Наталья Спиридонова
Организация НОД по приобщению детей дошкольного возраста к историческим ценностям семейских РБ
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад к конференции
Добрый день. Мы рады вновь встретиться и поделиться с вами результатами нашей творческой лаборатории.
Реализуя региональный компонент основной образовательной программы нашего дошкольного учреждения с целью формирования духовно-нравственных качеств личности используем методы проектирования, одним из которых является «Мини музей в детском саду». В нашем детском саду оборудованы два краеведческих мини-музея: «Семейская изба»
и «Бурятская юрта»
Публикация «Организация НОД по приобщению детей дошкольного возраста к историческим ценностям семейских РБ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июль 2019
Здесь представлены материалы и оборудования мужского и женского крестьянского труда,
народные игрушки, одежда, инструменты рукоделия, кухонная утварь, предметы быта. В дополнение к основным экспонатам в «семейскую избу» помещены предметы, имитирующие натуральный быт- печь, сундук,
кровать. В нашей коллекции элементы одежды, украшений и головных уборов представлено мало и куклы являются необходимым экспонатом для ознакомления дошкольников с семейским народным костюмом.
Детям дошкольного возраста свойственно наглядно-образное мышление и очень важно, чтобы экспонаты были не только предметами, а демонстрировались в действии: например семейский костюм и предметы семейского быта на фольклорных праздниках, досугах и театрализованных представлениях.
Как принято напевая колыбельную песенку легко покачивать детскую люлку, подвешанную к потолку или пить чай из самовара. В детском саду традиционно проводятся народные праздники Осенины, Масленица, Сретенье Господне, Пасхальный Благовест, Троица. Осенью 2018 года имели возможность провести НОД «Капустные вечерки» на базе детского сада «Ласточка», где проходили курсы повышения квалификации «Внедрение этнокультурного компонента по истории и культуре семейских в образовательной деятельности». Занятия в мини-музее позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, пополняет в активной деятельности знания о родной природе и ее региональных особенностях, в интересной игровой форме обогащает словарь, развивает коммуникативные навыки и умения. Создавая мини - музейный комплекс мы разработали и реализовали ряд творческих детско-взрослых проектов по изучению истории и культуры семейских нашего села это- «Родословная моей семьи», «Найди познай себя», «Родник истории» «Моя бабушка семейская», «Мой дед мастер». «Чудо-картошка», с которым воспитанница нашего детского сада приняла участие в Республиканской конференции в номинации «Экспериментально-опытническая деятельность», где показала результат работы по выращиванию лучшего сорта картофеля. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на взаимодействие с родителями, особенно с молодыми. В связи с трудной социально-экономической ситуацией на селе растет число семей входящих в группу риска. Наиболее интересная форма сотрудничества стала не только проведение совместных народных праздников, но и проведение мастер классов. 25.10.2018 г. наш детский сад принял участие в III-ем Межрегиональном фестивале «Десятилетие Детства: дошкольное образование XXI века- педагогические инициативы, диалог, сотрудничество» с докладом «Поддержка образовательных инициатив и потребностей родителей. Инновационные формы сотрудничества детского сада и семьи», где представлен мастер-класс «Изготовление куклы Десятиручки». В период 2018-2019 гг. на базе детского сада совместно с родителями проведены мастер-классы по приобщению детей дошкольного возраста к культуре семейских Забайкалья : - «Изготовление куклы-Берегини», «Пасхальный кулич», «Сувенир Сретенья «Одуванчик». «Опыт работы по приобщению к истокам народной культуры посредством фольклора» опубликован в электронном журнале «Вестник дошкольного образования». Также опыт работы по данной теме был обобщен и опубликован в методическом пособии «Сборник народных праздников и примет, игр и потешек, пословиц и поговорок, пестушек и прибауток».Таким образом, использование средств музейной педагогики позволяет нам адаптировать дошкольников к современной жизни в условиях сельской местности, расширить духовно нравственные представления детей. Новая информативная среда предоставила детям возможность сопереживания общих впечатлений с другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в самостоятельной и совместной с взрослыми творческой деятельности. В истории все бывает один раз, поэтому задача современников – использовать накопленный предыдущими поколениями опыт, так как повторить и в точности его возродить нельзя. Поэтому мы доносим до наших воспитанников то, что «Все у наших предков соответствовало одно другому: от дома до плуга, от шапки до сапога, от коня до овцы – все показывало довольство, порядок, трудолюбие».
Вот поэтому большим достижением работы нашей лаборатории считаем создание Крестьянского дворика. Родители поддержали данную идею. На территории и в помещении нашего учреждения разместили изгороди с атрибутами домашних животных.
Используя атрибутику Крестьянского Дворика, дети имеют уникальную возможность не только вести наблюдение,
знакомиться, как ухаживать за домашними животными,
о и играть.
А в образовательной деятельности используем, как демонстрационный материал
по социально-коммуникативному, речевому, познавательному, художественно-эстетическому и физическому развитию.
Огромное желание педагогов и родителей сделать полноценной жизнь ребенка в детском саду помогло коллективу найти оптимальную модель содержания образования, что в конечном итоге помогло реализовать творческий потенциал и обеспечить инновационный режим развития дошкольного учреждения.
Подводя итог нашей профессиональной деятельности, могу с уверенностью сказать, что проводимая работа в конечном итоге влияет на качество дошкольного образования в целом. Наши дети, став взрослыми будут бережно относиться к окружающему их богатству – родной природе и культуре села. Ведь духовно-нравственное и экологическое воспитание - это прежде всего воспитание человечности, доброты к природе и людям, которые живут рядом.