Марина Жаркова
Доклад из опыта работы «Методы и приёмы работы учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Методы и приемы работы учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ
На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, его возможностями и способностями.
Публикация «Доклад из опыта работы „Методы и приёмы работы учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья“» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии, очень значительно. Соответственно, увеличивается риск школьной дезадаптации и неуспеваемости. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% детей, поступающих в школу. В связи с этим как никогда ранее возросла актуальность проблемы педагогической помощи и обучения этой группы детей, в том числе и детей-инвалидов.
Состояние здоровья детей, имеющих отклонения в развитии, препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Поэтому они нуждаются в особом индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной образовательной программы.
В настоящее время происходит переосмысление содержания коррекционной работы в соответствии с новыми Федеральными Государственными Образовательными Стандартами дошкольного образования, которые учитывают образовательные потребности особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Для осуществления квалифицированной коррекции нарушений детей с ОВЗ разработан механизм адаптированной Программы для детей с ОВЗ.
Существует множество традиционных и нетрадиционных методик, позволяющих решать комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогом, к которому пришел ребенок с ОВЗ.
Методы и приемы, которые я использую в своей коррекционно-развивающей работе с детьми данной категории.
К традиционным методам относятся :
1. Словесные (вопросы, объяснение, беседа, рассказ).
2. Наглядные (наблюдения, демонстрация различных наглядных иллюстраций, схем).
3. Практические (практические упражнения, графические работы).
1. При использовании словесных методов в коррекционной работе необходимо иметь виду, что вопросы педагога должны быть хорошо продуманы и четко сформулированы и должны быть доступны детям. Часто используется одноступенчатая инструкция. Объяснение педагога часто требует повтора. Рассказ педагога также должен быть лаконичным, четким, эмоциональным и выразительным.
Дети с ОВЗ испытывают трудности в восприятии и переработке вербальной информации, у большинства из них страдает речевое развитие, поэтому словесные методы следует сочетать с применением наглядных и практических.
2. Наглядные методы особенно широко применяются в коррекционной работе. Наглядный метод является очень действенным методом в коррекционной работе, поэтому к нему предъявляются определенные требования. Так, например, иллюстрационный материал должен быть понятен детям, не иметь множества лишних деталей, соответствовать изучаемой теме. Схемы должны быть предельно четкими и доступными пониманию детей.
3. Из общепринятых практических методов в коррекционной работе наиболее эффективными являются упражнения и дидактическая игра. Необходимость упражнений обусловлена слабой мыслительной активностью детей данной категории, ослабленной памятью, трудностями восприятия и т. д. Поэтому, с помощью упражнений, многократного выполнения умственного и практического действия достигается овладение определенными знаниями.
Исходя из опыта своей работы, видно, что применение всех методов в совокупности приводит к наиболее эффективному положительному результату.
В дополнение к традиционным методам воздействия, я активно использую нетрадиционные формы и методы работы. Они помогают в достижении максимальных возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции.
1. К таким методам можно отнести фитотерапию. Это лечение с помощью лекарственных растений. Этот метод хорошо зарекомендовал себя при лечении дизартрии, логоневрозе и т. д.
2. Музыкотерапия – воздействие музыки на ребенка. Можно использовать музыку для расслабления перевозбуждения ребенка, при релаксации в промежутках между занятиями и т. д.
3. Хромотерапия – воздействие цвета на организм ребенка. Так, например, синий цвет расслабляет, уменьшает головные боли. Это важно для детей с ЗПР. Фиолетовый цвет способствует выработке гормонов радости, повышает иммунитет, обладает успокаивающим воздействием при бессоннице, нервных и психических нарушениях.
4. Песокотерапия – игры с песком. Специалисты психологи утверждают, что песок поглощает негативную энергию, очищает ребенка, стабилизирует его эмоциональное состояние.
Особое место занимает дидактическая игра. Именно в дошкольном возрасте ребенок усваивает знания через игру. «Учить – играя». Такого принципа придерживаются коррекционные педагоги. Дидактическая игра содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения.
В своей работе я использую игры и игровые упражнения известного автора В. В. Воскобовича. Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными.
Развивающие игры Воскобовича – это особенная, самобытная, творческая и очень добрая методика. В основу игр заложены три основных принципа – интерес, познание, творчество. Технология В. В. Воскобовича заключается в построение такой игровой деятельности, в результате которой развиваются все психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, речь.
Игры Воскобовича – это необыкновенные пособия, которые соответствуют современным требованиям в развитии дошкольника, что и требует сегодня от нас ФГОС. Их простота, незатейливость, большие возможности в плане решения воспитательных и образовательных задач неоценимы в работе с детьми. Игры подобного рода психологически комфортны. Ребенок складывает, раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не нанося ущерба себе и игрушке. Игры мобильны, многофункциональны, увлекательны для детей.
Используя технологию Воскобовича, я поняла важность развивающих игр в работе с детьми и осознала справедливость народной мудрости: «Дайте ребенку что-нибудь в руки, чтобы он начал думать».
В специально организованных условиях обучения и воспитания у детей с задержкой психического развития положительная динамика в усвоении умений и навыков безусловна, но у них сохраняется низкая способность к обучению. Но, наша задача в дошкольном мире – привить такому ребенку умение к социальной адаптации.
Список используемой литературы:
1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья : психологические основы: учеб. Пособие – М. : ВЛАДОС, 2004.
2. Аникушина Е. А., Бобина О. С., Дмитриева А. О., Егорова О. Н., Калянова Т. А., Мамонтова М. Ю., Старцева С. П., Фомин В. С. Инновационные образовательные технологии и активные методы обучения : Методическое пособие. – Томск: В-Спектр, 2010. – 212 с.
3. Беличева С. А. Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями – М., 1998.
4. Гликман И. 3. Теория и методика воспитания. М., 2003.
5. Инновационные технологии в методической работе ДОУ : планирование, формы работы/ авт. -сост. Л. В. Шмонина, О. И. Зайцева. – Волгоград : Учитель, 2014
6. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – М. 2002.
7. Пузанов Б. П. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под ред. – М., 1999.
8. Шматко, Н. Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение / Н. Д. Шматко // Дефектология. 1999. № 1.