рыбака, День пастуха и целый ряд других. Благодаря такому в современном мире кажущемуся необычному календарю можно сделать каждый день ребенка незабываем, уникальным, непохожим на другой.
3. Заключение
В этом сложном познании мира природы велика роль взрослого, то есть моя. Рассказывая о том, как богата и прекрасна наша планета, и о том, что у нее есть свои законы (смена дня и ночи, сезонные изменения, изменения погоды). Что солнце бывает разным (зимой - далекое, холодное, а летом жаркое, а луна - не всегда круглой. Я учу ребенка «видеть» и «слышать» природу. Дети усваивают эти знания через непосредственное восприятие, накопление впечатлений, чувственного опыта.
Знакомство детей с традициями народной культуры через русский земледельческий календарь дало возможность:
• Осознать дошкольникам своё родство и связь с природным окружением, общим домом всех живых существ;
• отказаться от устоявшихся стереотипов мышления, что в этом доме всё для него;
• избавиться от беспечности и осознает ответственность за судьбу всего живого;
• овладеть новой стратегией гармоничных взаимоотношений с окружающим миром.
Дети на протяжении всего года знакомились с произведения народного творчества, традициями. При изучении раздела о неживой природе дети узнали о народных приметах, которым отводится особое место в народном календаре, о праздниках и обрядах, связанными с поклонением солнцу, так много значившему для людей в древности.
В результате проделанной работы были достигнуты поставленные задачи: разработана система знакомства дошкольников с жизнью родной, близкой, непосредственно окружающей их природы и знакомство детей с образом жизни, традициями их предков, ориентируясь на даты народного календаря.