Ходукина Юлия Андреевна
Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста
МАДОУ детский сад № 5 «Соловушка»
г. Курчатов, Курская область
Доклад
из опыта работы
«Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста»
Подготовила
воспитатель:
Ходукина Ю. А.
Курчатов, 2024
«Учите ребенка каким- нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»
К. Д. Ушинский
Публикация «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Ее успешное развитие зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т. п., которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
Речь дана природой от рождения, а мы – взрослые прикладываем немало усилий, чтобы она была развита своевременно и правильно.
Каковы же особенности речи детей четвертого года жизни
Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии ребенка. Он начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения. На четвертом году дети обычно свободно вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми. Все чаще инициатива общения исходит от ребенка. Потребность расширить свой кругозор, желание глубже познать окружающий мир вынуждают малыша все чаще и чаще обращаться ко взрослым с самыми разнообразными вопросами. Он хорошо понимает, что каждый предмет, действие, совершаемое им самим или взрослым, имеет свое название, т. е. обозначается словом. Отсюда и постоянные вопросы: «Что это?», «Как называется?», «Зачем?», «Куда?», «Откуда?». И т. д. И чем их больше, тем ярче проявляется стремление малыша расширить свои знания, тем прочнее устанавливается им связь между предметом, действием, качеством предметов и словами, их обозначающими. Однако следует помнить, что у детей еще недостаточно устойчиво внимание и поэтому они не всегда могут выслушать до конца ответы взрослых. В этом возрасте ребенок еще не способен логично, связно и понятно для окружающих самостоятельно рассказать о событиях, свидетелем которых он был, не может толково пересказать содержание прочитанной ему сказки, рассказа. Его речь все еще носит ситуативный характер. Высказывания ребенка состоят из простых распространенных предложений, часто лишь отдаленно связанных между собой по содержанию. Понять их содержание без дополнительных вопросов не всегда можно. Еще нет той развернутости в высказывании, которая характерна для монологической речи. Ребенок не может также самостоятельно раскрыть или описать содержание сюжетной картинки. Он лишь называет предметы, действующих лиц или перечисляет действия, которые они совершают (прыгает, умывается). Имея хорошую память, малыш способен запоминать и воспроизводить небольшие по объему стихотворения, потешки, а неоднократно прослушав одну и ту же сказку, может почти дословно передать ее содержание, часто даже не понимая смысла слов.
В среднем речевой запас детей в возрасте 3-4 лет включает около 1500-2000слов. Ребенок в этом возрасте относится к звукам и словам с интересом, он создает собственные слова и словоформы, пытается рифмовать, с удовольствием произносит звуки и слоги по просьбе взрослого. В тоже время уровень развития речи ребенка 4 лет еще нельзя назвать высоким. В младшем возрасте дети не всегда могут составить понятный рассказ из связанных предложений, дают много грамматических речевых ошибок, а также могут неточно употреблять падежные окончания слов и предлоги. Для того, чтобы в развитии ребенка не было проблем со звукопроизношением, необходимо развивать речевой аппарат ребенка, чтобы он мог справляться со сложными звуками. (сонорные «р»,»л», шипящие «с», «ш», так как дети путают звуки, заменяют их похожими, или переставляют слоги в словах.
Каковы же особенности речи детей пятого года жизни
В возрасте 4-5 лет формируется два важнейших компонента: речевой фонематический слух (способность к распознаванию речевых звуков) и речевое внимание, которые подготавливают ребёнка к овладению звуковым анализом слова.
Совершенствуется звуковая сторона речи, но у части детей еще окончательно не сформированы трудные в артикуляционном отношении звуки (шипящие и cонорные).
Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные («мяч – это игрушка, в него играют», начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова (существительные с собирательным значением – мебель, одежда, обувь и т. п.).
В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.
Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, т. е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи. Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.
Дети 4-5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь ещё несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушение логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (ещё, потом).
В среднем дошкольном возрасте происходит некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребёнка. Дети правильно оценивают поступки персонажей. У ребёнка 4-5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста.
Исходя из этого, основной задачей развития речи является воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи, которые решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения.
