маргарита чиркина
Презентация «Творческое воображение детей в игре»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному развитию детей №9 «Золотой улей»
Доклад
на тему:
«Развитие воображения и творческих способностей ребенка в игре»
М. В. Чиркина
воспитатель I квалификационной категории
Моршанск, 2018г.
Способность к воображению проявляется
не только в создании новых образов действительности,
Публикация «Презентация „Творческое воображение детей в игре“» размещена в разделах
но и в умении смотреть на мир
(включая самого себя в первую очередь)
«глазами другого человека»,
шире – всего человеческого рода,
а не просто с «частных» точек зрения отдельных людей
(Э. В. Ильенков).
Одной из главных целей программы «Тропинки» является создание условий для общего психического развития детей 3–7 лет средствами развития творческих способностей, в частности условий формирования у них готовности к современному (развивающему) школьному обучению
Как показывают исследования разработчиков Программы (В. Т. Кудрявцев и др., следствия развития воображения у дошкольников весьма разнообразны. Это не только высокие творческие достижения в изобразительной, музыкально-исполнительной деятельности или конструировании, но и полноценная готовность к школьному обучению, высокие эффекты психолого-коррекционной и оздоровительной работы с детьми и многое другое.
Воображение дает возможность видеть мир по-настоящему цельно, интегрально - «видеть целое раньше частей». Когда мы предлагаем детям использовать в игре палочку вместо лошади, ребенок должен изобразить не только езду, а вжиться в образ другого человека – наездника. Ребенок – на палочке, он - уже не только Петя или Маша, может быть классный конник, может быть, ковбой, спортсмен или любитель верховой езды, не важно. Фигура условная и абстрактная. Поэтому игровая ситуация никогда не сводиться к взаимодействию субъекта с объектом. По своей сути, это – диалог, как минимум, двух субъектов, один из которых реален, а другой – виртуален. Развивая у детей воображение и фантазию, мы стараемся давать им ограниченное количество игрушек – это приводит к тому, что ребенок вынужден придумывать, каким образом можно использовать один и тот же предмет, присваивать новые функции давно знакомым атрибутам игры, наделять их разными необычными свойствами. Оперируя немногочисленным набором игрушек, ребенок самостоятельно развивает умение нестандартно мыслить и искать креативные решения.
Игра – главный источник развития воображения – ничему не учит. Она создаёт глубинную и предельно широкую основу для любого учения (и любой деятельности). Ведь вся наша непрерывная образовательная деятельность происходит в игровой форме. Дети не сидят на месте, они постоянно путешествуют, экспериментируют, исследуют, ищут ответы на проблемные вопросы. Используя в своей работе по познавательной деятельности сказки-перевертыши, мы даем ключ к познанию необычного, возможность построения реалистичной картины действительности: например, сказка про «Курочку Рябу», которая превратилась в «Коровку Буренку», когда вместо курочки снесла яичко коровка, дети были сильно удивлены. Их интриговала её предстоящая развязка, которой они с нетерпением ждали. Но вот развязка наступила. Всё встало на свои места. Корова сказала, что не будет больше нести яиц — ни золотых, ни простых. Это значит, что в правах восстановлена как норма сказочного оригинала, так и обычный порядок вещей. Работа с каждой такой сказкой-перевёртышем направлена на достижение целого комплекса педагогических целей, но ведущей остаётся развитие воображения. В своей работе используем практический, наглядный и словесный методы. Например: рассматривая разборные яйца, мы спрашивали у детей кто в яичках сидит? Выдвигались различные версии. Многие дети в ответ говорили, что там сидят цыплята или другие птенцы. Тогда педагог разбирал яички на глазах у детей. В одном из них действительно находилась фигурка цыплёнка. Зато в других были фигурки маленького крокодильчика, черепашки, муравьишки и даже маленькой рыбки-акулы (последнее особенно удивляло детей).
