Ольга Пирко
Формирование у детей интереса к физкультуре и спорту
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у детей интереса к физкультуре и спорту
Термин «физическая культура» имеет широкое понятие – это и часть общей культуры общества, и одна из сфер социальной деятельности, и наука об общих закономерностях физического воспитания и развития личности. Вместе с этим это совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни. Само название «физическая культура» свидетельствует о принадлежности к культуре, отличительной особенностью которой является творческое начало. Подменяя значения, можно сказать, что под физической культурой понимается творческая деятельность, имеющая целью преобразование, совершенствование человеческой природы посредством физических упражнений. Физическая культура направлена на «окультуривание» тела, его оздоровление. Давно известно, что в здоровом теле здоровый дух. Поэтому важно, формируя культуру тела, одновременно гармонически развивать личность ребёнка, стимулировать раскованность и свободу его движений, активизировать творчество.
Публикация «Формирование у детей интереса к физкультуре и спорту» размещена в разделах
Здоровье человека закладывается в детстве и, согласно данных науки, оно обусловливается на 50% - образом жизни, на 20% - наследственностью, на 20% - состоянием окружающей среды и примерно на 10% - возможностями медицины и здравоохранения. Важное место в сохранении здоровья занимает физическая культура и спорт.
От формы организации занятия, использования методов и приёмов зависит уровень приобщения детей к физической культуре и спорту. Используемая методика включает: проведение социально-организованной, непрерывной и целенаправленной работы дошкольного учреждения, семьи и других социальных учреждений; логичное и последовательное использование всех основных зарекомендовавших себя в практике путей формирования интереса к физической культуре. К ним относится:
Экскурсия на футбольное поле, с целью расширения знаний детей о футболе и приобщения детей к спорту.
Посещение физкультурного зала средней общеобразовательной школы, с целью обогащения знаний детей о физкультурном инвентаре, с целью приобщения детей к физкультуре.
Проведение физкультурных досугов («Спортландия», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» и др., праздника («Мама, папа, я – спортивная семья», с целью пропаганды здорового образа жизни, физкультуры и спора.
Проведение физкультурных занятий, утренних гимнастик, занятий по ознакомлению с окружающим с целью расширения знаний детей о физических упражнениях, о спорте, о здоровом образе жизни.
Беседы о роли физкультуры и спорта в жизни человека. («Спорт – путь к здоровью», чтение рассказов о различных видах спорта, просмотр картинок, слайдов и фотографий с изображением спортсменов, с целью сформировать у детей яркие образные представления, активизировать их воображение и память, побудить их к поиску новых знаний и желанию овладеть новым.
Дидактическая игра «Одень спортсмена», «Угадай вид спорта», «Спортивное домино», с целью закрепления полученных знаний о спорте.
Все формы, методы и приёмы физического воспитания должны быть взаимосвязаны и дополнять друг друга. Использоваться с учётом состояния здоровья детей в группе, особенностями их физического развития, возраста, общей физической подготовленностью.
Один из методов приобщения детей к здоровому образу жизни и формированию у них интереса к физической культуре и спорту представлен мной в данной работе. Физкультурно-оздоровительное мероприятие проводилось на базе ДОУ «Берёзка» города Долгопрудный среди детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Цели и задачи соревнования
Создать положительный эмоциональный настрой, повысить двигательную активность детей;
Развивать чувство товарищества, взаимопомощи;
Вызвать радость от совместной деятельности;
Сформировать интерес к физкультуре и спорту, здоровому образу жизни.
Участники: В спортивном мероприятии принимают участие команды воспитанников: 4 мальчика и 4 девочки – в индивидуальных соревнованиях, 3 мальчика и 3 девочки – в эстафетах, а также дети, входящие в группу болельщиков. Возраст участников спортивного соревнования соответствует возрасту детей подготовительной и старшей группы детского сада.
Требования к внешнему виду: Внешний вид участников должен быть опрятным. Участники должны быть одеты в спортивную форму и обувь, соответствующую виду деятельности, не создающую затруднений при выполнении заданий и соответствующую требованиям техники безопасности.
Руководство: Общее руководство организацией и проведение соревнования осуществляет воспитатель, роль судейского комитета отводится родителям.
