Паршунина Наталия Александровна
Исследовательская деятельность в процессе ручного труда
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад по художественно-эстетическому направлению
«Исследовательская деятельность в процессе ручного труда»
Автор: Паршунина Н. А.
2016г.
«Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Исследовательская деятельность в процессе ручного труда» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Темочки
Сегодняшний деловой мир очень конкурентоспособен и быстро изменяется. Современная ситуация требует формирования социально-развитой личности, обладающей значительными интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает, он усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.
Дети от природы наделены яркими способностями. Однако, к сожалению, мы не всегда уделяем достаточного внимания развитию творческих способностей у наших детей. Эффектным средством формирования творческой личности в младшем школьном возрасте, являются продуктивные виды деятельности. Работа с нетрадиционными материалами и является той самой продуктивной деятельностью, в результате которой, дети могут непросто создавать разнообразные поделки и игрушки, выполнять плоскостные и объемные композиции, но и выражать свое отношение к окружающему.
Под работой с нетрадиционными материалами мы понимаем взаимодействие двух видов деятельности : аппликации и конструирования из бумаги, природного и бросового материалов (ручной труд).
Зачастую процесс обучения ручному труду для школьников в специальной и учебно-методической литературе рассматривается с точки зрения обеспечения наиболее успешного овладения детьми общетрудовыми, конструктивными умениями и навыками. Авторы не акцентируют внимание на богатых возможностях ручного труда для творческого развития ребенка.
В связи с этим, возникла проблема освоения новых технологий, в том числе исследовательская деятельность, учитывая особенности развития школьников мы за основу взяли технологию проектирования в творческой деятельности детей и их родителей.
Обучение должно быть «проблемным», т. е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения научных исследований, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск.
Если рассматривать структуру детского исследования, то несложно заметить, что оно так же, как и исследование, проводимое взрослым ученым, неизбежно включает в себя следующие конкретные этапы:
• Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
• Выдвижение гипотезы;
• Поиск и предложение возможных вариантов решения;
• Сбор материала;
• Обобщение полученных данных.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Метод проектов – способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Особая педагогическая значимость метода проектов заключается в следующем:
1. он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;
2. является педагогической технологией, актуализирующей субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе, является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей;
3. это один из немногих методов, выводящий педагогический процесс из стен учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду.
Я хочу показать использование метода проектов в ручном труде на примере проекта «Бумажный мир». Учитывая возрастные психологические особенности младших школьников, координация проектов должна быть гибкая, т. е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.
Для каждого конкретного познавательно-исследовательского взаимодействия нужен привлекательный отправной момент - какое-либо событие, вызывающее интерес школьников и позволяющее поставить вопрос для исследования.
С раннего детства детей привлекает бумага – это ещё неизвестный им материал. Он притягивает их потому что: на нём можно писать, рисовать, он шуршит, мнётся, рвётся и его даже можно попробовать на вкус. Ребенок постоянно тянется к бумаге, его интерес становится всё ярче.
Цель проекта «Бумажный мир» :
Дать ребенку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир бумаги,постичь ее свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.
Задачи проекта:
Познакомить детей со свойствами и особенностями бумаги и постараться открыть ее новые возможности.
Развивать эмоционально – личностную сферу ребенка.
Развивать свободную творческую личность.
Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу.
Формировать потребности в создании собственной поделки, картины.
Воспитывать старательность, трудолюбие.
Принципы:
Принцип культуросообразности;
Принцип преемственности;
Принцип самостоятельности.
Первый этап. Подготовительный:
1. Провести анализ опыта работы педагогов исследователей по изучаемой проблеме.
2. Выявить основные компоненты развития исследовательских и творческих способностей детей младшего школьного возраста на основе анализа методико-педагогической литературы.
3. Определить основные направления и педагогические задачи по развитию исследовательских и творческих способностей в младшем школьном возрасте.
4. Подобрать дидактические и методические пособия, а также коллекцию разнообразной бумаги.
Второй этап. Организационный:
1. Формировать интерес к конструированию из бумаги.
2. Практически знакомить со свойствами бумаги.
3. Способствовать овладению простейшими техническими приемами работы с различными материалами, инструментами.
4. Развивать воображение, видеть необычное в обычных предметах.
На данном этапе мы предлагали детям различные сорта бумаги и давали задание: рассказать о них, их особенностях и что можно сделать из нее. С самого начала, детям предоставили самостоятельно выбрать бумагу, возможность посмотреть и потрогать каждый выставленный материал, подумать и выбрать, какую бумагу использовать в изготовлении поделок.
В результате исследовательской деятельности дети узнали :
1. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.
2. Бумага бывает прочной и не прочной.
3. Бумага боится воды.
4. Ткань прочнее бумаги.
5. Бумага можно резать ножницами или рвать руками.
6. Из бумаги можно сделать игрушки.
7. Бумагу можно склеивать и скручивать.
Детям предлагали посмотреть несколько поделок выполненных с помощью нетрадиционных приемов (оригами, обрывание, бумагокручение, разные виды аппликации).
Третий этап. Практический:
На занятиях по ручному труду и во вторую половину дня:
1. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками; через овладение более сложными приемами работы.
2. Формировать относительную устойчивость замысла.
3. Научить детей предварительно продумывать содержание образа, способов, последовательности его воплощения.
4. Стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения.
5. Побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых, оригинальных замыслов.
6. Создать условия, благоприятные для развития исследовательских и творческих способностей детей младшего школьного возраста
7. Способствовать развитию исследовательских и творческих способностей у детей через конструирование из бумаги.
Четвёртый этап. Итоговый:
1. Выявить эффективность форм, методов развития креативных способностей на основе анализа проделанной работы.
2. Развивать у детей навыки самоанализа, необходимых для оценки собственных и чужих работ.
3. Организовать творческие выставки детских работ, коллекций.
4. Диагностировать творческие и исследовательские способности дошкольников.
При реализации проектов вовсе не важно, открыл ли ребенок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У ученого, решающего свои проблемы, и у малыша, открывающего для себя мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.
Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др., чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.
Использование метода проектов в школьном образовании как одного из методов интегрированного обучения школьников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему открытой для активного участия родителей.