Чеснокова Наталья
Инновационные технологии в работе с детьми ОВЗ и ООП
▼ Скачать + Заказать документы
Введение в тему
Современные исследования российских учёных свидетельствуют о том, что с каждым годом в нашей стране увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является наиболее актуальным.
Значительную часть времени дошкольник с ОВЗ и ООП проводит в детском саду в обычной группе и поэтому, на плечи воспитателя ложится большая ответственность за создание благоприятных условий для жизни, развития личности таких детей. Однако надо отметить, что один воспитатель может не много, обучение и развитие дошкольников с ОВЗ строится на сотрудничестве равноправных партнеров учителя-логопеда, психолога, инструктора по физическому развитию, музыкального руководителя и родителей.
Публикация «Инновационные технологии в работе с детьми ОВЗ и ООП» размещена в разделах
Чтобы заинтересовать воспитанников, нужны нестандартные новые подходы, и технологии, которые способствуют повышению и эффективности образовательного процесса. В работе с детьми важно использовать инновационные технологии.
Давайте вспомним какие вы знаете? Ответы педагогов.
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
1. Информационно - коммуникативные: консультативное, диагностическое, пропагандистское направление.
2. Здоровье сберегающая технология, пальчиковая гимнастика, двигательная гимнастика, дыхательная гимнастика.
3. Телесноориентированные (биоэнергопластика) соединение артикуляционного аппарата с движениями рук.
4. Мнемотехника (придумываются картинки на каждое слово)
5. Су джок – массаж ладонных поверхностей.
6. Арт-терапия
Понятие Арт-терапия – это группа методов использующая возможности искусства, для достижения положительных изменений интеллектуального, социального, эмоционального, личностного развития детей с ОВЗ и ООП.
Цель арт-терапии: Самовыражения, изменение поведения, снятия напряжения, коррекция укрепление психического здоровья, а также эмоционального состояния.
Виды арт терапии: Изотерапия, игровая терапия, сказка терапия, музыка терапия, танцевальная терапия, экотерапия, песочная терапия, тесто пластика, куклатерапия.
Остановлюсь на музыкотерапии
Всем, кто имел опыт общения с детьми с ограниченными возможностями, знают, что не так легко подобрать правильный подход к таким деткам, установить с ними взаимопонимание и вызвать живой интерес к совместной деятельности, музыкальная терапия с успехом справляется с этой задачей. Она может помочь выйти на контакт с ребёнком, выявить его страхи, проблемы и справиться с ними. Даже уже само общение с музыкой изменяет ребёнка изнутри, делает его мир богаче, разнообразнее.
Цель музыкатерапии - формирование вербальных средств коммуникации, мотивации речевого общения, активизация словаря, развитие связной речи. Данная технология способствует формированию высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром, учит ребенка с ОВЗ и ОПП самовыражаться, управлять своими чувствами.
Ни для кого не секрет, что музыкальное воздействие стимулирует развитие ребенка, влияет на внутренние органы, развивает и повышает его интеллект. Ученые считают, что музыка в прямом смысле слова, оказывает воздействие на мозг человека, в коре головного мозга появляются новые нейронные сети, нейронные связи. Доктор медицинских наук Михаил Львович Лазарев писал, что музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности, через три основных фактора:
Давайте рассмотрим эти факторы:
- Вибрационный фактор музыки является стимулятором обменного процесса на уровне клетки.
- Физиологический фактор музыки способен изменять различные функции организма – такие как дыхательную, двигательную, сердечнососудистую.
- Психологический фактор через ассоциативные связи, медитацию способен значительно менять психическое состояние ребенка.
Формы музыкальной терапии:
Рецептивная музыкотерапия (пассивная) ребенок в процессе музыко- терапевтического сеанса не принимает в нём активного участия, занимая позицию простого слушателя.
Варианты проведения:
- музыкальные картинки: восприятие музыки осуществляется ребенком совместно с педагогом, который помогает сосредоточиться на музыкальной картинке и в течении 3-5 минут побывать в мире музыкальных звуков, мелодии, живой природе.
- музыкальное моделирование: используется материал, составленный из фрагментов разных по характеру музыкальных произведений, которые
отвечают душевному состоянию ребенка в данный момент (сочувствие его переживаниям, а также обладающие наибольшей силой эмоционального воздействия.
Пример (Так например терапевтическая игра на избавление агрессии «Уходи злость, уходи», дети ложатся на ковер и бьют ногами по полу, в это время звучит пьеса Чайковского «Баба яга» упражнение продолжается 3-5 минут, затем дети ложатся в позу звезды, лежат спокойно слушают тихую спокойную музыку или журчанье ручейка).
Рассмотрим активные методы музыкальной терапии, которые основаны на активной работе с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение, кинезетерапии и т. д.
вокалотерапия - направлена на формирование оптимистического настроения с помощью вокальной деятельности-пения, звукоподражания. Для достижения максимального эффекта в вокалетерапии, в структуру занятия педагог в игровой форме включает следующее содержание:
-упражнения на снятия зажимов в различных областях.
-дыхательная гимнастика.
- артикуляционная гимнастика.
-песенки короткой продолжительности, желательно шуточного содержания, сопровождающиеся наглядностью.
Кинезитерапия – различные формы и средства движений, изменяют общую реактивность организма, разрушают патологические стереотипы, возникающие во время болезни. Дети обучаются технике выражений эмоций с помощью выразительных движений тела, навыкам релаксации. Кинезитерапия включает в себя: психогимнастику, коррекционню ритмику, ритмопластику, сюжетно-игровую кинезитерапию. При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимает непроизвольные движения.
Пример (упражнения способствует расслаблению, снимает мышечные зажимы упражнение - игра «Облака» с шифоновыми шарфами; упражнение по ритмопластики «Пузырьки воздуха» под звуки плеска волн легкой мелодии, дети очень тихо, легко и мягко ходят на носочках, представляя себя пузырьками воздуха, лёгкими и невесомыми).
Инструментальная музыкальная терапия, направлено на формирование оптимистических настроений с помощью игры на музыкальных инструментах, звучащих жестах, озвучивание сказок, стихов.
Эта – форма коллективной музыкально-творческой деятельности, движения и речи, общения и непосредственного переживания, творчества и фантазирования, самовыражения, радости и удовольствия. Для этого выбираются инструменты, которые, будучи достаточно выразительными по звучанию, могут должным образом вознаградить усилия ребенка и не требуют специальной подготовки для игры на них.
Пример (барабан, бубен, ложки, колокольчик, треугольник - такие музыкальные инструменты, которые обладают большой ритмической силой, но в то же время передают эмоциональные нюансы.
Музыкальная импровизация с детьми ОВЗ и ООП может проводиться на фоне звучания музыкального произведения в аудиозаписи. Это облегчает педагогу руководство процессом импровизации. Коррекционные возможности музыкотерапии связаны с предоставлением ребенку практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации, что помогает утверждать и познавать свое Я.
Таким образом, все арттехнологии, в том числе и музыкотерапия, используемые в системе коррекционной помощи ребенку с ОВЗ в дошкольном учреждении, должны способствовать гармонизации личности такого ребенка и его социальной адаптации. Музыкотерапия будет благотворно влиять на общее эмоциональное состояние детей, повысит их эмоциональный статус, если:
1. Будут созданы благоприятные условия для занятий с детьми музыкотерапией.
2. Продуманы методические приемы: музыкальные упражнения, игра на музыкальных инструментах.
3. Подобраны специальные музыкальные произведения.