Светлана Соплина
Инновационные технологии. Использование инновационных занятий и интерактивного пола при работе с детьми ОВЗ
У детей с ограниченными возможностями здоровья практически отсутствует или очень низкая мотивация к обучению. Сегодня решать эту проблему помогают информационные технологии. Проанализировав диагностику психических познавательных процессов детей, мы предположили, что активное использование интерактивных технологий при работе с детьми с ОВЗ позволит повысить показатели познавательной активности и развития психических познавательных процессов.
Публикация «Инновационные технологии, Использование инновационных занятий и интерактивного пола при работе с детьми ОВЗ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Интерактивный пол, который мы используем в работе с детьми ОВЗ, даёт новые возможности развития детей и является прекрасным дополнением к использованию наглядных пособий на основных занятиях.
Интерактивные игры вызывают у детей:
- познавательный интерес;
- способствуют снятию напряжения, перегрузки и утомления;
- могут служить средствами развития речи и двигательных качеств;
- развивают мелкую моторику, координацию;
- развивают двигательную память;
- повышают работоспособность головного мозга;
- знакомят с многообразием окружающего мира;
- дают знания о различных предметах и явлениях;
- помогают освоить математические основы и развивают логическое мышление.
- готовят руку к письму.
Цвет, движение, звук – это те факторы, которые достаточно долго удерживают внимание ребенка, делают процесс обучения более осознанным. Осознание ребенком с ОВЗ того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры дает ему веру в свои силы. Использование информационных технологий помогает педагогам делать работу привлекательной для детей, наполнять ее новым содержанием, делать процесс обучения более эффективным и практически направленным.
Интерактивная поверхность легко может перенести в джунгли, пустыню, на самые высокие горы мира или берег моря. А подвижные детские интерактивные игры! Сколько восторга вызовает игра в классики, футбол или бадминтон. Возможность самостоятельно управлять изображением позволяет ребенку полностью погрузиться в процесс обучения (игры).
При организации любых занятий с интерактивным оборудованием мы обязательно учитываем их длительность. По существующим нормативам дошкольникам рекомендуется заниматься не более 25 минут.
Интерактивные игры и занятия проводим увлекательно, оригинально, необычно, неповторимо. Например, как можно организовать образовательный процесс совместно с интерактивной игрой:
1. Комплекс «Футбол». Игра «Футбол».
Дополнительное оборудование и материалы: футбольный мяч, жетоны для жеребьевки.
1. Загадка
- Я сейчас загадаю загадку, а вы, отгадав ее, узнаете, чему будет посвящена наша игра.
Ногами все бьют мяч, пинают,
Как гвоздь в ворота забивают,
Кричат от радости все: «Гол!».
Игру с мячом зовут. ФУТБОЛ.
2. Игра «Скажи наоборот».
- Чтобы играть в футбол, каким надо быть? (быстрым, здоровым, смелым, сильным, ловким, дисциплинированным). Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот». Я буду называть качества, которые как мне кажется не подходят футболисту, а вы противоположные, качества – «наоборот», которые подходят футболистам:
- слабый – сильный;
- медленный – быстрый;
- трусливый – смелый;
- неуклюжий – ловкий;
- пассивный – активный;
- больной - здоровый;
- ленивый – трудолюбивый;
- грустный – веселый.
3. Жеребьевка.
Предлагаю выбрать футболистов. Те ребята, которым выпал мячик, будут футболистами. Но на футбольном матче присутствуют не только футболисты, но еще и кто? Да, болельщики. Что делают болельщики во время игры? Да, они болеют, кричат и поддерживают игроков. Тот, кому не попался мячик, тот будет болельщиком. Раз, два, три, четыре, пять, мы идём в футбол играть!
4. Игра «Футбол».
Молодцы, эта была отличная игра! Наши болельщики подготовили для футболистов сюрприз – это игра «Салют»!
5. Игра «Салют"
Это не хлопушки.
Выстрелили пушки.
Дети пляшут и поют,
В небе праздничный … салют.
Целью игры «Футбол» является умение ориентироваться на плоскости; развивает внимание, смекалку и находчивость. Кроме того, при взаимодействии нескольких участников вырабатываются навыки коллективной работы, способность принимать решения и вести за собой друзей. Это хороший шанс проявить креативность, ведь увлечённые дети раскрываются, показывая свои скрытые таланты.
Помимо расписания демонстрации проекцией также можно устраивать соревнования — как между отдельными детьми, так и целыми командами. Программное обеспечение интерактивного пола для детей позволяет «разбивать» проекцию на несколько частей и учитывать действия на каждой из них (вести счёт).
2. Комплекс «Цветочная поляна».
Дополнительное оборудование и материалы: музыка-сопровождение, зонтик, музыка «Шум дождя».
После футбола надо отдохнуть и я предлагаю вам отправиться на цветочную поляну.
