Получи документы

Формирование первичных представлений о мире у детей младшего дошкольного возраста посредством речевой деятельности

Лолита П
Формирование первичных представлений о мире у детей младшего дошкольного возраста посредством речевой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

МДОУ Кесемской детский сад

Доклад

«Формирование первичных представлений о мире у детей младшего возраста посредствам речевой деятельности»

Воспитатель: Пещерова Л. С.

В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития ребенка.

Темочки:

Однако следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями. Для взрослых людей информация первична, а отношение вторично. А у детей все наоборот : отношение первично, информация вторична.

Основой мировосприятия трехлетнего ребенка является предметное содержание действительности, его мир - отдельные, конкретные, реальные предметы, объекты, явления. Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Он смотрит на предметы как бы с разных сторон; его интересуют их внешние (Что? Кто? Какой) и внутренние характеристики (Для чего? Как). Но самостоятельно постигать скрытые характеристики предметов трехлетний ребенок не может.

Дети этого возраста начинают осознавать роль и значение предметов в жизни человека.

Важный момент, влияющий на развитие познавательных способностей - наличие у детей интереса к познавательной деятельности, познавательной мотивации.

Естественно, что познавательное развитие тесно связано с развитием речи дошкольника. Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно!

Речевое развитие дошкольников происходит очень стремительно. В словарном запасе трехлетнего ребенка уже около 1200 слов.

Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.

Исходя из выше сказанного, можно выделить следующие задачи познавательного и речевого развития.

Основные задачи познавательно - речевой деятельности :

1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

2. Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.

4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.

5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.

6. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов во всех видах деятельности.

Для того, чтобы обеспечить развитие личности малышей, необходимо создать развивающую предметно – пространственную среду.

Дети младшего возраста, развитие которых находится на рубеже перехода от предметной к игровой деятельности, должны получать от среды возможности развития именно этих видов деятельности. В соответствии с закономерностями развития мышления, памяти, внимания, речи и т. д. здесь должна быть мощно представлена среда предметной деятельности и связанных с ней условий сенсорного воспитания и развития детей, здесь же получает питание зарождающаяся игровая деятельность. Таким образом, развивающая среда младшей группы должна содержать все виды деятельности, но направленность их связывается с предметной и игровой деятельностью. В их содержании должны реализовываться все задачи развития детей этого возраста. Общий вид группы – игровой, яркий, предметный.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Развитию речи в нашем детском саду уделяется большое внимание. В процессе организации работы по речевому развитию детей мы используем следующие подходы:

1. Комплексный подход к развитию устной речи, обеспечивающий:

– понимание речи, привлечение внимания и интереса детей к собственной речи и речи окружающих;

– развитие связной диалогической и монологической речи;

– обогащение и уточнение словаря;

– развитие грамматического строя речи;

– развитие речевого аппарата, звукопроизношения;

– развитие мелкой моторики

2. Практическое овладение нормами речи и их применение в различных формах и видах детской деятельности.

Работа по данному направлению построена на основе принципов системности, последовательности и преемственности. Создавая условия для полноценного развития речи детей, мы предусматриваем :

•создание развивающей предметно-пространственной среды;

•целенаправленную работу воспитателей над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности и при тесном сотрудничестве с родителями;

•повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;

•изучение состояния речевого развития детей в период дошкольного детства;

Организацию воспитательно - образовательной работы по развитию речи в ДОУ осуществляем с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Используем разнообразные формы работы в течение дня: образовательную деятельность, беседы, дидактические игры, индивидуальную работу, элементы театрализованной деятельности, пальчиковую гимнастику. Широко применяем при организации режимных моментов художественное слово. Предлагаем детям для самостоятельного рассматривания предметные и сюжетные картинки, иллюстрации, книги в целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения, обогащения пассивного словаря, активизации связной речи.

Развитие речи в ДОУ начинается с групп раннего возраста. С помощью игровой деятельности расширяем запас понимаемых слов, заменяем звукоподражательные слова общеупотребительными (вместо ав-ав — собака, формируем умение детей составлять фразы из трех и более слов, умение правильно употреблять грамматические формы. Активно используем для этих целей народные песенки, потешки, сказки, развитие мелкой моторики.

