Марина Коновалова
«Ведение кружковой деятельности» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Организация и руководство кружка «Лесовичок».
Общеизвестно, что радостные, светлые детские впечатления от встреч с красотой остаются в памяти человека на всю жизнь. Встречи с природой эмоционально воспринимаются детьми, будят фантазию, воображение, развивают интерес ко всему окружающему.
В природе каждое время года имеет свои особенности. Зима дарит нам красоту заснеженных деревьев и кустарников, весна- ручейки и теплый весенний дождик. Лето и осень щедры и благодатны в наших краях. Эти времена года дают нам замечательную возможность общения с природой. Ворохом различных превращений наполняется художественная, эмоциональная копилка наших впечатлений.
Темочки:
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
В реальных же «копилках» - коробочках, в память об этих чудных временах года храним мы вещественные доказательства их существования: коряги, шишки, семена, засушенные листья и цветы, колоски, семечки. Все это поселилось и у нас в группе. Глядя на эти дары природы и перебирая их время от времени, я решила дать им второе рождение – неожиданное, таинственное, подвластное лишь фантазии собирателя. И в этом мне помогли дети. Каждый природный материал они наделяли новой жизнью, характерной их внутреннему замыслу.
Чтобы помочь моим воспитанникам воплотить свои замыслы в реальность, я объединила детей в кружок «Лесовичок», вести который начала со средней группы. Стала приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала – коры, веток, листьев, шишек, ореховой скорлупы. При этом старалась раскрыть перед детьми богатые возможности окружающей нас природы. Прежде всего знакомила ребят с природным материалом и на заранее изготовленных простых поделках, демонстрировала как поделку использовать. Из листьев делали шапочку, из шишек – птичку, туловище рыбы, из скорлупы грецкого ореха- лодочку.
Поскольку у детей средней группы нет достаточного опыта, то немногочисленные поделки детей учила делать по образцу и объяснению. Например, обучая изготавливать ежика из куска сухой наружной кожуры плодов каштана, я прежде всего рассмотрела с детьми иллюстрации с изображением ежей, рассказала где живут, чем питаются. Помогла детям выделить форму тела, покрытого колючками, вытянутую мордочку. В результате получилась веселая композиция «Семья ежиков на прогулке».
При совместной подготовке материала для поделок старалась воспитывать у детей бережное отношение к природе: «Ветки деревьев и кустарников ломать нельзя, листья можно собирать когда они опадут». Использовала этот момент для установления сходства. «На что похоже?», что способствовало формированию замысла, фантазии, творчества.
Во время прогулок, экскурсий в парк, внимание детей привлекала к интересным кусочкам дерева, сухим веточкам, различным семенам и плодам, которые на что-то похожи. Такие сравнения очень забавляют детей. Особенно важно пофантазировать вместе с детьми о том, что можно сделать из той или иной находки. Нашли сухую веточку – она напоминает дерево (у нее как будто и ствол есть и ветки, нужны только листья). А что напоминает шишка сосны или ели? (она как елочка).
Одни поделки я показывала детям в готовом виде (бусы, шапочки, а другие делала в присутствие детей. Такие упражнения раскрывают возможности природного материала, активизируют воображение. Например, сделав из пластилина подставку, воткнула сухие веточки и к ним приклеила по 3-4 листа (засушенные листья акации, получилась группа деревьев на лесной полянке – «Деревья в осеннем уборе».
Чтобы вызвать интерес к работе с природным материалом, я использую загадки, стихи. Так, рассматривая однажды «коробочку-копилку» с природным материалом, вдруг на дне коробки ребята нашли грибок, сделанный из шишки и ореховой скорлупы. Я загадала детям загадку:
Под кочкой крошка, только шляпка да ножка.
Шапочка да ножка- вот и весь крошка. (гриб)
Когда все справились с работой, прочитала стихотворение:
На лесной полянке я все утро рос
Под напев зарянки, говорок берез.
И шептали сосны ветру про меня:
«Быстро стал он взрослым,
Не прошло и дня!