1. Игра «Цветы» Идем друг за другом.
2. Игра «Полей Цветок»
На нашей поляне сегодня светит солнышко, стоит очень жаркий летний день и цветы на поляне стали засыхать. Давайте их польем. Если вы увидите, что цветочек стал засыхать, то надо над ним хлопнуть в ладоши и волшебная лейка его польет.
3. Игра «Зонтик».
Солнце спряталось за тучку. И пошел дождик. Давайте все спрячемся под моим зонтиком.
4. Игра «Цветные росинки».
Снова выглянуло солнышка. Давайте выйдем на нашу полянку. Сколько много цветных радушных капелек на нашей полянке. Давайте поиграем с ними. Если прыгнуть на капельку, то она лопнет.
5. Игра: "Аплодисменты".
Какие мы молодцы! Давайте похлопаем друг другу и себе.
3. Комплекс «Морское путешествие».
Дополнительное оборудование и материалы: массажная дорожка, музыка «Звуки леса», «Шум моря».
1. Ходьба по массажной дорожке.
Эй, веселый народ! (шаг марша в колонне по одному)
Кто со мной пойдет в поход?
Мостик в стороны качался, (ходьба на носках, руки в стороны)
А под ним ручей смеялся,
На носочках мы пойдем,
На тот берег попадем.
Дальше глубже в лес зашли
Налетели комары. (поднимать руки вверх-хлопок, руки вниз-хлопок).
Руки вверх-хлопок над головой,
Руки вниз-хлопок другой.
Комаров всех перебьем.
Дальше дружно мы пойдем.
Дальше по лесу шагаем,
И медведя мы встречаем. (ходьба на внешнем своде стопы, руки за голову)
Руки за голову кладем,
И вразвалочку идем.
А потом, потом, потом,
Быстро-быстро мы пойдем. (ускоряем шаг до 1 минуты)
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем
Голову не опускаем.
2. Дыхательная гимнастика: «Морской воздух».
- Чувствуете, ребята, пахнет морским воздухом.
И увидели мы море, (Интерактивный пол «Море»)
Море синее, большое.
Воздух мы морской вдохнем
Дышим носом, а не ртом.
Плечи не поднимаем,
Животом мы помогаем.
- Как хорошо мы подышали морским воздухом.
3. Игра «Водичка».
- Давайте подойдем ближе к морскому берегу. Потрогаем водичку. Скажите, какая она?
- Что вы чувствуете?
- Кто хочет заглянуть в морскую глубину?
- Посмотрите кто там плавает?
- А сколько рыбок вы видите?
- Давайте посчитаем рыбок которые налево?
- А теперь, тех, которые плывут направо?
- Какая рыбка самая маленькая?
- Какая рыбка плывет выше всех?
- Какая, ниже всех?
- Скажите, а все ли рыбки одинаковые?
4. Релаксация «На морском дне».
- Давайте немного отдохнем и послушаем шум морского прибоя. Можно лечь на пляжные гамаки или сесть на стулья. Займите удобное для вас положение.
Вы находитесь на морском берегу. Солнце ярко светит, и вы чувствуете себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите крик чаек и плеск воды. Вы абсолютно спокойны. Вам лень шевелиться. Вы наслаждаетесь покоем и солнечным теплом. Вы чувствуете, что вы засыпаете. Вам снится сон. Вы видите море с прозрачной голубой водой, через которую можно рассмотреть: необыкновенные водоросли, причудливые кораллы, прозрачные медузы, которые ловят солнечный свет что пробивается через толщу воды и переливается радужными звездочками в их мантии… удивительные по красоте рыбы … вот проплыла мимо рыба-шарик, а справа мелькнула рыба-меч, а вот и рыбы-попугаи, рыбы-бабочки и даже рыба с павлиньими хвостами… Большая зеленая черепаха очень медленно и важно выплыла из-за камня похожего на скалу и таинственно посмотрела на вас своим круглым глазом из под тяжелого века… А вот вы видите что из далека медленно плывет вам навстречу рыбка. Она заинтересовала вас своей непохожестью на других рыб. Она подплыла к вам совсем близко и остановилась. Рассмотрите ее внимательно. Какая она? Какой она формы, … размера, окраса. Рассматривая ее вы, понимаете, что эта рыбка очень близка и похожа на вас. Попробуйте почувствовать чем вызваны у вас такие ощущения, … что она чувствует, о чем думает, чего желает….
И вот вы почувствовали, что жаркий луч солнца упал на ваше лицо, вы зажмурились и поняли, что это всего лишь ваш сон. Сон понарошку…. Медленно откройте глаза, потянитесь и улыбнитесь… посмотрите по сторонам… Можно встать, а можно остаться на своем месте.
Рефлексия «Аквариум».