Мы проводим систематическую работу по формированию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Для этого проводятся беседы на различные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересами и впечатлениями. В диалоге зарождаются и развиваются навыки монологической речи. Большое значение для развития навыков самостоятельной (монологической) речи, придаем рассказам как по картинам, так и по сериям сюжетных картинок. Они помогают ребёнку разобраться в последовательности событий. Дети учатся выделять основные моменты в содержании рассказа, уточняют значение известных им слов и усваивают новые. Новые слова запоминаются не механически, а в процессе их активного использования. Приучаем детей к слушанию текстов, задаем вопросы, беседуем по содержанию. Учим строить высказывания разных типов: описание, повествование, рассуждение. Работая над развитием связной речи, нужно активизировать ее основные компоненты, поэтому большое внимание уделяем словесным играм, цель которых - обогащение словарного запаса, формирование грамматически правильной речи. Благодаря таким играм дети оперируют языковой информацией, что повышает их собственную речевую активность. Проводим такие игры: «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Кто что делает…», «Подбери словечко», Что на дереве растет», «Чудесный мешочек» и другие.

Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий : тематические альбомы, дидактические игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха, картотеки игр для развития мелкой моторики, картотеки сюжетно - ролевых игр.

Постоянно идет работа над звуковой культурой речи, как на занятиях, так и в режимных моментах. Основной целью воспитателя является воспитание звукопроизношения – это систематическая работа со всеми детьми группы, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха. Используем такие дидактические игры: «Кто как кричит»», «Вьюга»», «Какой», «Что звучит», «Назови слова», «Зоопарк», и т. д.

В ходе образовательной деятельности для создания интереса к занятиям используем опыт детей, создаем проблемные ситуации. Обращаем внимание на качество ответов детей, исправляем грамматические неточности.

Важное место в работе по речевому развитию детей занимает эффективная организация развивающей предметно- пространственной среды:

-уголки книги, (художественная литература соответствует возрасту детей, имеет эстетичный вид);

-центры театрализации, (в группах организованы центры театрализованной деятельности, которые соответствуют возрасту детей; имеются разные виды театров: пальчиковый, кукольный, настольный; используются также детские костюмы персонажей сказок);

-уголки сюжетных и ролевых игр по ознакомлению детей с социальной действительностью «Больница», «Семья», «Парикмахерская», «Магазин», «Автобус» и др. (развивается диалогическая игра);

-центры речевого развития, настольно-печатные игры (играя, дети учатся находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения; самостоятельно дети могут играть в течение дня; стараемся, чтобы дети словами объясняли свои действия в игре);

-художественные уголки для развития мелкой моторики рук («Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В. А. Сухомлинский. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит).

Индивидуальную работу проводим в утренние и вечерние часы в игровой форме, в обстановке естественного общения, чтобы развивать речевые способности каждого ребенка.

Используем разнообразные методы и приёмы, формы работы, стимулирующие речевую деятельность детей. Это и создание проблемных ситуаций, в которых ребенку необходимо было бы высказаться (высказать свою просьбу, мнение, суждение и т. д., решение речевых логических задач, игры-драматизации, составление загадок, песенки- потешки.

Очень важно участие семьи в речевом развитии ребенка. Стараемся убедить родителей в том, что именно их роль в речевом развитии ребенка значима, что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны.

•Постоянно обновляются информационные стенды для родителей в приёмных групп.

Проведены консультации по темам: «Речь младшего дошкольника», «Развитие связной речи детей», «Развитие речи детей в повседневной жизни» ,«Играя развиваем речь детей», «Учим правильно произносить звуки», «Роль семьи в развитии речи детей»

запланированы - «Ознакомление с особенностями речевого развития детей определённого возраста», «Играем с пальчиками и развиваем речь».

•Проведены индивидуальные беседы с родителями по итогам анализа речевого развития детей, проводимые воспитателями.

С целью повышения компетентности в вопросах речевого развития детей, повышения профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников, запланирован ряд мероприятий:

-педсовет на тему: «Совершенствование работы по речевому развитию воспитанников»

-консультации для воспитателей : «Формирование грамматического строя и развитие связной речи у дошкольников», «Как выполнять артикуляционную гимнастику», «Играем и развиваем грамматический строй речи»

- открытые занятия «Кого мы встретили в лесу», «В гостях у сказки"

-Оформление уголков речевого развития

- Оформление книжных уголков

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы)Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы) «Формирование элементарных математических представлений детей 3-4 лет через дидактические игры» из опыта работы. Новикова Галия Фаритовна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование первичных представлений о мире у детей младшего дошкольного возраста посредством речевой деятельности
Опубликовано: 17 декабря 2024 в 22:12
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование первичных представлений о мире у детей младшего дошкольного возраста посредством речевой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Лолита П (УИ 1761951) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД