Лолита П
Формирование первичных представлений о мире у детей младшего дошкольного возраста посредством речевой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ Кесемской детский сад
Доклад
«Формирование первичных представлений о мире у детей младшего возраста посредствам речевой деятельности»
Воспитатель: Пещерова Л. С.
В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития ребенка.
Темочки:
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2024
Однако следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями. Для взрослых людей информация первична, а отношение вторично. А у детей все наоборот : отношение первично, информация вторична.
Основой мировосприятия трехлетнего ребенка является предметное содержание действительности, его мир - отдельные, конкретные, реальные предметы, объекты, явления. Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Он смотрит на предметы как бы с разных сторон; его интересуют их внешние (Что? Кто? Какой) и внутренние характеристики (Для чего? Как). Но самостоятельно постигать скрытые характеристики предметов трехлетний ребенок не может.
Дети этого возраста начинают осознавать роль и значение предметов в жизни человека.
Важный момент, влияющий на развитие познавательных способностей - наличие у детей интереса к познавательной деятельности, познавательной мотивации.
Естественно, что познавательное развитие тесно связано с развитием речи дошкольника. Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно!
Речевое развитие дошкольников происходит очень стремительно. В словарном запасе трехлетнего ребенка уже около 1200 слов.
Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.
Исходя из выше сказанного, можно выделить следующие задачи познавательного и речевого развития.
Основные задачи познавательно - речевой деятельности :
1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
2. Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.
4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.
5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.
6. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов во всех видах деятельности.
Для того, чтобы обеспечить развитие личности малышей, необходимо создать развивающую предметно – пространственную среду.
Дети младшего возраста, развитие которых находится на рубеже перехода от предметной к игровой деятельности, должны получать от среды возможности развития именно этих видов деятельности. В соответствии с закономерностями развития мышления, памяти, внимания, речи и т. д. здесь должна быть мощно представлена среда предметной деятельности и связанных с ней условий сенсорного воспитания и развития детей, здесь же получает питание зарождающаяся игровая деятельность. Таким образом, развивающая среда младшей группы должна содержать все виды деятельности, но направленность их связывается с предметной и игровой деятельностью. В их содержании должны реализовываться все задачи развития детей этого возраста. Общий вид группы – игровой, яркий, предметный.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Развитию речи в нашем детском саду уделяется большое внимание. В процессе организации работы по речевому развитию детей мы используем следующие подходы:
1. Комплексный подход к развитию устной речи, обеспечивающий:
– понимание речи, привлечение внимания и интереса детей к собственной речи и речи окружающих;
– развитие связной диалогической и монологической речи;
– обогащение и уточнение словаря;
– развитие грамматического строя речи;
– развитие речевого аппарата, звукопроизношения;
– развитие мелкой моторики
2. Практическое овладение нормами речи и их применение в различных формах и видах детской деятельности.
Работа по данному направлению построена на основе принципов системности, последовательности и преемственности. Создавая условия для полноценного развития речи детей, мы предусматриваем :
•создание развивающей предметно-пространственной среды;
•целенаправленную работу воспитателей над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности и при тесном сотрудничестве с родителями;
•повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;
•изучение состояния речевого развития детей в период дошкольного детства;
Организацию воспитательно - образовательной работы по развитию речи в ДОУ осуществляем с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Используем разнообразные формы работы в течение дня: образовательную деятельность, беседы, дидактические игры, индивидуальную работу, элементы театрализованной деятельности, пальчиковую гимнастику. Широко применяем при организации режимных моментов художественное слово. Предлагаем детям для самостоятельного рассматривания предметные и сюжетные картинки, иллюстрации, книги в целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения, обогащения пассивного словаря, активизации связной речи.
Развитие речи в ДОУ начинается с групп раннего возраста. С помощью игровой деятельности расширяем запас понимаемых слов, заменяем звукоподражательные слова общеупотребительными (вместо ав-ав — собака, формируем умение детей составлять фразы из трех и более слов, умение правильно употреблять грамматические формы. Активно используем для этих целей народные песенки, потешки, сказки, развитие мелкой моторики.
Мы проводим систематическую работу по формированию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Для этого проводятся беседы на различные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересами и впечатлениями. В диалоге зарождаются и развиваются навыки монологической речи. Большое значение для развития навыков самостоятельной (монологической) речи, придаем рассказам как по картинам, так и по сериям сюжетных картинок. Они помогают ребёнку разобраться в последовательности событий. Дети учатся выделять основные моменты в содержании рассказа, уточняют значение известных им слов и усваивают новые. Новые слова запоминаются не механически, а в процессе их активного использования. Приучаем детей к слушанию текстов, задаем вопросы, беседуем по содержанию. Учим строить высказывания разных типов: описание, повествование, рассуждение. Работая над развитием связной речи, нужно активизировать ее основные компоненты, поэтому большое внимание уделяем словесным играм, цель которых - обогащение словарного запаса, формирование грамматически правильной речи. Благодаря таким играм дети оперируют языковой информацией, что повышает их собственную речевую активность. Проводим такие игры: «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Кто что делает…», «Подбери словечко», Что на дереве растет», «Чудесный мешочек» и другие.
Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий : тематические альбомы, дидактические игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха, картотеки игр для развития мелкой моторики, картотеки сюжетно - ролевых игр.
Постоянно идет работа над звуковой культурой речи, как на занятиях, так и в режимных моментах. Основной целью воспитателя является воспитание звукопроизношения – это систематическая работа со всеми детьми группы, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха. Используем такие дидактические игры: «Кто как кричит»», «Вьюга»», «Какой», «Что звучит», «Назови слова», «Зоопарк», и т. д.
В ходе образовательной деятельности для создания интереса к занятиям используем опыт детей, создаем проблемные ситуации. Обращаем внимание на качество ответов детей, исправляем грамматические неточности.
Важное место в работе по речевому развитию детей занимает эффективная организация развивающей предметно- пространственной среды:
-уголки книги, (художественная литература соответствует возрасту детей, имеет эстетичный вид);
-центры театрализации, (в группах организованы центры театрализованной деятельности, которые соответствуют возрасту детей; имеются разные виды театров: пальчиковый, кукольный, настольный; используются также детские костюмы персонажей сказок);
-уголки сюжетных и ролевых игр по ознакомлению детей с социальной действительностью «Больница», «Семья», «Парикмахерская», «Магазин», «Автобус» и др. (развивается диалогическая игра);
-центры речевого развития, настольно-печатные игры (играя, дети учатся находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения; самостоятельно дети могут играть в течение дня; стараемся, чтобы дети словами объясняли свои действия в игре);
-художественные уголки для развития мелкой моторики рук («Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В. А. Сухомлинский. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит).
Индивидуальную работу проводим в утренние и вечерние часы в игровой форме, в обстановке естественного общения, чтобы развивать речевые способности каждого ребенка.
Используем разнообразные методы и приёмы, формы работы, стимулирующие речевую деятельность детей. Это и создание проблемных ситуаций, в которых ребенку необходимо было бы высказаться (высказать свою просьбу, мнение, суждение и т. д., решение речевых логических задач, игры-драматизации, составление загадок, песенки- потешки.
Очень важно участие семьи в речевом развитии ребенка. Стараемся убедить родителей в том, что именно их роль в речевом развитии ребенка значима, что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны.
•Постоянно обновляются информационные стенды для родителей в приёмных групп.
• Проведены консультации по темам: «Речь младшего дошкольника», «Развитие связной речи детей», «Развитие речи детей в повседневной жизни» ,«Играя развиваем речь детей», «Учим правильно произносить звуки», «Роль семьи в развитии речи детей»
запланированы - «Ознакомление с особенностями речевого развития детей определённого возраста», «Играем с пальчиками и развиваем речь».
•Проведены индивидуальные беседы с родителями по итогам анализа речевого развития детей, проводимые воспитателями.
С целью повышения компетентности в вопросах речевого развития детей, повышения профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников, запланирован ряд мероприятий:
-педсовет на тему: «Совершенствование работы по речевому развитию воспитанников»
-консультации для воспитателей : «Формирование грамматического строя и развитие связной речи у дошкольников», «Как выполнять артикуляционную гимнастику», «Играем и развиваем грамматический строй речи»
- открытые занятия «Кого мы встретили в лесу», «В гостях у сказки"
-Оформление уголков речевого развития
- Оформление книжных уголков