Окишева Анна
Использование нетрадиционных методов работы с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование нетрадиционных методов работы с детьми с ОВЗ».
Согласно статистике Министерства просвещения РФ, каждый год в России число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) растёт на пять процентов. Эти дети отличаются задержкой биологического созревания, психическим инфантилизмом, снижением адаптационных возможностей.
Для меня, как для педагога встала задача, как сделать занятия с детьми более интересными, разнообразными и в тоже время продуктивными, чтобы максимально задействовать их. Хочется увлечь своего воспитанника, вызвать положительные эмоции, заинтересовать. При работе с «особыми» детьми, применяются особые коррекционно- развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.
Публикация «Использование нетрадиционных методов работы с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Грамотное сочетание традиционных и нетрадиционных методов обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, мотивации в учебно-воспитательном процессе.
Искусство более чем любая другая область общественной жизни, может оказывать положительное влияние на развитие ребёнка с любой степенью ограничений здоровья. Это доказанный наукой факт. На нём основано лечение средствами искусства – арт-терапия.
К задачам арт-терапии относятся:
• воспитательные;
• коррекционные;
• психотерапевтические;
• диагностические;
• развивающие.
Арт-терапия выполняет такие важные функции в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, как:
• воспитывает эстетические вкусы;
• освобождает от негативных состояний;
• снимает нервно – психическое напряжение;
• формирует адекватное межличностное поведение, самооценку.
В настоящее время арт-терапия включает в себя много различных видов терапий. Некоторые из них, это:
• песочная терапия;
• сказкотерапия;
• игротерапия;
• музыкотерапия.
Все эти методы направлены на :
• нормализацию мышечного тонуса, который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи;
• способствуют улучшению психоэмоционального состояния детей, развитию речи, развитию речевого дыхания и развитию мелкой моторики.
Песочная терапия.
Песочная терапия предоставляет ребенку с ОВЗ возможность самовыражения. Песок, вода и миниатюрные фигурки помогают выразить свои эмоции, чувства, раскрыться и передать то, что словами ребенок объяснить не может. Терапия с использованием песка основывается на игре. Сказкотерапия.
Это арт-терапевтическая технология, использующая сказочную форму для коррекции эмоциональных нарушений и совершенствования взаимоотношений с окружающим миром. Сказка способна излечить от эмоциональных нарушений поведения, таких как: агрессивность, тревожность, эмоциональный дискомфорт. Развивается творческое воображение.
Игротерапия.
Игра у ребенка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям. Игра для детей является средством коммуникации.
Музыкотерапия.
Это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений у детей с ОВЗ.
Сущность музыкотерапии заключается в способности вызывать у «особого» ребёнка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом. Музыка умиротворяет, расслабляет и активизирует, облегчает печаль и вселяет веселье; может усыплять и вызывать приток энергии, а то и будоражить, создавать напряжение.
Музыкальная терапия может быть включена в индивидуальную программу развития детей-инвалидов в сочетании с другими видами коррекционной работы и с успехом использоваться в учреждениях социальной сферы. Она может помочь выйти на контакт с ребенком, выявить его страхи и проблемы, справиться с ними.
Учитывая возраст и особенности своих воспитанников, в коррекционной работе я использую одно из направлений арт-терапии: музыкотерапия. Это позволяет мне развивать способности детей и формировать их эмоциональную сферу.
Музыкотерапия доступна любому педагогу. На занятиях я применяю различные виды музыкальной деятельности: прослушивание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах.
Например, для прослушивания музыки я пользуюсь магнитофоном. Использую только те произведения, которые нравятся детям. Предлагаю вам посмотреть видео, как проявляет эмоции под музыку ребенок группы «Особый ребенок».
Еще одно из средств восприятия музыки и развития слуха является собственное музицирование детей.
Применение детских музыкальных инструментов и музыкальных игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности. Важно отметить то, что инструментальное музицирование препятствует возникновению у детей «барьера неполноценности».
Арт-терапия для меня является одним из результативных методов в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. Этот метод может быть применён для развития навыков общения и является идеальным инструментом для повышения самооценки и укрепления уверенности в себе, оказывает влияние на становление ребёнка как личности, способствует сохранению и укреплению психического здоровья детей.