Ульяна Арзамасова
Доклад «Использование информационно-коммуникационных технологий в экспериментальной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
спользование информационно-коммуникационных технологий для развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста в экспериментальной деятельности.»
«Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам».
философ Ральф Эмерсон
Другими словами, эта фраза означает, что ребенок усваивает все лучше тогда, когда сам пробует, делает, узнает, делает выводы.
Публикация «Доклад „Использование информационно-коммуникационных технологий в экспериментальной деятельности“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Во многом развитие личности и познавательных способностей детей осуществляется через опыты и экспериментирование, дети познают мир через собственные ощущения. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, развитию речи и обогащению словаря, приобретению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребёнка. В структуре общеобразовательной программы дошкольного образования прописаны интегративные качества, которыми должен обладать выпускник дошкольного образовательного учреждения, а также будущий первоклассник: любознательный, активный, способный решать интеллектуальные и личностные задачи, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.
Для достижения планируемых результатов в освоении программы я создала развивающую образовательную пространственно-предметную среду, которая включает в себя мини-лабораторию, оснащённую приборами и оборудованием.
Актуальность работы по использованию ИКТ в экспериментальной работе с детьми очевидна, ведь современный мир сегодня предъявляет новые требования к подрастающему поколению. Компьютер активно вошёл в жизнь детей и является их средством обучения. Ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Применение в своей работе с детьми компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и современным, расширяет возможности предьявления информации, позволяет усилить мотивацию. Мною создана копилка обучающих программ.
ИКТ в специально организованной экспериментальной деятельности, способствует развитию наглядно-образного мышления, формированию у ребёнка дошкольного возраста целостной картины мира. Использование информационных технологий закладывает у ребёнка уже в дошкольном возрасте основы организации мыслительной и практической деятельности, что является залогом в дальнейшей успешной учебно-познавательной деятельности. Мною был создан банк рабочих материалов
• Конспекты НОД с презентациями (по разделам);
• Мультимедийные материалы (тематические);
• Рекомендации для родителей по проведению экспериментов в домашних условиях;
• Картотека экспериментов и опытов;
• Проекты;
• Доклады, сообщения;
• Фото и видеоматериалы по экспериментальной работе в нашем детском саду.
Отдельно остановлюсь на мультимедийных презентациях. Они дают возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития, повысить этим эффективность педагогической деятельности. Основа любой современной презентации — облегчение процесса зрительного восприятия и запоминание информации с помощью ярких образов. Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:
• осуществление полисенсорного восприятия материала
• возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде
• объединение аудио видео и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из научной литературы
• возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системы
• активизация зрительной функции, глазомерных возможностей ребенка.
Использование мультимедийных презентаций позволяет сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными, которые вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
Применяемые в процессе экспериментирования компьютерные и мультимедийные средства обучения вызывают огромный интерес у моих воспитанников.
С помощью современных технологий можно ярко проиллюстрировать то, что зачастую скрыто от наших глаз, доступно рассказать детям о процессах и явлениях, которые пронаблюдать в природе не представляется возможным из-за их пространственного или временного масштаба, а также смоделировать уже проведенные детьми эксперименты, если что-то осталось ими недопонято.
Есть такие явления, как круговорот воды в природе, с которыми непросто познакомить детей в силу их сложности и масштабности.
Пронаблюдать отдельные процессы, составляющие круговорот, не составляет труда, а вот как соединить всё воедино, связав эти процессы с природными явлениями? В этом тоже помогает компьютерная презентация. Во время её демонстрации, детям задается ряд вопросов: что произошло? почему? что будет происходить дальше?
Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами. В следствии просмотра видео дети легко переходят к экспериментированию с огромным желанием и интересом. У детей возникает мотив – желание узнать ответ.
ИКТ используется как мотивация к действию, как наглядно-демонстрационный материал. ИКТ делает его более наглядным, образным, мотивирует учащихся на получение знаний.
Исходя из вышесказанного применение ИКТ технологий в процессе обучения детей экспериментированию позволяет :
1. показать информацию на экране в игровой форме, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре
2. ярко образно преподнести материал
3. привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими
4. способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, навыков и талантов
5 поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.
И в заключении своего выступления: Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к проведению опытно-экспериментальной деятельности. Актуальность работы в этом направлении несомненна.