Программа соревнования
Эстафета с препятствиями (приоритетная)
Дети стоят друг за другом. По сигналу главного судьи первый ребёнок бежит до барьера (высота 30-35 см, перепрыгивает через него, пролезает в обруч (сверху одевает обруч, подлезает под дугу (высота приблизительно 65 см, бежит к «классикам», расположенными (один – два – один и т. д.) в количестве 10 штук, обегает конус и возвращается назад по прямой и т. д. Эстафета передаётся касанием руки. Ошибки: не выполнил задание, фальстарт, сбил планку, не продел обруч сверху, коснулся руками пола при подлезании под дугу, не обежал конус. Эстафета оценивается на время, за каждую ошибку + 3 сек.
Эстафета «Бег со скакалкой»
Дети стоят друг за другом в руках у каждого скакалка. Перед участниками в 1, 5 м от стартовой черты проведена линия, у который стоит первый участник. По сигналу участник бежит, перепрыгивая через скакалку до конуса, обегает его и возвращается обратно обычным бегом, держа скакалку в руках. Второй участник начинает стартовать после того, как первый участник пересечет линию, у которой стоит второй участник и т. д. Ошибки: заступ за линию, фальстарт; бег, не вращая скакалку, не допрыгал до конуса. Эстафета оценивается на время, за каждую ошибку + 3 сек.
Эстафета «Челночный бег»
Бег пять по три метра с переносом кубиков из одного ряда обручей (диаметр – 30 см) в другой, расположенных напротив друг друга. Ошибки: установка кубика вне обруча, выкатывание кубика из обруча, фальстарт. Если ребёнок сбил обруч, то его должен поправить воспитатель. Если выкатившийся из обруча кубик ребёнок возвращает на место, то это не считается ошибкой. Эстафета оценивается на время, за каждую ошибку +3 сек.
Парная эстафета «Передача мяча»
Дети стоят в колоннах (отдельно мальчики и девочки) в руках у первого мальчика мяч (баскетбольный № 3). По сигналу первая пара бежит до обручей (диаметр 55 см, встаёт в них и выполняет четыре передачи друг другу ударяя мяч об пол. Затем бегут до вторых обручей, встают в них и выполняют четыре передачи друг другу от груди. Бегут до третьих обручей, встают в них и выполняют четыре прокатывания друг другу. После этого бегут до конусов, обегают их и возвращаются в свои колонны. Первый мальчик передаёт мяч второму мальчику. Ошибки: фальстарт, не обежали конусы, неправильно выполнили задание. Эстафета оценивается на время, за каждую ошибку + 3 сек.
Эстафета «Построй пирамидку»
Участники стоят друг за другом. По сигналу первый участник добегает до скамейки, выполняет пять прыжков двумя ногами махом, держась руками за края скамейки. Затем бежит к обручу с кубиками, берет один кубик и бежит к следующему обручу, ставит кубик в обруч, возвращается назад бегом, передав эстафету следующему участнику. В финале в последнем обруче должна быть построена пирамидка из кубиков (первый ряд – три кубика, второй ряд – два кубика, третий ряд - один кубик). Ошибки: участник не выполнил пять прыжков, фальстарт, не построена пирамида. Эстафета оценивается на время, за каждую ошибку + 3 сек.
Состав команды 8 человек (4 девочки, 4 мальчика, но выполняют эстафеты 6 человек (3 мальчика, 3 девочки).
Определение победителей: Команда, набравшая наибольшее количество очков, становится победителем соревнования. В случае равенства суммы очков лучшее место определяется по лучшему времени, показанному в 1-й приоритетной эстафете (с барьером и пролезанием под дугой).
Награждение: Победитель и призёры соревнований награждаются дипломами, кубками, медалями. Все участники соревнований награждаются грамотами.
Таким образом, можно сказать, что методически верно построенная система работы по физическому воспитанию, куда входят физкультурные праздники и досуги, различные игры и занятия, беседы, экскурсии и т. д., способствует формированию у дошкольников интереса к физической культуре и спорту.
Занятия физическими упражнениями оказывают большое влияние на всестороннее развитие ребёнка. Приобщая детей к физической культуре, мы закладываем фундамент крепкого здоровья, развиваем детей физически, интеллектуально, духовно, эмоционально, готовим детей к труду и учёбе в школе. Воспитателю при построении своей работы необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, специфику методики проведения и планирования учебного материала, придерживаться принципов педагогического процесса.
Если правильно построить педагогический процесс по физическому воспитанию, то дети полюбят физическую культуру и спорт, им будет интересно на занятии. Разнообразие упражнений и игр увлечёт детей : они забудут о времени. Познав радость и удовольствие от предложенной им деятельности, они уйдут с занятия с желанием продолжить его.