Дополнительное оборудование и материалы: магнитная доска, 2 подноса, шаблоны-символы на магнитах: рыбы, водоросли, кораллы, камни.
Текст: Перед вами рыбки, разные по форме, цвету, размеру. Найдите ту рыбку, которая напоминает вам ту, что вы видели в своем волшебном сне. Охарактеризуйте ее. Чем она близка вам? Что вы чувствуете? Давайте выпустим в наш аквариум.
В аквариуме есть окружающая среда, мир: водоросли, растения, камни. Перед вами шаблоны-символы, давайте, с помощью их выразим ваше впечатления о прошедшем мероприятие. Пусть водоросли будут олицетворять то, что вас сегодня удивило, произвело впечатление, кораллы - это идеи, которые возникли во время нашего мероприятия и которые вы в дальнейшем будите реализовывать в своей работе. Камни – это вопросы, которые возникли у вас, сомнения, противоречия. Ведь они тоже имеют место быть. Без них невозможно развитие.
Давайте украсим наш аквариум! Конечно же, вы можете сделать это и молча, но нам бы хотелось получить от вас обратную связь.
Так же, на закрепление цветов и оттенков, хорошо использовать игру «Лопни шарик-получи игрушку в подарок». Эта игра развивает пространственное мышление. В ней принимают участие от 1 до нескольких детей, каждый ребенок должен собрать шарики определенного цвета, если задание выполнено правильно, то ребенок получает приз, тем самым вызывает положительные эмоции у малыша.
1. Игра «Уроки тетушки Совы» помогает детям закрепить и систематизировать знания по теме «Правила дорожного движения»
Игра №403 «Алфавит»- закрепляет знания детей, полученные ранее в процессе проведения образовательной деятельности по обучению грамоте.
Созданию связного рассказа по картинкам следует используем игру «Профессии» - суть этой игры заключается в умении составлять небольшой описательный рассказ по картинкам.
Установлено, что «умный пол» не оказывает негативного воздействия на чувствительные детские глаза в отличие от телевизоров, компьютеров и другой техники.
2. Игра «Розы под лепестками» - с виду это обычная картинка на полу но стоит только наступить ногой или нажать рукой на неё, как тут же всё преображается и оживает! Мирно плавающие рыбки со страхом расплываются прочь, шарики начинаются лопаться, цветы распускаются…
При этом некоторые обучающие проекции построены таким образом, что пол реагирует даже на взмахи рук и ног (влево, вправо, вверх и вниз, приседания, подпрыгивания и другие действия, не связанные с перемещением в пространстве, но являющиеся очень активными.
Каждая секунда «общения» с полом уникальна, так как события развиваются не по запланированному сценарию, а по одному из бесконечных вариантов. Поэтому, например, если Вы решите собрать лепестки роз, то они будут разлетаться от Вас по случайной траектории, которая постоянно будет изменяться в зависимости от Ваших действий.
При этом «играть» с полом может, как один ребенок, так и несколько. На каждое движение «умный пол» будет реагировать.
3. Игра «Мишка у реки» - это математическая игра помогает закреплять знания детей, полученные в образовательной деятельности (решать задачи и примеры, развивать смекалку, мышление, внимание.
Интерфейс интерактивного пола для детского сада позволяет установить расписание проекцией, например — сначала дети лопают шарики, а затем изучают цвета.
При помощи пола с интерактивной проекцией можно не просто развлекать детей, но и обучать! Отдельные проекции даже позволяют оценить уровень развития ребёнка, что особенно важно при подготовке к школе.
4. Игра «Ученик собирает школьные принадлежности» - в этой игре нужно помочь ученику собрать школьные принадлежности. Она развивает умение классифицировать предметы по признакам, сообразительность и умение быстро реагировать на картинку.
Считаю, что интерактивный пол для развития детей — это отличный инструмент, который помогает нам разнообразить образовательный арсенал, а также повысить общую эффективность образовательного процесса.
Одни проекции развивают внимательность, другие — моторику, третьи — реакцию, четвёртые — сообразительность и т. д. По причине необходимости физических усилий для «игры» с полом, такой вид развлечения хорошо подходит тем ребятишкам, которые испытывают те или иные трудности в физическом развитии (как небольшие, например обычная медлительность, так и серьёзные — задержки в развитии и т. д.).
Кроме того, грамотное комбинирование традиционного обучения с работой с «умным» полом способно дать прекрасные результаты.
Анализ практической деятельности позволяет сделать вывод, что активное применение интерактивных технологий активизирует познавательную активность и способствует развитию психических познавательных процессов детей с ОВЗ. Это подтверждают результаты итоговой диагностики.
Таким образом, использование интерактивных технологий в педагогическом процессе ДОО положительно влияет на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов, так как обладает двойной направленностью: на повышение эффективности воспитания и обучения детей и на снятие «отрицательных последствий образования».