В старшей группе использовала более разнообразный природный материал: кукурузные початки, косточки фруктов, семена клена, ясеня, ракушки. Учила целесообразно использовать природный материал. Чтобы привлечь внимание детей к новым видам поделок, за несколько дней в уголке ручного труда организовывала небольшую выставку образцов предстоящей работы, создавала маленькие композиции. Начинала работу изготовлению игрушек из природного материала с краткой беседы, привлекая внимание детей к природному окружению, побуждала их к рассказам о парке, где они гуляли и играли, о реке, к которой не раз ходили. Дети рассказывали чем нравится им парк, река. Если ребята замечали только красоту природы, я соответствующими вопросами побуждала их к высказыванию о том, чем богаты наши места, чем природные богатства полезны (в парке много зелени, в нем прохладно, пахнет деревьями, травой и цветами). Беседу заканчивали выводом о том, что природа не только доставляет людям радость, но и полезна им.
В этом возрасте дети уже умеют составлять несложные композиции, изготавливать декоративные панно, коллажи, барельефные панно. Стремясь находить новые художественно- выразительные возможности, я стала использовать барельефные изображения в сочетании с мелким природным материалом. Так, после посещения с детьми в период уборки колхозного поля, ребята изготовили работы, состоящие из собранного там природного материала. Например: дети делали птицу (туловище из пластилина, перья составили из разнообразных колосков, сухих травинок, сухоцветов). Этот материал придал изображению легкость, воздушность. Семена дыни сделали птицу взъерошенной, угловатой.
Так же используя барельеф, мы с детьми делали попугая, рыбу, крокодила. Основой стал пластилин. Каждый образ требовал фантазии, воображения. Как сделать крокодиловую кожу пупырчатой? (добавить в пластилин горох, косточки вишен, слив).
При изготовлении рыбы ребята долго обсуждали, как сделать рыбью чешую, и, когда добавили в пластилин семена арбуза, получилась настоящая чешуя.
Составление веселых барельефных портретов из желудей, косточек различных семян, ракушек, вызывает у детей наибольший интерес. Процесс создания подобных художественных образцов происходит в форме неожиданного открытия, сюрприза. Возможность изменить настроение создаваемого персонажа путем замены и комбинирования различных природных материалов, дает дополнительные возможности для творчества.
С детьми 6-7 лет я продолжила заниматься изготовлением игрушек из природного материала. Так как в этом возрасте дети уже овладели многими приемами работы, я учила их создавать сюжетные работы. Но для этого надо было раскрыть способы, то есть выразительные средства, для передачи характера образцов: забавных, смешных, грозных, добрых, смелых. Помощь в этом мне оказали иллюстрации детских книг, выполнение художниками Ю. Васнецовым, Е. Чарушиным, Е. Рачевым. Природный материал, который дети использовали в работе, в основном тот же, что и в старшей. Дополнила его засушенными цветами, травами, листьями. Детьми было выполнено несколько аппликаций из засушенных листьев березы, клена, дуба, тополя:
«Царевна-лебедушка»
«Олененок Бемби»
«Аквариум»
«Сказочная птица».
Хотела бы отметить работу, выполненную в виде панно: «Цветы в вазе». На черном фоне – букет из засушенных листьев ясеня, цветов петуньи и сентябринок. Все это в простой вазе, сделанной из обоев. Детям эта работа очень нравиться. Они постоянно подходят и рассматривают, делятся впечатлениями.
Очень оригинальным получилось панно с использованием крашенных шишек туи. Настоящие живые цветы. Дети добавили к ним стебельки из сосновых иголок, засушенные листья тополя и поставили букет в вазу, выложенную из фасоли.
А какими забавными получились птички из початков кукурузы! Пушистость им придала поверхность кукурузных початков. Хвостик и хохолок сделали из семян ясеня, клюв из фасоли. Ни одна птичка оказалась не похожа на другую (добрые и угрюмые, сердитые и веселые).
Интерес детей к поделкам из природного материала укрепляла, создав уголок труда, где дети могли самостоятельно заниматься в свободное время. Благодаря этому у детей повысился интерес, уголок труда развивает у детей фантазию, выдумку, изобретательность.
Готовые работы, поделки мы вывешиваем в группе, делаем выставки, что создает уют в группе, служит украшением группы.