Стимулировать развитие творческого воображения у детей нам помогают несложные приемы, которые можно использовать в любой совместной деятельности: чтение сказок, придумывание сказочных историй, рассматривание и описание картинок, совместные посещения культурных мероприятий, экскурсий, лепка, рисование, создание аппликаций – чистое творчество, доступное каждому возрасту; рисование сюжетов, прожитых ребенком реальных жизненных ситуаций, пересказ каких-то событий; сочинение сказок, рассказов, стихов; игра любого вида и направленности. Подвижная игра, например, «Воробушки и автомобиль», где дети перевоплощаются в птичек, тем самым развивается творческое воображение, а автомобиль может быть совершенно разным легковым или грузовым или даже трансформером. Сюжетно-ролевая игра, например, «Игрушки у врача», «День рождения у Степашки», «Строим дом». Творческий характер данной игровой деятельности проявляется в том, что ребёнок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что веря в правду игры, создаёт особую игровую жизнь и искренне радуется и огорчается по ходу игры. Дидактическая игра «Две стороны медали». Играя, ребенок должен рассказать о плюсах и минусах какого-либо явления или вещи, например, Новый год – хорошо, что это праздник, плохо, что он бывает редко. В игре «Что, если…» взрослый предлагает воображаемую ситуацию : что будет, если автобусы начнут ездить задом наперед – ребенок фантазирует на заданную тему, рассказывает, как он видит дальнейшее развитие событий. В игре «Я тучка, а ты дождик» дети быстро воображают создавшуюся ситуацию и называют слова по теме. Настольно-печатная игра, например, «Когда это бывает?» позволяет детям представить время года и рассказать о его признаках. Словесные, народные, хороводные и игры малой подвижности, например, «Курочка», «Кисонька», «Где же наши ручки?». В них развивающий потенциал обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую создаёт взрослый. Театрализованные игры, например, «Курочка Ряба», «Колобок». Через игровые действия дети стремятся удовлетворить активный интерес к окружающей жизни, перевоплощаются в героев художественных произведений. У детей развивается воображение, формируется речь, интонация, мимика, они учатся ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями. Строительно-конструктивные игры, например, «Домик для Матрешки» это – разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения по своему замыслу и обыгрывают их.
Для выявления уровня развития творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста была проведена диагностика, которая показала следующие результаты:
На начало года: у детей преобладал средний 62% и низкий 38% уровень развития. Дети не могли, объединяется со сверстниками в группу из двух-трех человек, в основном играли по одному, не выбирали роль в сюжетно-ролевой игре, не взаимодействовали со сверстниками в процессе игры, редко проявляли эмоции.
На конец года: у нас появился высокий (25%) уровень развития. Дети научились объединяться в группы и играть в различные игры по договоренности, вживаться в роль, передавать эмоции своих героев, за малое количество времени выдавать разнообразные оригинальные идеи; применять навыки, приобретенные во время решения одной проблемы, к решению абсолютно другой.
Теплая атмосфера в семье, дружные отношения в детском саду – также, важная предпосылка для развития творческого воображения у детей. Мы ведем тесное сотрудничество с родителями наших воспитанников. Проводим «Дни открытых дверей», открытые просмотры непрерывной образовательной деятельности, «Мастер-классы», где родители учатся играть с детьми в игры, направленные для развития творческого воображения. У нас создан «Семейный клуб», в работе которого родители принимают активное участие. Они обсуждают различные вопросы по развитию и воспитанию детей и вносят свои предложения на интересующие их темы. Творческое взаимодействие с родителями дарит детям простор для материализации их фантазий. Они начинают мыслить нестандартно. Сначала это проявляется в возникновении смелых ассоциаций при виде заурядных предметов. А после ребенок научится находить оригинальные подходы к решению каких-либо повседневных задач.
Планируем и дальше развивать творческое воображение детей в различных видах игровой деятельности.
И завершить своё выступление я бы хотела словами Чарльза Диккенса: «Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим».
Ребенок воспитывается разными случайностями, которыми его окружают.
А мы педагоги должны дать направление всем этим случайностям.
Творите сами уважаемые педагоги. Как нет педагогов без творческих порывов, так нет детей без воображения. Творческих Вам успехов уважаемые коллеги.