Марина Шальнова
Использование современных образовательных технологий в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад из опыта работы на МО воспитателей.
Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий.
В настоящее время педагогический коллектив нашего детского сада интенсивно внедряют в работу инновационные технологии.
Поэтому основная задача педагогов – выбрать методы и формы организации работы с детьми, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Публикация «Использование современных образовательных технологий в детском саду» размещена в разделах
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в нашем детском саду. Вначале давайте вспомним, что же означает сам термин «технология».
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса
(Б. Т. Лихачёв).
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.
К числу современных образовательных технологий, которые используются в нашем детском саду можно отнести :
здоровьесберегающие технологии;
технологии проектной деятельности;
технология исследовательской деятельности;
информационно-коммуникационные технологии;
игровые технологии;
Коротко рассмотри их.
Здоровьесберегающие технологии
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Они включают в себя все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.
В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья.
Здоровьесберегающие технологии нашего детского сада можно разделить на:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т. д.);
подвижные и спортивные игры;
контрастная дорожка;
релаксация.
Технологии обучения здоровому образу жизни :
утренняя гимнастика;
физкультурные занятия;
спортивные развлечения, праздники;
«День здоровья»;
СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра)
занятия из серии «Здоровье».
Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинского и педагогических работников: воспитателя, учителя – логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.
Следующая технология, используемая в нашем детском саду.
Технология проектной деятельности
Её цель: развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Педагоги нашего коллектива, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
Классификация проектов:
«игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);
«экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
«повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, художественной (картина, музыкальной формах;
«конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: изготовление кормушек, устройство клумб.
Технология исследовательской деятельности в нашем детском саду направлена на формирование у дошкольников основных ключевых компетенций, способности к исследовательскому типу мышления.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности
Опыты (экспериментирование) :
состояние и превращение вещества;
движение воздуха, воды;
свойства почвы и минералов;
условия жизни растений.
Коллекционирование:
виды растений;
виды животных;
виды различных природных материалов;
виды транспорта;
виды профессий.
Путешествие по «реке времени» :
прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации;
история жизни и быта.
Ещё один вид технологий.
Информационно-коммуникационные технологии.
Общество предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования : образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Решение этих задач в нашем детском саду невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы в контексте информатизации.
ИКТ в работе наших педагогов включают в себя:
подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация);
подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья;
оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения;
создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Ну и самый главный вид технологий это :
Игровые технологии.
Строится они как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В них включаются:
игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя нашего педагогического коллектива.
Эти технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Заключение.
Таким образом каждый педагог – творец технологий. Их создание невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
Всем творческих успехов!