Екатерина Махонина
Доклад из опыта работы «Использование дворовых игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
К дворовым подвижным играм дети проявляют особый интерес. Они привлекают их своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий, в которых имеется возможность удовлетворить свойственное детям стремление к движениям.
В дворовых подвижных играх выполняются различные движения: ходьба, бег, подпрыгивание, прыжки, ползание, метание, бросание, ловля и т. д. Увлеченные игрой, дети повторяют одни и те же движения много раз, не теряя к ним интереса. Это является важным условием развития и совершенствования движений. Вместе с тем активная двигательная деятельность детей значительно стимулирует работу самых разнообразных групп мышц, усиливает кровообращение и дыхание, улучшает обмен веществ. Все это ведет к наиболее полноценному физическому развитию и оздоровлению всего организма ребенка.
Публикация «Доклад из опыта работы „Использование дворовых игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Дворовые игры. Игры нашего двора
- Игры для детей
- Опыт работы, практика
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Благодаря знакомству с дворовыми играми в детском саду, мы сохраняем свои традиции, передаем их будущему поколению, тем самым обеспечиваем не только физическое но и духовное здоровье наших детей.
В дворовых подвижных играх создаются благоприятные условия для воспитания таких двигательных качеств, как ловкость, быстрота. Этому способствуют действия детей в постоянно меняющихся игровых ситуациях (необходимость увертываться, чтобы не быть пойманным, бежать как можно быстрее, чтобы поймать убегающего, и т. д.). Через дворовые подвижные игры реализуются задачи следующих образовательных областей : физическая развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие поэтому в своей группе я стараюсь играть с детьми в любое свободное время.
Дворовые игры можно условно разделить на 3 группы: подвижные («Салки», «Жмурки», «Прятки» и т. д.) словесные («Съедобное-несъедобное», «Испорченный телефон» и т. д.) сюжетные («Казаки-разбойники», «Гуси-лебеди» и т. д.)
Выбор игры непосредственно зависит от места проведения (группа, улица, наличия инвентаря. При проведении игры на воздухе учитываю состояние погоды. Чтобы дети с удовольствием играли, стараюсь создать у детей интерес к игре (читаю стихотворение или показываю игрушку которая встретится в игре.
Собирая детей для игры, я произношу веселые заклички («Тай, тай, налетай, кто в «Жмурки» играй!», «Раз, два, три, четыре, пять – кто смелей иди играть»)
Собрав детей для игры, я предлагаю детям игры с правилами, с использованием различных атрибутов и условно - символических знаков («Классики», «Жмурки», «Резиночки»).
На площадке имеются готовые игровые маркеры для игр (круги, классиков, линии змейки).
Особенно детям моей группы нравятся сюжетные дворовые игры. В некоторых играх действия играющих определяется текстом («У медведя во бору», «Гуси – лебеди», «Зайцы и волк»). Детям очень нравится имитировать особенности поведения животных.
Каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид, также я использовала жеребьевки – угады. Например: один из играющих прячет за спиной в руке маленький предмет и говорит: кто угадает, тому водить.
Если игра требует разделение на команды, использую сговор, уговор, подбор. В таких играх вначале выбираю ведущих, затем определяется состав команд, Разделить всех игроков помогаю сговорки, Дети делятся на пары отходят в сторону и сговариваются, между собой придумывая названия.
С детьми в процессе ознакомления с игрой, развивала интерес к истории родной страны, народной культуре, фольклору (знакомила с пословицами, поговорками, приметами, а также с календарными народными играми. На Новый год, Колядки планирую провести следующие игры - «Бабка Ежка», «Жмурки»; «Дедушка - рожок», «Слепой козел», «Звонарь».
На масленицу: - «Горелки», «Гори, гори ясно», «Лапти», «Вышибала»
Я провожу подвижные дворовые игры на прогулке, включаю в непосредственно образовательную деятельность, физминутках. Дворовые игры обеспечивают психологическую разрядку, восстанавливают душевное равновесие, избавляют от трансформации негативных эмоций на собственный организм.
Также я с детьми провожу дворовые игры с элементами соревнований, несложные игры –эстафеты «Пингвины», «Бег змейкой». В старшем дошкольном возрасте детям уже важен результат в таких играх, игры побуждают детей к большей активности, к проявлению различных двигательных и волевых качеств (быстроты, ловкости, самостоятельности, выдержки).
Наблюдая за детьми во время игры, я замечаю, как изменяются и совершенствуются отношения между детьми, а также как развиваются навыки и качества каждого ребенка. В ходе игрового взаимодействия дети, научились ладить, договариваться, следовать правилам, заботиться друг о друге. Выполнение несложных правил в дворовых играх организует и дисциплинирует детей, приучает действовать согласованно, подчинять свои желания общим правилам. Если кто то из детей неправильно выполняют правила игры, дети стараются объяснить и показать как необходимо правильно выполнять правила игры.
В заключении хочется сказать, что дворовые игры - это народные игры, которые передаются из поколения в поколения. Они очень разнообразны, способствуют повышению двигательной активности т. к. требуют много движения, находчивости, смекалки, дают массу всяких физических навыков и умений, детей. Благотворно влияют на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляя сердечно-сосудистую систему, способствуют формировании правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.