Словарный запас. Что касается словарного запаса, то он увеличивается на тысячу слов и достигает к 5 годам 3000 слов. И это ещё один огромный скачок в развитии. В 4— 5 лет детки уже могут обобщать и называть детали предметов: стол, стул, шкаф — это всё мебель, а платье, брюки, пальто — одежда, у стола есть ножки и столешница. В этом возрасте появляются и детализируются прилагательные, обозначающие свойства предметов: не просто горячий или холодный, а тёплый, прохладный — и настроение людей: весёлый, грустный, печальный. Начинают употреблять глаголы в повелительном наклонении (беги, дай, принеси). Причём это их любимая игра. Однако нельзя забывать и о нравственной основе разговора. Необходимо объяснить, что говорить надо вежливо, не забывать о слове «пожалуйста», иначе человек может обидеться и уйти. Существуют книжки типа «Говори красиво», «Говори вежливо». В них все подобные ситуации обыгрываются. Можно с ребёнком почитать такую книжку и обсудить.
В 4—5 лет закладывается и словарь антонимов, дети начинают понимать, что такое «наоборот» (твёрдый—мягкий, светлый—тёмный). Появляются наиболее употребительные наречия : слева, справа, около, рядом. Все предлоги, кроме сложных: из-за, из-под. В речи дети уже широко используют уменьшительно— ласкательную форму существительных, начинают образовывать множественное число существительных в родительном падеже. Большое место во всех возрастных группах занимает формирование культуры общения. Детей учат называть взрослых по имени и отчеству, на «вы», называть друг друга ласковыми именами (Таня, Танюша) во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику; разговаривать без крика, но достаточно громко, чтобы собеседнику было слышно; не вмешиваться в разговор взрослых; быть общительными и приветливыми без навязчивости. Появляется правильное употребление названий детёнышей животных. Если в 3— 4 года называли по аналогии: кошка — котёнок, заяц — зайчонок, волк — волчонок, то теперь необходимо запомнить более сложные формы: корова — телёнок, лошадь — жеребёнок. В предложениях ребята этого возраста начинают согласовывать существительные и местоимения с прилагательными и глаголами. Если стол, то он красный, а шапка — красная и т. д. Если я, то пошла, он — пошёл, она пошла, мы пошли и т. д. Для правильного запоминания детёнышей животных можно поиграть в игру «Назови детёныша». Мама или папа называет животного, а ребенок должен ответить, как называется его детёныш. Назвал неправильно — обязательно исправить. И ни в коем случае не злиться и не ругать, если ребенок с первого раза не запомнил.
Для закрепления, где лево, а где право, поиграйте в игру «Солдатики». В неё и девочки, и мальчики играют с большим удовольствием. Скажите ребёнку, что он солдат. Скомандуйте «нале-во» или «напра-во» — и малыш должен повернуться, как солдат, туда, куда вы ему приказали. К сожалению, в наше время большая часть детей путает самые простые предлоги. Ребята ещё не совсем хорошо употребляют предлог «с». Когда показываешь и говоришь, что ручка упала со стола, роняешь ручку и спрашиваешь: «Откуда упала ручка?» Отвечают: «От стола». Или предлог «за» (спрятались за спинкой стула, стоим друг за другом). Говорят: «Спрятался под спинкой». Чтобы расширить словарь предлогов и наречий, можно поиграть в прятки. Возьмите, например, плюшевого мишку, спрячьте под стул и спросите: «Где спрятался мишка»? И ребё нок должен ответить: «Под стулом». Или по-другому. Взрослый встаёт, скажем, к столу и спрашивает: «Где я стою?» «У стола», — должен ответить малыш. Чтобы усвоились ласковые слова, поиграйте в «Назови ласково». Взрослый называет какое-нибудь слово, а малыш должен сказать его ласково. Например, цветок — цветочек, ложка — ложечка, стул — стульчик и т. д.
у детей имеются следующие недостатки в речи :
1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
3. Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений.
4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.
5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
7. Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
8. Плохая дикция.
(Слайд8)Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы. Изменение форм организации обучения дошкольников является одним из приемов, направленных на активизацию общения. Помимо занятий в традиционном их понимании, создавались условия, способствующие желанию детей общаться, - моделировать и поддерживать ситуации естественного общения во время всех видов деятельности ребенка: досуга, развлечений, часов, проводимых на прогулке.
Для решения проблемы развития лексико-грамматических навыков, связности речи использую следующие формы работы с детьми:
1. Игры на развитие детского словотворчества. (Были разработаны картотеки речевых игр, упражнений на дыхание, пальчиковые гимнастики, артикуляционные упражнения, приобретены наглядно-методические пособия по тематикам недели. Всё начиналось с младшего возраста. Мы учились драматизации (импровизации, инсценировки, использовали кукольный театр, пластические упражнения, элементы игры и драматизации при рассматривании картин, рисовании, лепке, аппликации…. Такие виды игровой активности имеют широкий общеразвивающий эффект, возбуждают в детях положительные эмоции, стимулируют игровую и речевую активность и, тем самым, создают естественные условия для возникновения языковых игр. Оказать реальную и полноценную помощь по развитию речи детей 2-3-4 летнего возраста, мне помогают специальные приемы стимуляции речевой активности. Разговор с самим собой. Например, ребёнок находится недалеко от меня, манипулирует с игрушками или просто задумчиво сидит, я начинаю говорить вслух о том, что видит, слышит, думает, чувствует. Говорить нужно медленно (но не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями — доступными восприятию ребёнка. Например: "Где чашка?", "Я вижу чашку", "Чашка на столе", "В чашке молоко", "Таня пьет молоко" и т. п. Параллельный разговор. Этот прием отличается от предыдущего тем, что мы описываем все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», и я как бы подсказываю ребенку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.
В средней группе дети, занимаясь весёлым сочинительством, учились слышать слово, играть со словами. У нас проводилась интересная игра «Сочинялки». Дети сами выбирали себе игрушки или сказочных героев и придумывали о них минисказки. Всё это обыгрывалось и озвучивалось в ролях. А в любимой нашими детьми игре «Мы – фантазёры» создавались сначала интересные пятна, кляксы, изображения с использованием нетрадиционных техник рисования, а затем придумывались оригинальные и забавные сказки, небылицы и рассказы. Интересным и забавным занятием оказалось переписывание любимых сказок на новый лад. Начиналась сказка традиционно, а продолжение дети придумывали вместе.)
2. Чтение художественной литературы, в том числе сказок и фольклорных произведений. (В свободное от занятий время знакомила детей с разными вариантами начала и окончания сказок (придумывали сами, продолжали по цепочке, рассказов на материале готовых литературных произведений и серии иллюстраций к ним. Дети пересказывали сказки и отдельные их части. Так же предлагала знакомые сказки и картинки к ним («Заюшкина избушка», «Три медведя» и т. п.). Некоторым детям было трудно самостоятельно придумать предложение по картинке и определить последовательность иллюстраций. Поэтому я, в зависимости от ситуации, либо сама раскладывала картинки, либо делала это вместе с детьми. В данных ситуациях дети учились составлять предложения, находить иллюстрации, соответствующие тексту сказок и раскладывать их в заданной последовательности. Большое место в моей работе занимало чтение художественной литературы, в процессе которого обращала внимание детей на композицию произведения (как начинается, о чем рассказ или сказка, как и чем заканчивается, на его языковые особенности. Использовала приемы подбора синонимов к характеристикам героев сказок (зайчик в сказке «Заюшкина избушка» - трусишка, маленький, жалкий, косой, серенький, слабый; лиса - хитрая, обманщица, плутовка, злющая; петух - храбрый, удалец, голосистый, отдельных предметов (в той же сказке избушка лубяная - деревянная, из досок, бревен, теплая, прочная, не растает; ледяная - холодная, не прочная, снежная, для зимы, прозрачная, быстро растает весной).)
3. Целевые прогулки и экскурсии. (прогулка - дает дошкольнику возможность эмоционального и практического контакта с окружающим миром, получить убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие вопросы. В этой деятельности удовлетворяется не только естественная любознательность, но и естественная потребность дошкольника в движении, обеспечивается максимальное пребывание детей на свежем воздухе в любое время дня и года, что имеет немаловажное значение в условиях северного региона, в современных условиях постоянной занятости родителей, не имеющих возможности, а порою и желания совершать со своими детьми длительные, познавательные прогулки. На прогулках
• играем подвижные (малоподвижные) игры. Повторяем правила игры (бежать не наталкиваясь друг на друга, смотрим вперед, слушаем слова до конца, проговариваем слова из игры ( например слова волка: Я голодный злющий волк…)
- чтение художественной литературы;(загадывание загадок, заучивание потешек, зазывалок, пословиц (Пословица - это краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи, образное народное изречение, Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» Бережёного Бог бережёт», «Знание — сила», «Семеро одного не ждут», поговорок (Поговорка это меткое слово, образное выражение.) Любишь кататься - люби и саночки возить. Тише едешь - дальше будешь.)
4. Театрализованная деятельность. (Обучать выражению эмоций с помощью мимики и жестов с помощью схем, карточек эмоций. драматизации (импровизации, инсценировки).
5. Фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия. Игры в группе (совместная деятельность)
«Говорим по-разному» (прочитать по эмоциям)
Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать!
«Бюро путешествий»
Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите. Путешествуя, делитесь впечатлениями.
«Рассказы по картинкам»
Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде "Веселых картинок"). Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок - возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.